Тюрьма как средство от иглы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В Государственную Думу РФ внесен законопроект, предусматривающий наказание в виде лишения свободы для людей, больных наркоманией. Вылечит ли тюрьма наркомана? Извечный вопрос, на который возможен только один ответ: нет.

наручники игла

Депутат Госдумы Олег Анатольевич Нилов предлагает дополнить 228-ю «наркотическую» статью Уголовного кодекса РФ частью пятой в следующей редакции:

«Статья 228.5. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача лицом, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с законодательством Российской Федерации поставлен диагноз «наркомания» , — наказываются лишением свободы на срок от четырех до шести месяцев». (Здесь и далее орфография и пунктуация источника сохранены – прим. автора.)

Прочитав текст законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования оказания наркологической помощи, надзоре за лицами, неоднократно осужденными за потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также усиления ответственности за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», я сразу вспомнил случай из работы сотрудником общественной организации, которая оказывала помощь наркозависимым людям. Мы с коллегой пришли на встречу с участковыми инспекторами одного из районных отделов полиции Санкт-Петербурга с благой, на наш взгляд, целью: рассказать об инициативе по консультированию людей, задержанных в состоянии наркотического опьянения, по принципу «равный-равному» непосредственно в отделах полиции, чтобы снабдить наркопотребителей контактами реабилитационных центров, групп взаимопомощи «Анонимные наркоманы», врачей-наркологов и т.д. Мы говорили о том, что это, возможно, позволит снизить число повторно совершаемых преступлений, связанных с наркотиками, станет хорошим подспорьем в профилактике ВИЧ-инфекции, позволит наркозависимым людям получать квалифицированную медицинскую и социальную помощь… Участковые нас выслушали, но в ответ у них нашелся только один комментарий: «Наркомана тюрьма вылечит».

Так ли это? Перед тем как отправлять больного наркоманией человека в тюрьму, нужно задаться вопросом: не будет ли у него там доступа к наркотикам? Данные Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в этом отношении настораживают. В 2013 году в исправительных учреждениях для взрослых было изъято 84 504 грамма наркотических и сильнодействующих веществ. А сколько изъято не было?

Я работаю в сфере выздоровления от наркозависимости с 2006 года и за это время не встретил НИ ОДНОГО человека, осужденного по 228-й статье, который бы не возвратился к употреблению наркотиков после «отсидки» в тюрьме. Многие употребляли наркотики прямо в местах лишения свободы.

Еще один вопрос: какую помощь больному наркоманией человеку будут оказывать в «местах не столь отдаленных»? Будут ли ему купировать абстинентный синдром («ломку»)? Будут ли оказывать психологическую поддержку? Все-таки сидеть придется от четырех до шести месяцев…

По словам главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна, в 2013 году в России насчитывалось порядка 600 тысяч зарегистрированных наркоманов. Их реальное число может достигать 1,5 миллиона человек, утверждает эксперт. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), между тем, оценивает количество активных наркопотребителей примерно в 3 миллиона человек. А теперь представьте, какая нагрузка ляжет на ФСИН и, соответственно, на бюджет РФ, если этих людей начнут приговаривать к лишению свободы за употребление наркотиков без назначения врача! (Для справки: по данным ФСИН, в 2013 году в исправительных учреждениях для взрослых уже содержалось 123 185 человек, осужденных за преступления, связанные с наркотиками.) Впору вводить квоту на число наркоманов, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности в течение одного календарного года…

Впрочем, в законопроекте есть важное примечание, которое, возможно, позволит избежать проблемы с переполняемостью тюрем: «Лицу, в установленном порядке признанному больным наркоманией, совершившему преступление, предусмотренное настоящей статьей, предоставляется право пройти курс лечения и реабилитации в лечебно-реабилитационном центре в приоритетном относительно предусмотренных настоящей статьей санкций порядке». Если больной наркоманией человек добровольно даст «информированное согласие на медицинское вмешательство для осуществления лечения в лечебно-реабилитационном центре», то он будет освобожден от ответственности за данное преступление в случае вынесения судом обвинительного приговора за его совершение.

Предположим, что наркозависимый человек выберет лечение и реабилитацию, а не тюрьму. Можно вспомнить цифры по официальному числу наркозависимых в России, а еще можно обратиться к статистике МВД, которая показывает, что за период с января по декабрь 2013 года в России органами внутренних дел и сотрудникам наркоконтроля было выявлено 231,5 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Из них 47% было совершено с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. То есть получается, что за остальными 53%, или 115 тысячами преступлений, могут скрываться обычные наркоманы, которые не сбывали никому наркотики, а приобретали и хранили их у себя для личного использования, и могут быть кандидатами на привлечение к уголовной ответственности по статье 228, часть 5? Справятся ли государственные и некоммерческие реабилитационные центры с «наплывом» новых клиентов? (Для справки: по словам президента Национальной ассоциации реабилитационных центров Юрия Крупнова, через некоммерческие реабилитационные центры проходит около 20 тысяч наркопотребителей в год. Через государственные – и того меньше.)

В пояснительной записке к законопроекту предусматривается «введение института лечебно-реабилитационных центров, осуществляющих профилактику и диагностику наркомании, медицинскую реабилитацию больных наркоманией, а также функции изоляции и медико-социальной реадаптации…». Для осуществления этой деятельности лечебно-реабилитационным центрам будет необходимо получить «лицензию» — при том что с июля 2013 года в России действует  ГОСТ Р 54990-2012 по оказанию «реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя». Что будет с этим документом? И как добиться создания «достаточного количества таких организаций» к 1 января 2017 года, когда, по задумке автора, закон должен будет вступить в силу?

Вопросы, вопросы, вопросы… Что означают слова «медицинское вмешательство для осуществления лечения в лечебно-реабилитационном центре»? Как по результатам медицинского освидетельствования человеку будет ставиться диагноз «наркомания»? Это же не медицинское освидетельствование на состояние наркотического или алкогольного опьянения водителя автотранспорта, речь идет о комплексном био-, психо-, социо-, духовном заболевании, которое нужно наблюдать в динамике. И как насчет соблюдения медицинской тайны в отношении больных наркоманией лиц?

В финансово-экономическом обосновании законопроекта говорится, что его принятие не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Расходные обязательства по осуществлению предлагаемых мер должны быть реализованы в рамках подпрограммы «Комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях» государственной программы  «Противодействие незаконному обороту наркотиков», принятой в апреле этого года. Однако, по словам директора ФСКН Виктора Иванова, начать ее реализацию на сегодняшний день невозможно из-за отсутствия «ресурсного обеспечения». Изменится ли ситуация к 2017 году? Возможно, но на фоне новостей о дешевеющей нефти и сокращении федеральных расходов на здравоохранение становится как-то тревожно…

На мой взгляд, новые законопроекты в сфере противодействия распространению наркомании в нашей стране нужны тогда, когда они ставят перед собой целью улучшение и развитие существующих видов помощи наркозависимым, а не ужесточение применяемых к больным людям мер. Что это может быть? Навскидку: создание государственных реабилитационных центров для беременных наркозависимых женщин и женщин с детьми, повышение зарплат сотрудникам государственных реабилитационных центров, выделение денег из средств бюджета РФ некоммерческим реабилитационным центрам, доказавшим свою эффективность многолетней работой, поддержка общественных организаций, которые занимаются подготовкой консультантов по химической зависимости из числа бывших наркопотребителей…

Я уверен, что, разрабатывая проект этого закона, его автор хотел как лучше . К сожалению, получилось «как всегда». Тюрьма наркомана не вылечит, помочь больному могут только специалисты соответствующего профиля – и он сам. Задача государства – сделать эту помощь максимально доступной.

Автор: Алексей Лахов, член Координационного совета РБОО «АЗАРИЯ („Матери против наркотиков“)».

5 Comments

Add yours
  1. Николай

    Алексей, единственное, что может сократить риски передозировок и отравлений от наркотиков, а также коррупцию, — легализация. Так уж создан человек, что от начала творения склонен, как к употреблению веществ, так и к коррупции на почве запретов

  2. Николай

    Не как лучше он хотел, а покрасоваться перед такими же подлецами, как он сам. Потому что не коснулось его, «чужое» это для него, а чужого не жалко, хоть гори огнем. Подлец, негодяй, предатель

    • Алексей

      Николай, тот же самый депутат предлагает еще и вот что: «Один из самых важных законопроектов, которые были мною подготовлены, предусматривает ужесточение ответственности за организацию, участие или «крышевание» наркобизнеса сотрудниками силовых структур. Я предлагаю приравнять эту деятельность к государственной измене — для того, чтобы виновные не смогли отделаться простым увольнением, как это происходит сейчас».

      Участковые, опера уголовного розыска и сотрудники ФСКН прекрасно знают, кто на их «земле» торгует, кто употребляет и т.д. И крышуют это дело. Наркозависимых — на лечение и реабилитацию, оборотней в погонах — в тюрьму. Такими мерами и можно добиться снижения спроса на наркотики в нашей стране.

      • php_html_css

        Давно уже людям пора научиться смотреть не на слова, а на их причины, мотивы.
        Отнюдь не для уменьшения количества наркоманов все это делается. Мотивы и рядом не стояли. Предложения, которые вводятся сверху, на самом деле вводят не те люди, на которых мы думаем. Дискуссии, согласные и несогласные верхних слоев — обыкновенный фарс, призванный пустить народу пыль в глаза. И главный вопрос, который, как мне кажется, должен интересовать людей — это цель сего безобразия. Потому что даже самые безобидные догадки насчет этих целей не могут не вызвать тревогу.
        Приглядитесь внимательнее — Вы увидите, как тонко организована последовательность действий «свыше».

Добавить комментарий