Обречены на партнерство?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

27 февраля прошла первая часть XI конференции газеты «Ведомости» (в этом году конференция двухсерийная, вторая часть состоится в Брюсселе 9 марта). Своими наблюдениями делится обозреватель «Филантропа».

благотворительность-в-России

Конференция «Ведомостей» «Благотворительность в России»

Чего на конференции не было

Заявленная тема конференции «Партнерство в благотворительности: новые вызовы для фондов и компаний» позволяла надеяться, что разговор пойдет об актуальной для большинства благотворителей ситуации экономического кризиса. Однако на всем протяжении конференции собственно о новых вызовах и о том, кто и как собирается на них отвечать, речи не было. Кризис был просто общим фоном происходящего: «Ну да, понятно, кризис. Неизбежны сокращения благотворительных бюджетов. Волонтерство будет более актуальным…» И т.д. и т.п.

Вообще же у меня было довольно острое ощущение несоответствия бодрых и прекраснодушных выступлений происходящему в стране. Накануне конференции, 26 февраля, например, Минтруда официально заявило о том, что число безработных в России еженедельно увеличивается на 19-20 тыс. Казалось бы, представители бизнеса, большинство которого работает в регионах и уже столкнулось с серьезными проблемами, могли бы обсуждать такие животрепещущие вещи как: Что делать с людьми, которые лишились работы сейчас и лишатся ее в ближайшем будущем? Как снижать растущую социальную напряженность? Как перепрофилировать свои благотворительные программы с учетом обостряющихся проблем?

Представители некоммерческих организаций, в свою очередь, могли бы обратить внимание корпораций на болевые точки, требующие особенного внимания, и, соответственно — на те направления благотворительности, которые сейчас теряют поддержку и наиболее в ней нуждаются.

Но ничего подобного не произошло. Возможно, конференция не воспринимается участниками как площадка для откровенного разговора. Или же все пока не очень понимают, как ситуация будет развиваться дальше, и не спешат к антикризисному партнерству.

Я в этой связи вспомнила о том, что еще в 2009 году Ирина Прохорова говорила о благотворителях, что вопрос объединения для них – искусственный: большинство не чувствует, что это жизненная необходимость. И упоминала жареного петуха, который должен клюнуть, чтобы это начало происходить. Неужели все еще не…?

Справедливости ради нужно сказать, что от некоторых участников собрания все же удалось услышать слова о том, что консолидация важна и нужна. Но не более того.

Итак, что же на конференции было.

Что такое партнерство

На первой сессии говорили о партнерствах вообще.

Во-первых, было обсуждение того, что такое «партнерство». Наиболее эмоциональный отклик получила метафора «брачного союза», в котором за этапом влюбленности и очарования следует долгая и кропотливая работа для сохранения отношений. С умением терпеть, прощать и прочая. «Брак устойчив тогда, когда развиваются обе стороны, — сказала Наталья Поппель, начальник отдела корпоративной социальной ответственности «Северстали». — Партнеры не должны быть зациклены друг для друга».

Во-вторых, общими усилиями был составлен список важных для создания партнерств вещей. Что они должны, например, разделять ценности, одинаково понимать этические моменты…

В-третьих, говорилось о сложностях в создании партнерств между разномасштабными участниками. «Партнера из НКО часто воспринимают как подрядчика, которому выставляется заказ», — отметила Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.ru». Не всегда есть  доверие к экспертным компетенциям профессиональных благотворителей. «Между теми, кто деньги дает, и кто берет – большая разница, — подчеркнула Мария Черток, директор CAF Россия. — Чтобы эти отношения власти и подчинения сбалансировать, и максимально дать возможность проявиться сильным сторонам партнеров, благих намерений недостаточно, нужны конкретные технологии», — уверена она.  Но обсуждения этих конкретных технологий, увы, не последовало.

Партнерства между НКО

Опыт партнерств между благотворительными фондами обсуждался на отдельной секции. Такие партнерства создаются по-разному: одни вырастают стихийно, другие – из жесткой необходимости, а некоторые организуются вокруг конкретной акции, призванной дать дивиденды всем ее участникам.

Коалиция «Все вместе» — одно из самых больших партнерств фандрайзинговых фондов (порядка 40-ка), создавалось как «круг подруг». «10 лет назад мы стали встречаться в «Петровиче», потом по квартирам. Дружба переросла в институцию», — рассказала Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца». Сначала участники содружества думали, что дают фондам ресурсную поддержку — создают реестр «надежных». Потом поняли, что создали профсоюзную организацию, «для повышения общего веса благотворительности в обществе», помогающую отстаивать интересы благополучателей. «Это помогло нам, например, отвоевать памперс в кризис», — сказала Катя.

Фонд «Подари жизнь» создал региональное партнерство, чтобы обеспечить поддержку детям, которые после лечения в Москве отправляются домой. «Мы получаем информацию о том, как дела в региональных больницах, передавая детей на долечивание, — рассказала  Екатерина Чистякова директор фонда «Подари жизнь». —  Региональные фонды хорошо знают тонкие настройки, у них есть контакты с местной властью, больницами и т.п. Фонд в Казани, например, лучше нас справляется с фандрайзингом для местных детей».

Не все акции, задуманные в партнерстве, эффективны для всех его членов. Фаина Захарова, директор фонда «Линия жизни», предложила «праздновать неудачи», тем самым проводя рефлексию и извлекая опыт. Проект «Жизнь в движении Килиманджаро-2014» не дал ожидаемого результата трем партнерам из четверых. «Технологическая база проекта не была продумана. Это мой просчет – я понадеялась на слова и обещания», — взяла на себя ответственность Фаина Захарова. Тем не менее, участникам этой истории удалось не разругаться друг с другом, что уже само по себе определенный результат.

«Мы на партнерство обречены. Немногие нам хотят оказать поддержку, и если мы не будет держаться друг друга, ничего не выйдет», — подчеркнула Катя Бермант.

«Партнерство – не цель, а средство для достижения результата. Тогда нужно договариваться, тратить ресурсы, наступать на горло собственной песне… Важно, чтобы это работало на объединение, консолидацию сектора», — резюмировала Мария Черток, будучи модератором этой секции.

К сожалению, о партнерстве бизнеса в своей среде мне ничего узнать не удалось, так как эта секция шла параллельно той, на которой я присутствовала.

Полезные советы

Последняя сессия, названная «Опыт организации ярмарок и корпоративных мероприятий с различными партнерами в пользу благотворительных организаций», была своеобразным набором советов для представителей корпораций и благотворительных фондов.  Им рассказывали, как мотивировать волонтеров (внутри корпорации), как добиваться того, чтобы помощь была системной и даже – как найти ключ к руководителю. В очередной раз говорилось и о том, чего ждут от волонтеров благотворительные фонды.

Конкретный сервис для частных пожертвований сотрудников на «Добро.ру» предложила корпорациям Александра Бабкина: «Для любой компании готовы создать собственную страницу».

А Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужна помощь.ру» дал благотворителям универсальный фандрайзинговый рецепт для социальных сетей. Рекламный ролик с участием Леонида Парфенова, размещенный в ЖЖ Артемия Лебедева принес проекту «Нужна помощь.ру»  ощутимый результат. «После размещения ролика у нас шесть раз упал сайт. За несколько дней мы сделали годовой бюджет. Важно сделать максимум лайков и репостов в первый час публикации, если будет 800 репостов, аудитория вырастет на 300%».

Любопытно, что собственно ярмарки не были упомянуты ни в одном выступлении…

О втором дне конференции в Брюсселе известно, что там будут специально обсуждать деятельность корпоративных благотворительных фондов. Может быть, тема новых вызовов оставлена на эту часть?

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий