Бабушка-блокадница и дух свободы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Обозреватель «Филантропа» Андрей Сучилин — об истории с умершей в полицейском участке бабушки-блокадницы, о том, что такое свобода в исполнении приказов и почему российские НКО должны не только помогать малоимущим, но и распространять дух свободы.

old_woman

Сначала я расскажу о событиях, которые многим уже известны.

Одновременно с ЧП, произошедшим с пожилой женщиной, задержанной в питерском магазине «Магнит», похожая история произошла в одном американском супермаркете. В российском супермаркете охранники задержали старушку-блокадницу, обнаружив 3 пачки масла в её корзинке. За три пачки масла, которые не были задекларированы в покупке, но не были и украдены. Они задержали её и сдали в полицию, где она и умерла. Непосредственно в отделении.

Параллельно во времени в магазине городка Лондон, но не в Британии, а в американском штате Кентукки, мужчина попытался украсть детское питание. Полицейский Джастин Роби выяснил, что правонарушитель — одинокий отец, воспитывающий полугодовалого сына, вместе с которым и пришёл в супермаркет. Эта семья переживает сложные времена.

Менеджер магазина решил не выдвигать против мужчины никаких обвинений, а полицейский согласился с этим. Позднее в интервью офицер полиции Джастин Роби пояснил: «Если бы я возбудил дело, ничем хорошим это бы не кончилось. У него и так нет денег, и если я отправлю его в суд, у него средств не прибавится. Я поставил себя на его место. Что если я попал бы в ситуацию, когда мне было бы нечем кормить сына?» Офицер из своего кармана оплатил детское питание и отпустил совершившего кражу мужчину, подсказав тому координаты организаций, которые могли бы помочь его семье. «Мы не роботы, за полицейским значком — тоже человек».

О чем я хотел бы сказать?

Не о том, что у «них» — рай и благодать. И не о том, что «у нас» — ад. Вовсе не об этом. Я хотел бы сказать о некоторых механизмах, которые порой даже вопреки «субъективной» воле людей, включенных в эти механизмы, порождают подобные вещи. Я, к примеру, уверен, что все вы, читающие этот текст, либо участвовали в конфликтах с охранниками в российских супермаркетах, либо наблюдали такие конфликты, случившиеся у других людей. Хотя бы с расстояния в 20 метров.

И, собственно, при чем тут НКО? У нас же журнал – про благотворительность и про НКО.

Как вы знаете, на Нюрнбергском процессе очень часто аргументом подсудимых было: «Я выполнял приказ!». Те из вас, кто служил в армии или в военных организациях разного рода, знают, что приказ не исполнить нельзя. Но описанные выше случаи открывают простую, в общем-то, вещь: приказ можно исполнить по-разному. Три пачки масла сейчас — примерно 300 рублей, то есть, примерно 4 с половиной доллара (курс плавает, потому говорю приблизительно). Детское питание тоже было где-то близко по цене, не думаю, что более 10 долларов. Так почему же при практически одинаковых приказах и сопоставимых потерях в случае воровства действия охранников и полицейских были такими разными? Потому, что американский полицейский был «добрым полицейским», а российские – «плохими и злыми»?

И чем следует заниматься НКО? Закупать старушкам масло, развивать у них правовое сознание при грядущем Альцгеймере или работать с полицейскими и охранниками магазинов, стараясь добиться от них серьезных благотворительных пожертвований?

Итого

Позволю себе небольшое лирическое отступление, а именно – вопрос, который я вам задам. Что произойдет, если вы, солидные и взрослые люди с позитивной кредитной историей, выйдите на улицу и громко крикнете «Свобода!»? Сколько процентов проходящих граждан покрутят пальцем у виска и сколько – плюнет в вас? Сколько процентов полицейских немедленно к вам подойдут?

Зачем я спрашиваю? А вот зачем. Свобода исполнить приказ так или иначе, одним способом или другим, — есть тоже свобода. И важнейшая функция НКО – не только обеспечить всех старушек тремя пачками масла или их всех тотально перевести через дорогу, но и в том, чтобы распространять дух свободы. Который не в том заключается, чтобы оправдывать воровство, пусть даже и бабушкино. А в том, чтобы убедить людей, в том числе и полицейских (этих – медленно и несколько раз), в том, что они – свободны. И не обязаны никому быть негодяями.

1 comment

Add yours
  1. Sonya Matveeva

    Очень больно это читать. К сожалению, блюстители порядка забывают иногда, что в первую очередь они обеспечивают безопасность народа, включая эту бабушку. А у них какое-то странное понимание «порядка»… как хочется, чтобы сознание поменялось у людей. И появилось сердце.

Добавить комментарий