Классика, любовь, благотворительность. О чем говорили на конференции «Ведомостей»


В московской гостинице «Марриотт Роял Аврора» прошла XII ежегодная конференция газеты «Ведомости» «Благотворительность в России». Большинство собравшихся, так или иначе, работают в сфере филантропии уже более пятнадцати лет,  все лица давно знакомы, атмосфера почти семейная, и в шутку коллеги называют себя «бабушками благотворительности». Кстати, и «дедушки благотворительности» также присутствовали. При этом на конференции не раз было отмечено, что сектору необходимы новые импульсы, новые лидеры, «свежая кровь», новые инфраструктурные проекты.

Новый импульс

Одним из таких импульсов может стать «#Щедрый вторник» — международная кампания по продвижению благотворительности (Giving Tuesday), которая в этом году стартует и в России. В нашей стране первый «Щедрый вторник» намечен на 29 ноября 2016 года. Идея в том, чтобы в один день сложить усилия всех участников — НКО. бизнес-компаний, СМИ, частных лиц — как для сбора пожертвований, так и для развития культуры благотворительности в целом. Об этой кампании на конференции рассказала Мария Черток, директор Фонда поддержки и развития филантропии КАФ — организатора «Щедрого вторника» в России. Мария полагает, что кампания может дать новый импульс для развития благотворительности и вовлечения самых широких групп. Принять участие в инициативе сможет каждый. Все ресурсы кампании открыты и доступны, достаточно лишь зарегистрироваться на сайте (пока сайт в процессе разработки).

«Благотворительность становится классикой»

«Благотворительность становится классикой», — заметила Елена Чернышкова, директор благотворительного фонда «Система».

Лукас Кранах Старший. «Благотворительность». 1537-50. Источник: www.nationalgalleryimages.co.uk

Лукас Кранах Старший. «Благотворительность». 1537-50. Источник: www.nationalgalleryimages.co.uk

Символом конференции стала картина художника Лукаса Кранаха Старшего «Благотворительность». Изображенная на картине обнаженная мать троих детей, кормящая грудью младенца, вызвала множество самых разных интерпретаций и ассоциаций, что оживило дискуссии и добавило конференции особого аромата.

Образ скромной кормящей женщины, как традиционный образ милосердия и благотворительности в искусстве нашел прямое отражение в современных представлениях о благотворительности. Размышления о вечных ценностях – любви и доверии — захватили выступающих, так как доверия к некоммерческому сектору в обществе не хватает. По мнению Оксаны Орачевой, директора фонда Владимира Потанина, лишь половина благотворительных средств частных доноров жертвуют через НКО. Доверия к НКО, как  к профессиональному партнеру так и не появилось, а это не стимулирует развитие новых фондов. Обозначается разрыв: у доноров есть желание жертвовать институционально, но они упираются в недоверие к сектору.

По мнению Михаила Малыхина, редактора газеты «Ведомости», благотворительность – дискредитированная сфера, к которой нет доверия в обществе. Попрошайки, подставные фонды и счета в интернете – все это отторгает граждан и любая информация в СМИ о благотворительности вызывает сомнение. А как завоевать доверие, если даже ведущие СМИ неохотно поднимают тему благотворительности, не упоминают названий фондов и компаний при описании сюжетов, считая это рекламой?

В тоже время, должны ли средства массовой информации выступать проводниками идеологии благотворительности? Мнения разделились. По мнению Глеба Прозорова, издателя газеты «Ведомости», ограничений на упоминание названий организаций в законодательстве нет, они в головах у издателей. Но у СМИ есть своя редакционная политика, которая независима в определении освещаемых тем. На редакцию можно повлиять двумя способами – создать чрезвычайно интересную историю, чтобы на нее обратили внимание журналисты, или разместить информацию на правах платной рекламы.

А любовь?

А вот любовь, по мнению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, скрылась за профессионализмом и управленческими технологиями; нужно ее сохранять и приумножать в благотворительности. Приходят ли в благотворительность по любви, по любви в ней остаются?

Татьяна Бурмистрова, епископ Пантелеимон и Артем Шадрин на конференции «Ведомостей». Фото с сайта www.diaconia.ru

Татьяна Бурмистрова, епископ Пантелеимон и Артем Шадрин на конференции «Ведомостей». Фото с сайта www.diaconia.ru

Презентация нового проекта «Благосфера» началась с рассказа личных историй людей, попавших в благотворительность и оставшихся в ней в качестве профессионалов. Сторителлинг – актуальный формат, как и сам инфраструктурный проект «Благосфера», созданный при поддержке Владимира Смирнова и направленный на развитие среды благотворительности в Москве. «Благосфера», которой руководит Наталья Каминарская, станет площадкой для обмена информацией, опытом, — коворкинг, акселератор, образовательный и аналитический центр для НКО.  И пусть любви станет больше!

Доктор, какой диагноз? А прогноз?

Есть хорошие и плохие новости. Несмотря на кризис, в секторе не стало меньше денег. По мнению исследователей, благотворительная сфера инертно реагирует на рецессии в экономике, где-то через три года начинаются чувствительные изменения. Поэтому пока проблема не в деньгах, а в высоких рисках работы, связанных с новыми политическим регуляциями.

Государство, в лице Артема Шадрина, директора департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ, активно поддерживает развитие сектора на протяжении многих лет. А государство в лице Министерства юстиции предлагает внести такие поправки в определение «политической деятельности» в закон об «иностранных агентах», которые будут касаться деятельности почти всех НКО. То есть риск войти в список иностранных агентов для любой организации существенно возрастает.

Получается этакая «вилка» рисков и возможностей. С одной стороны, есть желание людей жертвовать и потребность в пожертвованиях. А с другой стороны, эта деятельность высоко рискованная и не то чтобы поощряемая государством.

А прогнозы звучали, в основном, позитивные. Другие и не могут звучать в обществе неисправимых оптимистов, собравшихся на конференции. И пусть любовь, щедрость, милосердие, благость, доверие помогут благотворителям в это непростое время. И любви станет больше.

  1. Игорь Карлинский

    Вопрос не в количестве денежных знаков, а в том, что на эти знаки можно купить и сделать.Утверждение: «Несмотря на кризис, в секторе не стало меньше денег», — без конкретных цифр, отражающих «было» и «стало», причем именно в плане покупательной способности сектора, выглядит, мягко говоря, неубедительно.
    К сожалению, в материале нет конкретных цифр, на основании которых можно было бы сделать собственные выводы.
    Однако, с учетом неуклонного падения покупательной способности рубля в 2014 и 2015 годах, фразу «в секторе не стало меньше денег» можно читать как «реальные располагаемые поступления 3-го сектора снизились пропорционально снижению покупательной способности рубля».
    Это хорошая новость? Для кого-то, возможно, и хорошая. Осталось назвать для кого.

Leave a Reply