Сцена для жизни


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Александр Гезалов — о новом театральном проекте, который объединит воспитанников и сотрудников детского дома.

Мастерская сторителлинга

В Мастерской сторителлинга

На днях в центре Всеволода Мейерхольда прошла весьма значимая для меня встреча с артистами из Мастерской сторителлинга, которой руководит Елена Новикова. С людьми, которые с помощью театрального творчества пытаются изменить суть жизни сиротских учреждений. Они помогают соприкоснуться двум мирам закрытых сиротских систем — мира воспитанников детдома и мира тех, кто с ними работает. Найти ключевые точки для партнёрства и сотрудничества.

На встречу пришли молодые актёры, уже имеющие правильные социальные ориентиры и включенные в это дело — обогащения детей-сирот и сотрудников учреждений различным актерскими и иными приспособлениям.

Мы долго обсуждали устройство внутреннего мира детского дома, иерархические построения как детей, так и сотрудников. Говорили об основных болевых точках, которые влияют на качество жизни детей. А ещё о том, что работая с детдомом, важно помнить не только о детях, но и сотрудниках учреждения. Спонсоры и добровольцы проносятся обычно мимо воспитателей, не замечая последних, — быстрее-быстрее к деткам. Для того, чтобы по сути продублировать работу сотрудников детдома. Лучше ли, хуже ли — другой вопрос. Главное, что таким образом волонтёры уводят детей из-под влияния воспитателей, с которыми дети останутся, как только добровольческая волна схлынет. Если замечать одних жителей детдома и при этом отгораживаться от других, системной работы не получится. И наоборот — чтобы повлиять на реперные точки всей сиротской системы, нужно работать со всеми её элементами.

Руководитель мастерской сторителлинга Елена Новикова понимает это. Она предложила такую модель. Сначала детдомовские воспитанники и воспитатели делятся на потоки, с каждым из которых ведётся своя работа. А в конце эти потоки соединяются в одном общем спектакле, который позволяет включить детей и сотрудников учреждения в процесс совместного творчества, взаимного познания и партнёрства. А также раскрыть новые внутренние ресурсы и возможности.

Во время подготовки совместного спектакля специалисты изучают детей и сотрудников детского дома. В том числе — с помощью глубокого интервьюирования. Известный специалист по сторителлингу Кирилл Гопиус предлагает вместе с сотрудником учреждения попытаться заново «родиться», оглянуться назад и постараться посмотреть вперед. Поискать ответы на свои вопросы —как на те, что лежат на поверхности, так и на те, которые воспитатели себе и не задавали.

Например, лишь немногие сотрудники сиротских учреждений могут ответить, зачем они вообще работают в детском дома. Часто отвечают шаблонно и слегка обижаясь — мол, странный вопрос, ради детей конечно же. Но уже через некоторое время беседы осознают, что мотив может быть совсем иным и скрыт в их далеком прошлом, возможно в детстве. Важность внутреннего разговора, на мой взгляд весьма важный инструмент в самопознании и в новом самоопределении. А без нового самоопределения невозможно выстраивать стратегию своего будущего.

Результатом проекта Елены Новиковой и её товарищей станет совместный спектакль детдомовских детей и взрослых. Чтобы уже на сцене соединиться в новом качестве, почувствовать сопричастность к важному моменту, дать зрителю нравственный вывод из того, что им совместно удастся сделать. Чтобы выходя на общий финальный поклон, и держась за руки, это были уже совсем иные дети и взрослые. Чтобы потом перейти на сцену жизни, не боясь быть самим собой, и смело шагнуть вперёд.

P.S. Когда я сам заканчивал детдом, я написал этот небольшой стих:

Мы рождаемся на сцене, Жизнь – театр, у всех есть роль.

Мы и зритель, мы и критик, и актер и режиссер.

И комфортом декораций мизансцены окружая,

Мы все больше неизвестных персонажей порождаем.

Мы то Гамлет, то Ростова, то Раскольников в мученье…

Это все одна дорога, лишь нарядов облаченье.

Так живем, меняя сцены, провожая и встречая,

И играем роль за ролью, сцены в прошлом оставляя.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий