Якутский учет. Почему важно следить за судьбой выпускников детских домов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На днях я получил приглашение провести семинары по адаптации и сопровождению детей-сирот в далекой Якутии, в которой до этого я был очень давно. Встречался с руководителем тамошней общественной организации Ольгой Вешниковой, которая активно внедряет в регионе наставнические программы. Мы обсуждали темы семинаров и все такое. И вдруг Ольга мне говорит, что в их регионе сирот ведут в банке данных с помощью программного обеспечения 1С. Это как раз то, о чем я неоднократно говорил, в том числе и в фильме Ольги Синяевой «Блеф или с Новым годом», — статистки и данных о том, как и чем живут выпускники детломов как не было, так и нет.

Дети-сироты

В Якутии, кажется, прорыв совершили случайно. Один программист решил помочь свой маме, работающей в системе попечения о сиротах, вести статистику через 1С. Ну а дальше, по словам Ольги, идея понравилась, и механизм межсекторного учета сирот заработал.

Все учреждения, где проживают выпускники детдомов, направляют в систему имеющиеся данные – где живет выпускник, сколько времени живет, на что живет, работает или нет. И так далее. На мой взгляд, это прекрасный пример того, как заинтересованность НКО и власти могут быть на служении детей-сирот выпускников детдомов.

Это весьма интересный опыт, который может быть растиражирован по всей стране. Понятно, что в Якутии выпускников детдомов не так много, но сам механизм, когда подростки и уже не очень подростки находятся в базе данных, — отличный. Это увеличивает шансы помочь им в нужный момент, когда это еще можно сделать.

Тут важно, чтобы статистика работала не только на статистику, но и происходило реагирование, помощь и поддержка в разных ситуациях. Ведь доля сирот, которые после тридцати лет могут встроиться в общество, остается стабильным на протяжении последних двадцати лет – не более 10%.

И ключевыми становятся не первые три года после выпуска из детского дома, которые тоже весьма сложные, а именно период сразу после тридцатилетия, когда выпускнику пора делать самостоятельные ответственные шаги, а он и не умеет, и не готов. После неудачных попыток ему проще найти виноватого, чем лично решать свои проблемы.

Так же известно, что в раде стран есть такое понятие как пожизненное сопровождение, когда государство продолжает контролировать и помогать тем, кто вышел из стен детских домов. В Дании пожизненно платят компенсацию.

***

Недавно в Чувашии силами ассоциации приемных семей был проведен эксперимент: воспитанники и выпускники детских домов жили в съемной квартире и учились самостоятельности. Как оказалось, они мало чего знают и умеют. Значит, зоны риска на выходе из-под детдомовской опеки у детей будут весьма значительные.

Как организаторы проекта «Ступеньки», мы решили продолжать, в том числе попытаться создать базу данных выпускников детдомов с учетом их трудностей и проблем. Фиксировать не только место проживания или наличие/отсутствие жилья, но умения, которые имеются у выпускников. А до этого мы проводили адаптационный лагерь PROКачка, где выявлялись трудности детей-сирот из приемных семей, с которыми работали психологи и специалисты.

А в Ульяновске при поддержке фонда «Дари Добро» проходят социальные экзамены, где фиксируются все недоработки или наоборот успехи системы. Все эти часто комплексные меры направлены на реальную социализацию детей-сирот.

Пока в целом в стране с этим большие трудности, но пример Якутии дает надежду, что не все так безнадежно. Большую роль тут играют наставнические проекты, реализуемые на всех фазах жизни сирот, как в системе так и потом. Главное хотеть это сделать, а не закрывать трудности добровольческими наскоками. Часто для галочки.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий