Возврату подлежат. Почему сироты не остаются в приёмных семьях
Американская семья собирается через суд добиться отмены усыновления двух приёмных детей из России. Родители утверждают, что у детей серьёзное расстройство психики, о чём не предупредили в агентстве по усыновлению. Так это или нет — решит суд, который будет открытым и начнётся через месяц. Как ни странно, я очень понимаю решение американской семьи.
Об этой истории подробнее прочитать можно, например, здесь. Я не буду останавливаться на этом случае. Хотя бы потому, что в России проблем с отказами от приёмных детей куда больше, чем в Штатах. У нас возвращают под государственную опеку — без всякого суда, а напрямую — более шести тысяч детей-сирот. И скоро, боюсь, будет ещё больше. Часто семья не может не вернуть сироту, так как не имеет ресурсов для его воспитания. А многие сироты, с другой стороны, не могут и не способны перейти в семью, потому что получили дозу сиротской радиации от детдомовской системы. А радиация эта вызывает такие нарушения в поведении ребёнка, что нормальная, не подготовленная специальным образом семья справиться не сможет.
У проблемы возврата детей-сирот в детские дома много причин. В России одна из основных заключается в том, что государству нужно было быстро снизить количество сирот в детских домах. Появился пресловутый восьмой пункт эффективности наших губернаторов. Перед ними поставили задачу за год значительно снизить количество детей-сирот в регионе. Нередко называют цифру в тридцать процентов. В некоторых регионах чиновники ревностно принялись за это дело, распихивая сирот по семьям, закрывая детские дома.
И при этом государство не обратило внимание на то, что база для семейного усыновления ещё не полностью готова. Изначально были проблемы даже с федеральным с законодательством в области семейного устройства детей-сирот, однако в последние несколько лет законы привели к более-менее приличному виду. А вот качественного обучения приёмных родителей, а также серьёзного сопровождения принимающих семей как не было, так и нет. Особенно эта проблема видна в небольших сельских местах. Добрые сельские жители отвечают на призыв власти, набирают сирот в свои семьи и дальше просто не знают, что с ними делать. У всех сирот — психологические проблемы, все они не готовы жить в семье, не адаптированы для самостоятельной жизни, привыкли ко всему готовому, у них нарушения привязанности. И вот их забирают в семьи, детские дома с помпой закрывают, а через несколько месяцев приёмные родители собирают сирот и везут в отдалённые детские учреждения, тем самым нанося еще одну травму – отрыв от знакомой территории и людей.
Кампанейщина — всегда худший друг доброму началу. То, что делает государство для решения проблемы сиротства — очень похоже на компанейщину. Все хотят стать первыми по усыновлениям, но не понимают что этим самым нарушают жизни многих семей и в том числе детей. Определяя по-быстрому новые дислокации сирот, совершенно не думая, что скорее всего приемной семье необходимы будут и поддержка, и сопровождение. На это нужно обращать внимание в первую очередь, а не на количественные показатели усыновления. Опыт патронатных семей как раз об этом — когда система детского дома, перестраиваясь, ещё некоторое время сопровождает семьи, принявшие детей.
Таков опыт работы Марии Терновской: главное — не оставить семью один на один с проблемой. Необходимо обучать и семьи, и тех кто будет сопровождать их потом, потому что есть объективные трудности в воспитании детей, причём не только сирот.
Пора уже задуматься об этом, чтобы возвраты так же уходили в прошлое, как уходит система сиротских учреждений. Хорошо, что у власти некоторое время назад появилось понимание, что пора закрывать детдома. Теперь нужно перейти на новый уровень — понять значение поддержки и сопровождения семей. Если этого не сделать, детские дома так и будут цвести пышным цветом, несмотря на то, что их особо уже не желает ни общество, ни государство. А американская семья, возвращающая наших сирот, — яркий показатель того, что детские дома как институт может только навредить ребёнку. И уж никак не подготовить его к жизни вне учреждения.
Верные слова, необходимо обучать семьи, необходимо обучать тех, кто будет сопровождать эти семьи. Но хочется, чтобы в сопровождении наших семей были все же задействованы те специалисты, кто имеет положительный опыт приемного родительства, или, хотя бы, немалый опыт работы в учреждениях для детей-сирот. (Извиняюсь за двойной комментарий)
Верные слова, необходимо обучать семьи, необходимо обучать тех, кто будет сопровождать эти семьи. Но хочется, чтобы в сопровождении наших семей были все же задействованы те специалисты, кто имеет положительный опыт приемного родительства, или, хотя бы, немалы
Проблема плохой подготовки будущих родителей это следствие, а причина в плохой подготовленности тех, кто готовит…
Согласен!!
Часто после прохождения одной ШПР (не будем указывать пальцем) люди идут в другую-переучиваться!!!!
Спасибо Александр!