Обречены на партнерство?
27 февраля прошла первая часть XI конференции газеты «Ведомости» (в этом году конференция двухсерийная, вторая часть состоится в Брюсселе 9 марта). Своими наблюдениями делится обозреватель «Филантропа».
Чего на конференции не было
Заявленная тема конференции «Партнерство в благотворительности: новые вызовы для фондов и компаний» позволяла надеяться, что разговор пойдет об актуальной для большинства благотворителей ситуации экономического кризиса. Однако на всем протяжении конференции собственно о новых вызовах и о том, кто и как собирается на них отвечать, речи не было. Кризис был просто общим фоном происходящего: «Ну да, понятно, кризис. Неизбежны сокращения благотворительных бюджетов. Волонтерство будет более актуальным…» И т.д. и т.п.
Вообще же у меня было довольно острое ощущение несоответствия бодрых и прекраснодушных выступлений происходящему в стране. Накануне конференции, 26 февраля, например, Минтруда официально заявило о том, что число безработных в России еженедельно увеличивается на 19-20 тыс. Казалось бы, представители бизнеса, большинство которого работает в регионах и уже столкнулось с серьезными проблемами, могли бы обсуждать такие животрепещущие вещи как: Что делать с людьми, которые лишились работы сейчас и лишатся ее в ближайшем будущем? Как снижать растущую социальную напряженность? Как перепрофилировать свои благотворительные программы с учетом обостряющихся проблем?
Представители некоммерческих организаций, в свою очередь, могли бы обратить внимание корпораций на болевые точки, требующие особенного внимания, и, соответственно — на те направления благотворительности, которые сейчас теряют поддержку и наиболее в ней нуждаются.
Но ничего подобного не произошло. Возможно, конференция не воспринимается участниками как площадка для откровенного разговора. Или же все пока не очень понимают, как ситуация будет развиваться дальше, и не спешат к антикризисному партнерству.
Я в этой связи вспомнила о том, что еще в 2009 году Ирина Прохорова говорила о благотворителях, что вопрос объединения для них – искусственный: большинство не чувствует, что это жизненная необходимость. И упоминала жареного петуха, который должен клюнуть, чтобы это начало происходить. Неужели все еще не…?
Справедливости ради нужно сказать, что от некоторых участников собрания все же удалось услышать слова о том, что консолидация важна и нужна. Но не более того.
Итак, что же на конференции было.
Что такое партнерство
На первой сессии говорили о партнерствах вообще.
Во-первых, было обсуждение того, что такое «партнерство». Наиболее эмоциональный отклик получила метафора «брачного союза», в котором за этапом влюбленности и очарования следует долгая и кропотливая работа для сохранения отношений. С умением терпеть, прощать и прочая. «Брак устойчив тогда, когда развиваются обе стороны, — сказала Наталья Поппель, начальник отдела корпоративной социальной ответственности «Северстали». — Партнеры не должны быть зациклены друг для друга».
Во-вторых, общими усилиями был составлен список важных для создания партнерств вещей. Что они должны, например, разделять ценности, одинаково понимать этические моменты…
В-третьих, говорилось о сложностях в создании партнерств между разномасштабными участниками. «Партнера из НКО часто воспринимают как подрядчика, которому выставляется заказ», — отметила Александра Бабкина, руководитель проекта «Добро Mail.ru». Не всегда есть доверие к экспертным компетенциям профессиональных благотворителей. «Между теми, кто деньги дает, и кто берет – большая разница, — подчеркнула Мария Черток, директор CAF Россия. — Чтобы эти отношения власти и подчинения сбалансировать, и максимально дать возможность проявиться сильным сторонам партнеров, благих намерений недостаточно, нужны конкретные технологии», — уверена она. Но обсуждения этих конкретных технологий, увы, не последовало.
Партнерства между НКО
Опыт партнерств между благотворительными фондами обсуждался на отдельной секции. Такие партнерства создаются по-разному: одни вырастают стихийно, другие – из жесткой необходимости, а некоторые организуются вокруг конкретной акции, призванной дать дивиденды всем ее участникам.
Коалиция «Все вместе» — одно из самых больших партнерств фандрайзинговых фондов (порядка 40-ка), создавалось как «круг подруг». «10 лет назад мы стали встречаться в «Петровиче», потом по квартирам. Дружба переросла в институцию», — рассказала Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца». Сначала участники содружества думали, что дают фондам ресурсную поддержку — создают реестр «надежных». Потом поняли, что создали профсоюзную организацию, «для повышения общего веса благотворительности в обществе», помогающую отстаивать интересы благополучателей. «Это помогло нам, например, отвоевать памперс в кризис», — сказала Катя.
Фонд «Подари жизнь» создал региональное партнерство, чтобы обеспечить поддержку детям, которые после лечения в Москве отправляются домой. «Мы получаем информацию о том, как дела в региональных больницах, передавая детей на долечивание, — рассказала Екатерина Чистякова директор фонда «Подари жизнь». — Региональные фонды хорошо знают тонкие настройки, у них есть контакты с местной властью, больницами и т.п. Фонд в Казани, например, лучше нас справляется с фандрайзингом для местных детей».
Не все акции, задуманные в партнерстве, эффективны для всех его членов. Фаина Захарова, директор фонда «Линия жизни», предложила «праздновать неудачи», тем самым проводя рефлексию и извлекая опыт. Проект «Жизнь в движении Килиманджаро-2014» не дал ожидаемого результата трем партнерам из четверых. «Технологическая база проекта не была продумана. Это мой просчет – я понадеялась на слова и обещания», — взяла на себя ответственность Фаина Захарова. Тем не менее, участникам этой истории удалось не разругаться друг с другом, что уже само по себе определенный результат.
«Мы на партнерство обречены. Немногие нам хотят оказать поддержку, и если мы не будет держаться друг друга, ничего не выйдет», — подчеркнула Катя Бермант.
«Партнерство – не цель, а средство для достижения результата. Тогда нужно договариваться, тратить ресурсы, наступать на горло собственной песне… Важно, чтобы это работало на объединение, консолидацию сектора», — резюмировала Мария Черток, будучи модератором этой секции.
К сожалению, о партнерстве бизнеса в своей среде мне ничего узнать не удалось, так как эта секция шла параллельно той, на которой я присутствовала.
Полезные советы
Последняя сессия, названная «Опыт организации ярмарок и корпоративных мероприятий с различными партнерами в пользу благотворительных организаций», была своеобразным набором советов для представителей корпораций и благотворительных фондов. Им рассказывали, как мотивировать волонтеров (внутри корпорации), как добиваться того, чтобы помощь была системной и даже – как найти ключ к руководителю. В очередной раз говорилось и о том, чего ждут от волонтеров благотворительные фонды.
Конкретный сервис для частных пожертвований сотрудников на «Добро.ру» предложила корпорациям Александра Бабкина: «Для любой компании готовы создать собственную страницу».
А Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужна помощь.ру» дал благотворителям универсальный фандрайзинговый рецепт для социальных сетей. Рекламный ролик с участием Леонида Парфенова, размещенный в ЖЖ Артемия Лебедева принес проекту «Нужна помощь.ру» ощутимый результат. «После размещения ролика у нас шесть раз упал сайт. За несколько дней мы сделали годовой бюджет. Важно сделать максимум лайков и репостов в первый час публикации, если будет 800 репостов, аудитория вырастет на 300%».
Любопытно, что собственно ярмарки не были упомянуты ни в одном выступлении…
О втором дне конференции в Брюсселе известно, что там будут специально обсуждать деятельность корпоративных благотворительных фондов. Может быть, тема новых вызовов оставлена на эту часть?
+ There are no comments
Add yours