Благословите женщину. Женская благотворительность России
Доброделание, социальное служение и женская благотворительность в России имеют богатую и длительную историю. Считается, что благотворительность на русской земле зародилась с принятием христианства, т.е. на рубеже X-XI веков. Русской женщине всегда были близки такие понятия как милосердие и добродетель. Готовность служить ближнему приводила к распространению благотворительной деятельности в женских монастырях, среди представительниц знатных купеческих, боярских и княжеских семей. Доброделание выражалась не только в денежных подаяниях нуждающимся, но и в социальном служении, в заботе о сиротах, больных, инвалидах и нищих.
Расцвет благотворительности в России пришелся на конец XIX – начало XX веков. Тогда стремление к покаянию и осознание невозможности жить в роскоши рядом с нуждающимися в помощи людьми слилось с модой на благотворительность, что привело к учреждению, в том числе, и множества частных и государственных благотворительных женских организаций. Так, к концу XIX века только в столичных городах России действовало уже более 40 благотворительных женских обществ. Широкую известность приобрели, например, созданное для помощи обездоленным детям по инициативе А.С. Белецкой Общество Синего Креста и «Дамское попечительство о бедных» А.С. Щербатовой, организации «Муравей», «Ясли» и «Женская помощь», призванные осуществлять детское попечительство. Эффективной формой социального служения и благотворительности женщин в России являлся институт сестричества. В период Русско-турецкой войны (1877-1878) в лазаретах и на полях сражений трудилась одна тысяча сто сестер милосердия. А первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия была организована в 1844 году великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезией Ольденбургской.
В благотворительной деятельности активно принимали участие не только представительницы царской семьи, но и многие женщины из аристократических и купеческих семей. Громко звучали имена мецената Маргариты Кирилловны Морозовой (Мамонтовой), жены московского генерал-губернатора Татьяны Васильевны Голицыной, супруги крупнейшего текстильного фабриканта Елизаветы Семеновны Ляминой, жены купца Тимофея Саввича Морозова Марии Федоровны, певицы Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, графини и основательницы общества взаимопомощи Кирилло-Мефодиевского братства в Остроге Антонины Дмитриевны Блудовой, основательницы Лиговского Народного дома графини Софьи Владимировны Паниной, наконец, внесшей огромный вклад в просвещение, искусство, науку и продвижение российской культуры за границей благотворительницы и мецената, певицы, супруги князя Вячеслава Николаевича Тенишева Марии Клавдиевны Тенишевой. Хочется отметить, что, к великому сожалению, в современной Росси не так уж и много громких имен женщин-благотворителей, и хотя их число сегодня неизменно растет, это поле до сих пор остается уделом мужчин, а на ум простого обывателя с первой попытки придут лишь имена Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой, самостоятельно стоящих на ногах и не составляющих в благотворительности единый тандем с мужьями-бизнесменами. Последнее, возможно, связано еще и с плохим освещением в средствах массовой информации не только благотворительности в целом, но и женской благотворительности в частности.
И все же лично для меня среди многих знатных и уважаемых в истории благотворительности XIX века дамских имен благодаря приверженности семье и материнству выделяется имя Агриппины Александровны Абрикосовой. Невозможно не изумиться, когда по воле случая знакомишься с биографией этой удивительной и по-своему выдающейся женщины. Агриппина Александровна Абрикосова (в девичестве Мусатова) родилась в 1832 году в богатой семье парфюмерного фабриканта. В восемнадцать лет она вышла замуж за Алексея Абрикосова, выходца из крестьян Пензенской губернии и, как сказали бы сегодня, человека, который создал себя сам, пройдя путь от «мальчика на побегушках» в немецкой комиссионерской конторе до Действительного Статского советника и владельца собственной кондитерской фабрики.
Чету Абрикосовых соединил не только трезвый расчет, но и искренние и сильные чувства. За годы брака Агриппина Александровна родила 22 ребенка, последнюю дочь уже в возрасте 46 лет. Дети в семье Абрикосовых появлялись почти каждый год, до совершеннолетия из них дожили семнадцать, во младенчестве умерло трое. Сама Агриппина Александровна дожила до 69 лет, что при ее плодовитости и при уровне развития медицины второй половины XIX века удивительно само по себе.
Наконец, больше всего в биографии Абрикосовой поражает тот факт, что материнство и заботы о семье не стали единственным центром вселенной для Агриппины Александровны. В своей жизни она нашла место для заботы и о других людях, для благотворительности. А.А. Абрикосова была попечителем Морозовской детской больницы, по ее инициативе при фабрике «Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» был открыт бесплатный детский сад. В 1889 году она учредила первый в Москве бесплатный родильный приют и женскую больницу, которую навещала почти каждый день. По завещанию Агриппины Александровны в 1902 году Москве перешло сто тысяч рублей на строительство нового бесплатного родильного дома, который был открыт уже в 1906 году. Родильный дом имени А.А. Абрикосовой существует и по ныне.
Каждая мать знает, как нелегко совместить радости и тяготы материнства с работой или общественной деятельностью. Конечно, вклад Агриппины Александровны Абрикосовой в благотворительность не так уж и велик по сравнению с другими женщинами-благотворительницами XIX века. Но то, как распределила она свое время и заботы, может для любой матери по праву стать примером и ориентиром в жизни. Сегодня зачастую случается так, что уйдя в декретный отпуск по уходу за ребенком, по прошествии трех лет женщина уже не возвращается на работу. Причин тому множество: отсутствие финансовой необходимости или ликвидация рабочего места вместе с закрытием предприятия, нежелание отдавать ребенка на воспитание другим людям (будь то детский сад, няня или даже родная бабушка), отсутствие физической и временной возможности совмещать работу и воспитание детей (особенно когда их больше двух) и др. И тогда, если женщина целиком погружается в заботу о ребенке и семейные хлопоты, через некоторое время у нее может возникнуть чувство фрустрации, неудовлетворенности собой, ощущение собственной бесполезности. Никто не умоляет значимость домашних дел, никто не говорит, что легко воспитывать ребенка. Но когда круг интересов и общения становится узким, у женщины не остается личного пространства и возможности для самореализации, тогда возникает внутренняя пустота. А желание вырваться из замкнутого круга каждодневной рутины перемешивается со страхом перемен. Именно в этот момент многие женщины-матери находят себя в общественной жизни через участие в благотворительной деятельности и в волонтерстве.
При том, что основными крупными меценатами и благотворителями в нашей стране остаются мужчины, согласно исследованиям Ю. Зеликовой около 80% участников благотворительных организаций и волонтерских движений составляют женщины. Женщины являются их организаторами, лидерами, штатными сотрудниками и активистами, представляют собой добровольный неоплачиваемый актив волонтеров. Исследователи Экель и Госсман утверждают, что женщины более альтруистичны, нежели мужчины. А Андреони и Вестерланд предположили, что женщины, по сравнению с мужчинами, более заинтересованы в справедливости, правосудии и равенстве, т.к. они более социально ориентированы. Я бы сказала по-другому. Гендерное разделение ставит женщину в иные социальные и ролевые условия, нежели мужчину. Приходя в добровольчество, она может не только действовать в соответствии с собственными ценностными представлениями о добре и зле, не только помогать другим, но может помочь и самой себе. Найти коллектив единомышленников, дать себе возможность самореализоваться, избавиться от неудовлетворенности собственной жизнью и даже получить определенный доход, найдя рабочее место в штате благотворительного фонда. И при всем при том у женщины еще остается время и возможность просто быть хорошей матерью, следую своему основному природному предназначению.
+ There are no comments
Add yours