Коррекция коррекции. Как помочь выпускникам школ-интернатов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Недавно в ресурсном центре под Орехово-Зуево я провел очередной семинар для выпускников и воспитанников коррекционных школ-интернатов Московской области. Этот проект фонда «Абсолют-помощь» направлен на повышение жизнестойкости детей-сирот. У них большие проблемы со встраиванием в общественное пространство. У большинства из выпускников интернатов — диагноз «умственная отсталость», из-за чего многие ресурсы им недоступны. Их часто считают «необучаемыми». «Они больные дети, — говорят воспитатели, — что с них взять». Таких детей регулярно возят «подлечиться», и собственно всё.

Центр комплексной поддержки для выпускников коррекционных школ-интернатов и детских домов. Фото: www.facebook.com/absolute.help

Центр комплексной поддержки для выпускников коррекционных школ-интернатов и детских домов. Фото: www.facebook.com/absolute.help

Работая с такими детьми, я вижу: они хотят добиться прав «быть как все», как они говорят. Программа фонда «Абсолют-помощь» уже показала – выпускники школ-интернатов не только хотят, но и могут жить как большинство «семейных детей». И готовы прилагать для этого усилия. Например, диагноз (зачастую неоправданный) и учёт в психоневрологическом учреждении мешает им получать водительские права. Чтобы обойти этот барьер, выпускники школ-интернатов едут за правами в соседнюю область, где их историю не знают. Я знаю нескольких ребят, которые стали водителями таким образом. А еще несколько подростков обучаются в центре «Вверх» Ольги Тихомировой. Этот центр позволяет дополнить семиклассное интернатское образование, чтобы получать шанс на поступление в вуз.

Я добился успеха, выйдя из сиротской системы. Поэтому моя задача в этом проекте — показать детям, что даже при наличии сложностей можно ставить цели и смело идти к ним. Недавно я провел с детьми мотивационно-стратегический семинар «Потертые ступеньки», где через свой жизненный опыт показал алгоритмы достижения как малых целей, так и больших.

Лекция-семинар нацеливает ребят на то, что им придется значительное время держать себя в тонусе, чтобы поэтапно решать один за другим новые возникающие вопросы. Ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Радоваться удачам и терпеть поражения. Искать сотрудничества у тех, кто окажется рядом. Уметь занимать свое свободное время и много чего еще.

Я привёз на встречу свои различные документы: дипломы, грамоты, справки, СНИЛС, военный билет, государственные награды, свидетельства о рождении детей, о браке, венчании, крещении и пр. Эта папка вызвала живой интерес: многие «доки» дети видели впервые. Они неспешно перебирали мои документы, рассматривая оценки в дипломах о среднем и высшем образовании.

Благодаря рассказу о личном опыте и таким вот материальным свидетельствам дети смогли лично убедиться, что выпускник детского дома может добиваться успеха в жизни, если имеет перед собой цели, которые он ставит либо сам, либо при помощи наставников. С наставниками, кстати, также необходимо работать специалистам — учить их не потакать ребенку, а постепенно вести его к самостоятельной жизни. Наставнику важно вовремя отпустить руки, чтобы ребенок продолжал движение без посторонней помощи.

Это — главная задача наставников и центров поддержки выпускников детдомов: не создавать «чаепитную» среду, а двигать сознание детей к самосозиданию.

P.S. На встречу в детьми меня подвозил бывший адъютант командующего армией. Ценнейший человек в работе с детьми. Мужчина, которых так не хватает в сиротских учреждениях. По дороге мы разговорились о его службе и жизни, и я понял, что такие люди — большой потенциал в знакомстве детей с прожитым опытом, знаниями и умениями. И уже совсем скоро «адъютант его превосходительства» проведет встречу с детьми, некоторые из которых хотят служить в армии. Почему бы им в этом не помочь.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий