«Сегодня все перевернулось»: сотрудники московских домов ребенка прошли курсы по повышению качества жизни детей


БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провел для сотрудников московских домов ребенка курс «Повышение качества жизни детей, проживающих в домах ребенка, и их подготовка к переходу к жизни в семье».

Две недели 39 специалистов узнавали о том,  какие потребности и проблемы есть у детей, живущих в коллективной системе, а также возможностях улучшения ухода за ними в этих условиях.

К сожалению, наши вузы не готовят специалистов для работы с детьми в детдомах. Сотрудники могут обладать общепсихологическими и педагогическими знаниями, но не знать об особенностях поведения и развития детей, потерявших родителей и живущих в коллективной среде. Без этих знаний упускаются многие возможности развития малышей. Кроме того, в недостаток подготовки и мотивации персонала на изменения упирается реализация реформы сиротских учреждений в соответствии с постановлением № 481, вступившем в силу осенью 2015.

Одна из основных целей курса — передать специалистам знания об особенностях развития ребенка, оставшегося без попечения родителей в коллективной среде, о нарушениях привязанности, которыми сопровождается пребывание ребенка в организации для детей-сирот, и о других психологических, педагогических, медицинских и юридических аспектах сопровождения. Большое внимание уделялось семейному устройству детей — взаимодействию специалистов учреждения с замещающими и кровными семьями. Нам было важно помочь специалистам понять «дух» реформы, чтобы у них была возможность реализовать ее суть, а не формально следовать букве. От этого во  многом зависит желание специалистов домов ребенка качественно проводить изменения в жизнь, а это ключевой фактор успешности реформы сиротских учреждений.

Сотрудники домов ребенка комментируют итоги курса:

— Это как шок, как ушат холодной воды — я даже не думала, как кормление важно для жизни детей.

— Мы часто не замечаем важных аспектов того, что делаем, а оказывается так важно правильно брать, поднимать, правильно нести.

— Понравилось наблюдать за кормлением ребенка, было очень важно. Я поняла наших детей, когда самой пришлось глотать воду — это было очень сложно.

— В моей группе многие дети кормятся через зонд, это очень сложно. Мы пытались переводить детей с зонда на традиционное кормление и не всегда это удавалось. Много практических советов. Очень интересно было увидеть особые ложки, чашки. Есть дети, для которых очень важны ваши рекомендации.

— Никогда не думала о нарушениях привязанности как о медицинском диагнозе, не слышала раньше об этом. Никогда раньше не думала, что ребенку труднее справляться с жидкой пищей, чем с загущенной, никто и никогда нам так не раскрывал глаза.

— Много поняла сегодня, все совсем перевернулось.

— Я поняла ошибки, которые я делала в своей работе, что с ребенком нужно говорить, его нужно ждать, я похоже много должна изменить в своей работе.

— Наконец-то получила ответ на свой вопрос, я два с половиной года работаю в интернате и все время об этом думаю — почему же наши дети при шестиразовом питании и дополнительных витаминах отстают в развитии и плохо растут.

— Никогда не задумывалась над понимания кто есть свой а кто чужой, а ведь это невероятно важно для безопасности ребенка.

— Много полезной информации о синдроме Дауна. Очень здорово было услышать теорию и разобрать конкретный случай. Очень важно идти от потребностей ребенка. Это было прекрасно. Видна важность командной работы и взаимодействия специалистов с разным опытом.

Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает, что  удалось сделать один из лучших курсов по работе с социальными сиротами. «Мы сотрудничаем со специалистами очень высокого уровня. Я очень надеюсь, что прошедшие обучение сотрудники смогут многое реализовать. Конечно, им не будет просто, они неизбежно столкнутся и с сопротивлением коллег, и с соблазном руководства формально подойти к внедрению изменений. Но у них, как мне кажется, появилось понимание, ради чего внедряются изменения, к которым они смогут подходить умно, а не формально соответствовать букве.  Очень важно продолжить такое обучение, мы бы хотели не останавливаться на достигнутом. Во многом это зависит от финансирования. Сейчас у нас есть спонсор на два полноценных курса. Надеюсь, у нас будут возможности проводить курс и в дальнейшем», — рассказала Елена Альшанская.

Справка

В сентябре 2015 года вступило в силу постановление № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Это революционный документ, который, наконец, положил начало давно назревшей реформе системы детских домов. Одним из ключевых инициаторов и разработчиков документа была Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», эксперт Общественной палаты РФ. Изменения направлены на то, чтобы сделать жизнь детей-сирот больше похожей на нормальную детскую жизнь.

Основной принцип, на который опирается постановление, — ребенку лучше всего в семье. Именно там нормально развивается его психика, набираются знания, развиваются навыки, жизненно необходимые во взрослой жизни. Теперь первое, что должно делать государство, — попытаться восстановить кровную семью. Если работа сделана, но восстановление кровной семьи оказалось невозможным, ребенок устраивается в новую семью.

Если же, несмотря на проделанную работу с кровной семьей и по поиску новой, все-таки приходится временно поместить ребенка в учреждение (а постановление говорит, что коллективное воспитание, — это вынужденный и временный выход), надо постараться за это время не изуродовать его личность и психику. Для этого нужны условия, приближенные к семейным. Больше нельзя разделять братьев и сестер, они должны жить в одном учреждении. Ребенку необходимо  сохранить возможность ходить в ту же школу, что и раньше. Одно из ключевых изменений, заложенных в постановлении, — разделение жизни в учреждении и учебы. Если раньше дети учились там же, где и жили, то теперь важно находить возможность для них учиться в самых обычных школах. В том числе и для детей-инвалидов.

Сама жизнь в доме ребенка теперь должна быть максимально приближена к жизни в семье и организовываться по квартирному типу: не больше восьми человек для дошкольников и школьников и не больше шести для малышей в постоянной группе. Постановление также делает акцент на обязательности постоянных воспитателей для каждой группы. Раньше такого правила не было, и из-за непрерывной смены взрослых и сверстников вокруг каждого ребенка у детей очень страдало развитие нормальной привязанности, которая в свою очередь очень важна для развития ребенка в целом. Кроме того, теперь у ребенка должно быть  личное пространство и только его персональные вещи.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Добавить комментарий