Комиксы для будущей жизни


Александр Гезалов — о новом комиксе «Что будет завтра», который поможет в подготовке детей-сирот к самостоятельной взрослой жизни.

что будет завтра

Не секрет, что воспитанники детдомов имеют весьма смутное представление о будущей своей жизни. Социальная сегрегация приводит к тому, что дети выходят из стен госучреждений дезориентированными и терпят фиаско буквально в первый же день жизни в новой для них среде общежития или квартиры. Дети «заколачивают» себя в новом пространстве, так как не имеют стратегии и тактики куда двигаться, что в себе развивать и самое главное — где получить новые навыки и компетенции. Они сидят безвылазно в общагах или бегут обратно в детский дом, где всё знакомо и ничего делать не надо. Неумение приспособиться к взрослой жизни приводит к фобиям, а проблему страха детдомоцы нередко решают алкоголем и наркотиками, асоциальным поведением.

Ребенок выезжает из сытого обеспеченного детства в новое пространство, но в его голове продолжает жить прежний управленческий механизм – государство всем обеспечит. Конечно, в детдоме пытались подготовить к новой жизни, но как-то всё мимо было. Например, детей-сирот часто вывозят на заводы и предприятия, чтобы помочь определиться с профессией. Но ведь именно что вывозят, показывают картинки другой жизни. Ребёнок не понимает, что это то самое место, куда нужно будет в будущем ехать работать, чтобы получить заработную плату и затем на эти деньги жить.

Между тем у воспитанника детского дома есть болевые точки, которые едва заметны тем, кто за забором. Дети обидчивы, конфликтны, не умеют решить простых вопросов в отношениях с другими, особенно малознакомыми, людьми. Ведь они привыкли годами решать вопросы лишь внутри замкнутого коллектива и с помощью ограниченного набора инструментов: обида, байкот, драка, игнорирование, побег. Но за стенами казённого детства такие приёмы уже не работают. И натыкаясь на непонимание, дети всё больше боятся совершить ошибку, тем самым лишая себя возможности потренироваться в поиске алгоритмов решения вопроса.

Мы пытаемся подготовить воспитаников детских довмов к самостоятельной жизни, используя максимальное количество инструментов. Одним из таких действенных способов стали комиксы — изложенные в понятном для ребёнка виде путеводители по самостоятельной жизни.

Некоторое время назад мы выпустили комикс «Тачки», в которых на примере бездумного приобретения старых машин рассказываем, как правильно тратить деньги. Дело в том, что воспитанники детских домов не знают цену деньгам, тратят их как хотят, не задумываясь о будущем дне. Ведь завтра им снова предоставят всё готовое — к такой мысли приучили в детдоме. И когда выясняется, что ничего готового назавтра не будет, дети опять бегут от проблем, а не пытаюся их решить. «Тачки» имели большой успех у детей из детдомов и школ-интернатов.

А новый наш комикс «Что будет завтра» посвящён конфликтологии, важному и очень больному для сирот вопросу. Основной лейтмотив рассказа — показать важность сдержанности, смирения, изучения и понимания ситуации, поиска бесконфликтного выхода из трудной ситуации. Поиска партнёрства. Желания не нарушать закон даже в крайнем случае.

Комикс нарисовали художники Наталья и Андрей Снегирёвы при участии известного психолога Зои Ординой. Проект патронируют известные комиксисты – Алексей Иорш и Хикус. Помимо ярких картинок, в конце комикса главные герои задают детям разные вопросы.

Этот комикс будет полезным и для добровольцев, которые смогут использовать его для решения разных трудностей воспитанников и выпускников детдомов.

Если у кого-то возникнут вопросы по сотрудничеству, пишите: gezalov@yandex.ru

P.S. Известный специалист в области социального сиротства профессор Галина Семья выделяет более сорока болевых точек у выпускников детдомов. Это означает, что нам нужнл будет нарисовать как минимум ещё тридцать восемь комиксов.

  1. Любовь Цой

    Важность темы конфликтологии для выпускников д/домов — не вызывает сомнений. Обращу внимание на комикс в методическом контексте и разверну профессионаьную критику, которая необходима для повышения их качества в современном аспекте. Модель бесконфликтного общества — доминировала в СССР и отмеччается как в тоталитарных странах и в странах третьего мира. В тоталитарных странах люди боятся защищать свои интересы (конфликт — столкновение интересов), а третьем мире- у людей нет сил защищать свои интересы. Россия выбрала путь демократии и рынка (см.Конституцию РФ) путь конфликтный и сложный, пронизанный конфликтами разного рода. Именно поэтому, детей надо учить защищать свои интересы и полноценно жить в конфликтном обществе, в котором столкновение интересов, позиций — нормальный жизненный процесс. Делать упор на их интеллектуальном и психологическом развитии, на процессе самоопределения, а не только на сдержанности и смирении. Ставя такие задачи (….показать важность сдержанности, смирения, изучения и понимания ситуации, поиска бесконфликтного выхода из трудной ситуации) авторы комиксов ослабляют выпускников д/домов. Вопросы заданные в конце статьи — заостряют внимание на причиназх добычи денег. Последний вопрос о выборе жизненном пути наталкивает на мысль о том, что жизненный путь связан с добычей денег и машин. Теперь по поводу оформления — дизайн комиксов из прошлого века, напоминате совковые плакаты. Выпускникам д/домов необходимы комиксы по разным аспектам конфликтологии, но я бы не стала их выделять от других детей и посвящать комиксы только детям из д/домов.

Добавить комментарий