«Ищу единомышленников для совместного единомыслия». В России создают профсоюз НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В России скоро появится профсоюз некоммерческих организаций, который возьмёт на себя функцию независимого регулятора предоставления грантов и субсидий от государства. Во всяком случае такие решения запланированы на грядущем VI Съезде некоммерческих организаций. Подобная новость должна взволновать сердце любого работника некоммерческой сферы.

Однако в действительности о грядущем важном событии мало кто слышал, и никто, кроме участников съезда, к нему не готовится. Я попробую объяснить почему.

Во время конференции проходит награждение премией «Госгрант»

Во время конференции проходит награждение премией «Госгрант»

Мир российских НКО довольно давно уже разделен на многочисленные группы, практически никак не связанные между собой. Разделение имеет различный характер — например, отраслевой: благотворительные НКО не очень в курсе жизни НКО образовательных или научных, экологи мало знакомы с жизнью организаций, погруженных в социологические исследования, а религиозные НКО представляют собой совершенно отдельный космос, ещё и поделённый по конфессиям. Есть и разделение географическое — любой, кто ездил из столицы в провинцию на конференции или в обратном направлении, представляет, насколько сильно различаются представления о жизни НКО в зависимости от близости к метрополии. Есть довольно чёткое деление по способу финансирования — те, кто хорошо освоил жизнь на гранты не имеет зачастую ни малейшего понятия, каково быть получателем массовых пожертвований, и, соответственно, наоборот.

А есть разделение, скажем так, идеологическое, по признаку надежды. Как говорят в религиозном мире — в чём люди «полагают упование своё», на кого надеются и с кем стремятся дружить. И это разделение — оно совершенно реальное, и по разные стороны этой границы друг о друге плохо знают, и отношения строить не особенно стремятся.

И граница эта проходит очень чётко: есть те, кто надеется главным образом на государство, и есть те, кто надеется на себя. И благотворительное сообщество явно принадлежит ко второй группе. Это достаточно легко понять, если посмотреть, например, на программы отраслевых конференций или обучения. Вот, например, центральное интеллектуальное событие некоммерческого сектора — «Белые ночи фандрайзинга-2015». Да, там был непродолжительный мастер-класс по взаимодействию государственным социальным заказом и одинокая лекция по работе с грантами. Для сравнения: работа с частными пожертвованиями через интернет была рассмотрена гораздо подробнее — отдельно соцсети, отдельно рекуррентные платежи, отдельно тексты «для интернета», отдельно почтовая рассылка, проведён разбор сайтов с точки зрения фандрайзинга и так далее. Работа с государством на этом фоне скорее потерялась как довольно малозначимая для организаторов. Ажиотажа вокруг неё на конференции также не наблюдалось — желающих научиться хорошо писать тексты или эффективно просить денег в социальных сетях было явно больше.

И, кажется, среди выступающих на конференции не было ни одного государственного чиновника.

А вот как выглядит другая сторона этого разделения.

Как я уже писал выше, первого декабря в Москве стартует аж уже Шестой съезд некоммерческих организаций. Организует этот съезд, как и ещё кучу других мероприятий «Российское Агентство Развития Информационного Общества» (РАРИО) — организация, созданная «по инициативе руководителей государственных и общественных структур», судя по всему, за государственные деньги.

Мероприятие платное.

В Программе съезда анонсируется создание ни много ни мало — независимого отраслевого профессионального союза НКО (то есть собравшиеся полагают себя общим голосом всех некоммерческих организаций), а также образовательные лекции, семинары и круглые столы. В перспективе этот профессиональный союз должен взять на себя роль независимого общественного регулятора в сфере распределения грантов и субсидий.

Почти всё, что планируется на конференции посвящено, так или иначе, взаимодействию с государством. Как получать гранты (также во время конференции проходит награждение премией «Госгрант» за лучшее, насколько я понял, грантооператорство), как взаимодействовать с системой госзакупок, как использовать инструменты «электронной демократии», как искать партнёров среди государственных органов, и даже «избирательные компании как новые ресурсы капитализации НКО». Темы и спикеры, с государством не связанные, в явном меньшинстве.

В списке оргкомитета — полтора десятка чиновников от разных органов власти и субъектов федерации, представители государственных вузов, «электронного правительства», самого РАРИО, и так далее. Даже формально будучи представителями НКО, почти все организации фактически аффилированы с государством либо тесно связаны с государственными чиновниками.

Если в списке участников оргкомитета возникают благотворительные организации, то у них, как, например, у якутского фонда «Харысхал» непременно в описании сказано — «создан благодаря инициативе президента и правительства Республики Саха (Якутия) и поддержке бизнес-структур, действующих на территории республики» или, как у фонда «Столица Милосердия», в общественном совете организации двое директоров детских домов (по сути госслужащих) и председатель Межрегионального общественного молодёжного движения в поддержку Президента РФ.

Список же тех, кто обратится к съезду с приветствием, вообще состоит из государственных чиновников различных рангов как минимум наполовину — если не считать чиновниками представителей РАРИО и международных организаций.

Относительно негосударственным явлением, на фоне прочих участников, выглядит краудфандинговая платформа Boomstarter, которая, впрочем, уже довольно давно выступает как партнёр Общественной Палаты РФ.

Разумеется, никого из реальных лидеров и экспертов благотворительного сектора НКО нет, и, кажется, их даже и не звали. Во всяком случае среди участников нет представителей авторитетных CAF, Агентства Социальной Информации и Форума Доноров, нет известных всей стране фондов «Подари Жизнь» и «Русфонда», нет ни одного фонда из «Все Вместе». Нет представителей церковной благотворительности — даже приветственное слово говорит не близкий к миру НКО епископ Пантелеимон, руководящий церковной благотворительностью, а митрополит Климент, член Общественной палаты. Не участвуют в этом мероприятии ни признанные эксперты сиротской темы, ни активисты экологической тематики, а правозащита представлена одним только Михаилом Федотовым, советником президента, то есть опять-таки государственным чиновником.

В общем и целом это мероприятие можно довольно точно обозначить старой шуткой из интернета — «ищу единомышленников для совместного единомыслия». Грядущий съезд и грядущий «независимый профессиональный союз» будут представлять только одно направление и только одну, скажем так, группировку из среды НКО. При этом, разумеется, ни о какой реальной независимости речи не идёт: съезд проходит практически внутри государственной машины, и претензии именно этой группы НКО на «независимое регуляторство» выглядят скорее попыткой передела сфер влияния между различными группами ГОНГО, правда, ориентированными не на внешнюю, а на внутреннюю политику.

Можно было бы увидеть в этом событии попытку захватить дело выдачи грантов в свои руки со стороны прогосударственных НКО как таковых, и схватиться за голову — дескать, больше не видать независимым организациям бюджетных денег. Однако всё обстоит, кажется, не так драматично и не столь просто.

Обратите внимание: не только представителей «настоящих НКО» не позвали. На съезде фактически отсутствует другой фланг государственно ориентированных НКО, всегдашних грантополучателей и участников встреч и экспертиз в высоких кабинетах. Нет никого, занятого модной в последнее время темой патриотического воспитания, отсутствуют представители «Народного Фронта», нет разного рода объединений ветеранов локальных войн и силовых структур, почти нет никого из организаций, специализирующихся на антикоррупционной и общественно контролирующей работе.

Зато слова, однокоренные «информации» в названиях НКО-организаторов Съезда встречаются 15 раз.

О том, как трудно реально независимым НКО получить госфинансирование, известно достаточно хорошо. О том, какие организации получают государственные гранты всегда, независимо от качества проведённой работы и представленной заявки — тоже, в общем, ни для кого не секрет. Сейчас мы видим как одна из групп влияния пытается увеличить свой «вес» в глазах государства, выдавая себя за выразителя всех некоммерческих организаций.

Как к этому относиться? Спокойно, ибо это не более чем какие-то аппаратные игры, из которых, как обычно, ничего не следует.

Хотя бы потому что у этой же группы который год работает какой-то непонятный «Общероссийский Совет некоммерческих Организаций», о котором никто ничего не знает и деятельность которого сводится к регулярному вручению премии «Импульс Добра». Последние новости на сайте (кстати, с 2013 года там опубликовано ровно 20 новостей — скучна жизнь Общероссийского совета) датируются маем 2015 года.

Этот Совет был создан на таком же Съезде — только не на Шестом, который начнётся первого декабря, а на Третьем. Вероятно, планируемый Независимый профессиональный союз НКО ждёт примерно та же судьба.

3 Comments

Add yours
  1. Саня

    Профессиональный сектор? Сектор кого? Попрошаек?
    Мало того, что «вы» тратите часть средств из сумм пожертвований на свои интересы, которые идут вразрез с благотворительными целями, так «вам» и ещё, чем-то помочь надо? Пипец оборзели…

  2. PravoMateri

    Профсоюз НКО должен заниматься вовсе не «регуляцией» грантов, а профессиональной защитой (в смысле трудового законодательства) прав работников сферы НКО. Как и любой другой настоящий профсоюз. Например, выбивать для НКОшников какие-нибудь бесплатные или 50%скидочные санатории для реабилитации (не у нас ли сильнешее выгорание?), озаботиться ДМСами (не мы ли гробим здоровье работая по 12 часов в сутки?), дополнительными пенсиями, и т.д. и т.п. социалкой, которая у нас, как профессионального сектора, просто отсутствует.

Добавить комментарий