Социальный возврат на инвестиции: зачем оценивать то, что бесценно?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Юлия Ромащенко

Юлия Ромащенко (CAF Россия), специально для проекта «Жизнь без преград»

Третий сектор экономики — некоммерческий, но те, кто работает в нем, пожалуй, чаще других говорят о деньгах. Деньги в этом секторе — возможность реабилитации и социализации для пациентов с тяжелыми заболеваниями, надежда на семью и достойное будущее для детей-сирот, возможность получить поддержку и начать новую жизнь для бездомных, активный образ жизни и общение для пожилых, доступная среда для людей с инвалидностью и в конечном итоге — благополучие всего общества.

Эти ценности очень важны, но не имеют рыночной стоимости, и поэтому их бывает сложно оценить с точки зрения финансов. А наша жизнь устроена сегодня так, что мы регулярно считаем и учитываем только финансовые ценности. В результате то, что можно купить и продать, порой воспринимается как самое значимое, а другие важные вещи выпадают из нашего поля зрения.

Социальный возврат на инвестиции (SROI) — подход, который призван устранить это несоответствие. Он учитывает все социальные результаты деятельности в денежном выражении, чтобы сравнить вложенные деньги и полученные результаты и посчитать эффективность. То есть, если SROI равен 2:1, значит, что на каждый вложенный в проект рубль приходится 2 рубля социальных ценностей.

Методика анализа социального возврата на инвестиции берет свое начало в 1990-х годах. Первым ее использовал фонд REDF в Сан-Франциско, который финансировал долгосрочные проекты в области социального предпринимательства. С тех пор методика получила развитие, включив последние достижения в области корпоративной социальной ответственности. Полностью метод был впервые описан в 2006 году группой специалистов-практиков из США, Канады, Великобритании и Нидерландов. SROI использует логику экономического анализа «затраты-выгоды», но отличается от него тем, что в анализ включаются три вида результатов (экономические, социальные и экологические), а не только финансовые издержки и выгоды, и результаты рассматриваются с точки зрения стейкхолдеров (тех, для кого они достигаются), а не инвестора.

Мы уже стали достаточно сознательными, чтобы не вкладывать просто так свои личные деньги в проект только на основании того, что он обещает прибыль два к одному, и в социальной сфере специалисты по SROI не ограничиваются расчетом показателя, а описывают как можно более полно изменения, которые происходят с людьми в ходе проекта или деятельности.

Если мы хотим закрыть учреждение для сирот, устроив всех детей в семьи, нам нужно не только правильно подготовить детей и семьи, но и помнить о том, что с закрытием учреждения работы, а значит, доходов, лишаются его сотрудники, у которых тоже есть семьи и дети. Соответственно, нам нужно подготовить сотрудников к работе в новых условиях — в качестве поддерживающих специалистов для семей с детьми — или дать им возможность устроиться на другую работу. В анализе SROI все эти моменты помогает учесть внимательное изучение предыдущего опыта работы других организаций и взаимодействие со стейкхолдерами (заинтересованными сторонами) — следует спросить у тех, с кем мы собираемся работать и на кого может повлиять наша деятельность, что они думают по этому поводу, что им действительно нужно, и правильно ли мы представляем себе результаты нашей работы. Очень хорошо и правильно делать это еще до начала проекта, тогда мы точно будем уверены, что он соответствует потребностям всех сторон и учитывает возможные риски.

Практика применения SROI в России пока ограничена. Анализ социального возврата на инвестиции по программе «Будь здоров!» CAF Россия — первый пример. Это программа, которая направлена на обучение школьников основам здорового питания и повышение их физической активности, которая реализуется с 2007 года в таких  регионах, как Ленинградская, Владимирская, Новгородская и Новосибирская области. Анализ SROI по программе имел две цели: подтвердить эффективность программы и дать рекомендации по ее дальнейшему улучшению. Анализ показал, что программа имела положительный эффект не только для детей, принимавших в ней участие, но и для школьных учителей и родителей. Дети стали более физически активными и самостоятельными, стали лучше общаться друг с другом, с учителями и родителями, повысилась их самооценка. Родители повысили свою самооценку и стали больше довольны школами, в которых учатся их дети. У учителей вырос профессиональный уровень, многие нашли новый смысл в своей работе.

Другой принципиальный момент в SROI — социальные проекты не всегда имеют только положительные результаты, и это тоже нужно учитывать. Приходя на курсы компьютерной грамотности, пожилые люди сначала испытывают огромный дискомфорт при работе с техникой, у них не все получается сразу, а значит, нам нужно это учесть и подготовить преподавателей к работе с новой группой учащихся и при необходимости быть готовыми дать им дополнительную поддержку. Потом, когда трудности первого этапа будут позади, все они будут вспоминаться с улыбкой, но без поддержки человек может разочароваться и уйти, так и не достигнув положительных результатов.

Но как же это все измерить в деньгах? Вопрос закономерный, и ответ на него не очевиден. Для того чтобы перевести в деньги те ценности, которые мы создаем, мы учитываем три вида результатов: экономические, экологические и социальные.

С экономическими результатами проще всего: они возникают, когда мы даем кому-то источник доходов (новую работу, свое дело и т.п.) или экономим его расходы (например, на проезд, если мы организуем нужную услугу недалеко от того места, где он живет). Здесь достаточно просто посчитать деньги, учитывая все налоговые и страховые выплаты.

Экологические результаты связаны с вредным воздействием на окружающую среду или его снижением. Здесь тоже много сделано с точки зрения денежных оценок: есть квоты на углеводородные выбросы, стоимость услуг по уборке территории и вывозу мусора, штрафы за загрязнение окружающей среды и т. п. — нужно просто выбрать подходящие стоимостные оценки. Например, если в проекте волонтеры собирают мусор на территории лесопарка, можно учесть стоимость уборки аналогичной территории, а если мусор затем сортируется и отправляется на переработку — дополнительно стоимость вывоза и хранения аналогичного объема отходов.

С социальными результатами все сложнее: они связаны с понятием благополучия человека, которое складывается из трех элементов: личное благополучие (хорошее самочувствие, уверенность в себе, адекватная самооценка), социальное благополучие (хорошие отношения с окружающими) и благополучие на работе (баланс рабочего и свободного времени, самореализация, отношения с коллегами).

Все это, действительно, не продается, и не имеет рыночной стоимости, но нельзя сказать, что мы никогда за это не платим. Многие когда-нибудь отказывались от высокой зарплаты, потому что им очень нравится коллектив на нынешней работе. Покупатели квартир готовы доплатить за жилье в хорошем районе. Любящие родители встают ни свет ни заря, чтобы доставить ребенка в школу на другом конце города с хорошими учителями и индивидуальным подходом. Популярностью пользуются не самые дешевые фермерские продукты, потому что мы заботимся о своем самочувствии и здоровье своих близких. Такие скрытые и более явные стоимостные оценки можно использовать для того чтобы получить представление, насколько люди ценят благополучие, а оценив создаваемое нами благополучие в деньгах, сопоставить его с затратами на проект и посмотреть, насколько он эффективен и как сделать его еще лучше.

«Ловкий фокус! — скажет читатель. — Но зачем все эти сложные расчеты? Неужели мы по-другому не можем понять, делаем ли мы жизнь людей лучше?» Можем, и действительно, есть много других способов рассказать о результатах работы НКО. Анализ SROI — это попытка внести финансовую четкость, ясность и стандарты раскрытия информации в сферу социальной отчетности, чтобы НКО, рассказывая о своей деятельности, представляли полную картину ее влияния на жизнь людей, а те, кто их поддерживает, были уверены в том, что они жертвуют свои деньги, время и другие ресурсы на то, что действительно нужно и эффективно.

Источник: РИА Новости

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий