Под запах шашлыка. Что делают волонтёры — успешные люди в детских домах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Елена Любовина, приёмная мама и заместитель директора благотворительного фонда «Абсолют-помощь», рассказывает о встрече волонтёров с детьми одного из детских домов Московской области. О том, зачем успешные люди приезжают в детские дома. И о том, действительно ли эти визиты идут на пользу детям.

Пикник

В мае — пора выпускных вечеров в школах-интернатах и детских домах. А ещё — десятки социально значимых мероприятий: спартакиады, зарницы, финалы различных конкурсов. Это и понятно — хорошая погода, новенькие спортивные площадки, построенные спонсорами и фондами, отремонтированные актовые залы, подаренный инвентарь и приближающийся «последний звонок».

Настроение на подъёме: девочки в кабинете профориентации шьют выпускные платья, мальчики в мастерской делают реквизит для праздника, солнышко за окном. Пахнет летом и свободой!

Директор школы-интерната рассказывает мне о плотном майском графике: «Завтра фонд такой-то проводит финал турнира по футболу, в среду запланированная зарница: активисты из клуба такого-то делают верёвочный курс в лесу, в четверг — репетиция концерта, в пятницу ждём гостей из государственных структур, ну а в выходные традиционно волонтёры приедут из компании такой-то, будут общаться с детьми и, возможно, делать шашлыки».

Справка
По данным мониторинга благотворительного фонда «Абсолют-помощь» каждую школу-интернат Московской области поддерживают от 3 до 10 фондов, волонтёрских организаций и коммерческих компаний.
Государство, коммерческие компании, фонды, молодёжные организации, волонтёры. Десятки, сотни людей устремляются с благими намерениями к детям. В прошлые выходные я стала участником встречи волонтёров с детьми одного из детских домом Московской области. На это мероприятие мою подругу пригласили «студенты» частной лидерской программы.

Команда волонтёров

В подмосковный городок мы поехали самостоятельно и успели встретить детей у храма, в который их привели на утреннюю службу.

Директор детского дома рассказала, что рядом в лесу будут проходить соревнования команд, подготовленные местным военно-спортивным клубом.

Через час, когда соревнования были в разгаре, в лес стали заезжать дорогие машины волонтёров лидерской программы. Приехало около 20 человек.

Дети очень обрадовались, было видно с каким восхищением они смотрят на этих красивых, стильно одетых молодых людей.

Мы познакомились и, создав команду волонтёров, присоединились к игре.

«Поездки в детский дом — один из курсов программы»

Участники лидерской программы помогают детским домам не за свои деньги: по условию программы, они должны привлечь средства с помощью фандрайзинга. В основном деньги дают коллеги, партнёры, друзья. Этот выезд «финансировала» какая-то девушка, дала 40 тысяч рублей.

А всего за полгода волонтёры привлекли на помощь этому детдому около 1 млн рублей. На эти деньги здесь поставили новые окна, сделали ремонт и т. д.

После игры я поговорила с волонтёрами, пытаясь понять, с какой целью успешные люди приезжают в детский дом. И услышала несколько историй.

Михаилу 32 года, он высокий голубоглазый красавец. Владелец собственного бизнеса, женат, двое детей.

«Я полгода обучаюсь по лидерской программе и жизнь моя сильно изменилась, — говорит Михаил. — Я понял, что делал не так и открыл в себе невероятный внутренний потенциал. Поездки в детский дом — это один из курсов программы, для его прохождения нужно набрать не меньше 50 часов общения с детьми. Мы приезжаем сюда каждую неделю».

Красивой блондинке Ольге 37 лет, она топ-менеджер российской компании.

«С этим детским домом уже давно сотрудничает наша программа, до нас приезжали „студенты“, которые теперь стали выпускниками, после нас будут новые ребята, которые придут в программу. Такая преемственность. Так что дети одни не останутся. Есть ещё несколько детских домов, куда другие группы приезжают», — рассказывает Ольга.

«Я не люблю активные игры, — признаётся 25-летний бизнесмен Василий. — Меня дети часто просят покатать их на машине на скорости». Он смотрит на свой огромный кадиллак, в котором уже сидят дети, человек семь, и нажимают все кнопки подряд: «Дети приготовились, скоро поедем!»

Подхожу к волонтёру Егору, известному повару, которого можно увидеть в телепередачах. Он здесь со своей супругой. «Я приехал готовить, угли уже прогорают, сейчас будем делать шашлык», — говорит он мне.

Судьба воспитанников детдома: адаптируется каждый десятый

Все добровольцы улыбаются и с гордостью рассказывают о своём участии в волонтёрском курсе.

Но разговор перестаёт их интересовать, как только я спрашиваю, что с этими детьми будет дальше и привожу народную статистику: 10% — адаптируется в общество, 40% — алкоголь и наркотики, 40% — тюрьмы, 10% — гибель.

Я спрашиваю этих людей, насколько их благотворительность разумна:

  • Можно ли внести полезный смысл?
  • Научить старших детей планированию и целеполаганию, поговорить о профессиональных возможностях?
  • Поделиться опытом, ведь все волонтёры успешные люди?
  • Разработать содержательную программу встреч и попытаться дать «удочку» детям? Чтобы дети могли поменять свою жизнь, как только что поменяли свою жизнь сами участники лидерской программы?

Бодрые собеседники начинают скучать и тихонько отходят от меня…

Шашлыки

Первая партия шашлыков уже жарится, несколько активных ребят слушают рассказ повара, как правильно готовить шашлык и нанизывают мясо на шампуры.

Остальные дети (основная масса) уже съели весь хлеб с майонезом и кетчупом и просят мяса. На крае стола, где они обосновались — дикий беспорядок, мятые одноразовые тарелки, куски хлеба и овощей, кровавые следы кетчупа.

Я прошу девочек навести порядок и накрывать стол. В ответ дети перемещаются к мангалам или убегают на спортивную площадку.

В приготовлении еды и уборке участвуют все те же 5–7 ребят.

Из волонтёров у стола остаёмся мы с подругой и повар с женой. Остальные разошлись по территории: стоит солнечная погода, уютный дворик со скамеечками располагает к приятной беседе.

Через час дети уже сыты: в каждого вместилось около 1 кг мяса.

Воспитатели раздают детям таблетки Мезима и уводят их в корпус играть в спокойные игры.

Эпилог

К 16.30 шикарные машины начинают разъезжаться, дети машут руками и восторженно смотрят на этих красивых, стильно одетых молодых людей, которые через неделю минута в минуту снова приедут сюда.

У нашей машины стоит мальчик (из тех, кто помогал готовить мясо) и, еле сдерживая слёзы, просит нас с подругой и сыном приехать ещё…

Ничего не обещая, мы прощаемся и уезжаем, он плачет.

Ехали домой молча, одежда пахла шашлыком…

1 comment

Add yours
  1. Галина

    Мне знакома эта ситуация. Эти волонтеры, судя по ответам: «Поездки в детский дом — это один из курсов программы, для его прохождения нужно набрать не меньше 50 часов общения с детьми», приезжают исключительно в своих целях — личностный рост, самоутверждение, используя детей. А дети и их судьба и долгосрочное сотрудничество по большому счету никого не интересует. Скоротечные встречи и никакой ответственности в дальнейшем, никакой привязанности и интереса к дальнейшей судьбе детей. Это настоящая дразнилка для детей, которая приводит к зависти, озлобленности и психологическим травмам. Мне это очень не нравится. Но многие считают, что лучше так, чем никак. Нужна государственная программа профессионалов от педагогики, а не игры с детьми.

Добавить комментарий