Благословите женщину. Женская благотворительность России


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Фото Ольги Мансир, руководителя команды "Искусство во благо"

Фото Ольги Мансир, руководителя команды «Искусство во благо»

Доброделание, социальное служение и женская благотворительность в России имеют богатую и длительную историю. Считается, что благотворительность на русской земле зародилась с принятием христианства, т.е. на рубеже X-XI веков. Русской женщине всегда были близки такие понятия как милосердие и добродетель. Готовность служить ближнему приводила к распространению благотворительной деятельности в женских монастырях, среди представительниц знатных купеческих, боярских и княжеских семей. Доброделание выражалась не только в денежных подаяниях нуждающимся, но и в социальном служении, в заботе о сиротах, больных, инвалидах и нищих.

Расцвет благотворительности в России пришелся на конец XIX – начало XX веков. Тогда стремление к покаянию и осознание невозможности жить в роскоши рядом с нуждающимися в помощи людьми слилось с модой на благотворительность, что привело к учреждению, в том числе, и множества частных и государственных благотворительных женских организаций. Так, к концу XIX века только в столичных городах России действовало уже более 40 благотворительных женских обществ. Широкую известность приобрели, например, созданное для помощи обездоленным детям по инициативе А.С. Белецкой Общество Синего Креста и «Дамское попечительство о бедных» А.С. Щербатовой, организации «Муравей», «Ясли» и «Женская помощь», призванные осуществлять детское попечительство. Эффективной формой социального служения и благотворительности женщин в России являлся институт сестричества. В период Русско-турецкой войны (1877-1878) в лазаретах и на полях сражений трудилась одна тысяча сто сестер милосердия. А первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия была организована в 1844 году великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской.

В благотворительной деятельности активно принимали участие не только представительницы царской семьи, но и многие женщины из аристократических и купеческих семей. Громко звучали имена мецената Маргариты Кирилловны Морозовой (Мамонтовой), жены московского генерал-губернатора Татьяны Васильевны Голицыной, супруги крупнейшего текстильного фабриканта Елизаветы Семеновны Ляминой, жены купца Тимофея Саввича Морозова Марии Федоровны, певицы Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, графини и основательницы общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге Антонины Дмитриевны Блудовой, основательницы Лиговского Народного дома графини Софьи Владимировны Паниной, наконец, внесшей огромный вклад в просвещение, искусство, науку и продвижение российской культуры за границей благотворительницы и мецената, певицы, супруги князя Вячеслава Николаевича Тенишева Марии Клавдиевны Тенишевой. Хочется отметить, что, к великому сожалению, в современной Росси не так уж и много громких имен женщин-благотворителей, и хотя их число сегодня неизменно растет, это поле до сих пор остается уделом мужчин, а на ум простого обывателя с первой попытки придут лишь имена Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой, самостоятельно стоящих на ногах и не составляющих в благотворительности единый тандем с мужьями-бизнесменами. Последнее, возможно, связано еще и с плохим освещением в средствах массовой информации не только благотворительности в целом, но и женской благотворительности в частности.

Фото Александры Орсик

Фото Александры Орсик

И все же лично для меня среди многих знатных и уважаемых в истории благотворительности XIX века дамских имен благодаря приверженности семье и материнству выделяется имя Агриппины Александровны Абрикосовой. Невозможно не изумиться, когда по воле случая знакомишься с биографией этой удивительной и по-своему выдающейся женщины. Агриппина Александровна Абрикосова (в девичестве Мусатова) родилась в 1832 году в богатой семье парфюмерного фабриканта. В восемнадцать лет она вышла замуж за Алексея Абрикосова, выходца из крестьян Пензенской губернии и, как сказали бы сегодня, человека, который создал себя сам, пройдя путь от «мальчика на побегушках» в немецкой комиссионерской конторе до Действительного Статского советника и владельца собственной кондитерской фабрики.

Чету Абрикосовых соединил не только трезвый расчет, но и искренние и сильные чувства. За годы брака Агриппина Александровна родила 22 ребенка, последнюю дочь уже в возрасте 46 лет. Дети в семье Абрикосовых появлялись почти каждый год, до совершеннолетия из них дожили семнадцать, во младенчестве умерло трое. Сама Агриппина Александровна дожила до 69 лет, что при ее плодовитости и при уровне развития медицины второй половины XIX века удивительно само по себе.

Наконец, больше всего в биографии Абрикосовой поражает тот факт, что материнство и заботы о семье не стали единственным центром вселенной для Агриппины Александровны. В своей жизни она нашла место для заботы и о других людях, для благотворительности. А.А. Абрикосова была попечителем Морозовской детской больницы, по ее инициативе при фабрике «Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» был открыт бесплатный детский сад. В 1889 году она учредила первый в Москве бесплатный родильный приют и женскую больницу, которую навещала почти каждый день. По завещанию Агриппины Александровны в 1902 году Москве перешло сто тысяч рублей на строительство нового бесплатного родильного дома, который был открыт уже в 1906 году. Родильный дом имени А.А. Абрикосовой существует и по ныне.

Каждая мать знает, как нелегко совместить радости и тяготы материнства с работой или общественной деятельностью. Конечно, вклад Агриппины Александровны Абрикосовой в благотворительность не так уж и велик по сравнению с другими женщинами-благотворительницами XIX века. Но то, как распределила она свое время и заботы, может для любой матери по праву стать примером и ориентиром в жизни. Сегодня зачастую случается так, что уйдя в декретный отпуск по уходу за ребенком, по прошествии трех лет женщина уже не возвращается на работу. Причин тому множество: отсутствие финансовой необходимости или ликвидация рабочего места вместе с закрытием предприятия, нежелание отдавать ребенка на воспитание другим людям (будь то детский сад, няня или даже родная бабушка), отсутствие физической и временной возможности совмещать работу и воспитание детей (особенно когда их больше двух) и др. И тогда, если женщина целиком погружается в заботу о ребенке и семейные хлопоты, через некоторое время у нее может возникнуть чувство фрустрации, неудовлетворенности собой, ощущение собственной бесполезности. Никто не умоляет значимость домашних дел, никто не говорит, что легко воспитывать ребенка. Но когда круг интересов и общения становится узким, у женщины не остается личного пространства и возможности для самореализации, тогда возникает внутренняя пустота. А желание вырваться из замкнутого круга каждодневной рутины перемешивается со страхом перемен. Именно в этот момент многие женщины-матери находят себя в общественной жизни через участие в благотворительной деятельности и в волонтерстве.

При том, что основными крупными меценатами и благотворителями в нашей стране остаются мужчины, согласно исследованиям Ю. Зеликовой около 80% участников благотворительных организаций и волонтерских движений составляют женщины. Женщины являются их организаторами, лидерами, штатными сотрудниками и активистами, представляют собой добровольный неоплачиваемый актив волонтеров. Исследователи Экель и Госсман утверждают, что женщины более альтруистичны, нежели мужчины. А Андреони и Вестерланд предположили, что женщины, по сравнению с мужчинами, более заинтересованы в справедливости, правосудии и равенстве, т.к. они более социально ориентированы. Я бы сказала по-другому. Гендерное разделение ставит женщину в иные социальные и ролевые условия, нежели мужчину. Приходя в добровольчество, она может не только действовать в соответствии с собственными ценностными представлениями о добре и зле, не только помогать другим, но может помочь и самой себе. Найти коллектив единомышленников, дать себе возможность самореализоваться, избавиться от неудовлетворенности собственной жизнью и даже получить определенный доход, найдя рабочее место в штате благотворительного фонда. И при всем при том у женщины еще остается время и возможность просто быть хорошей матерью, следую своему основному природному предназначению.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий