Министр Никифоров и краудфандинг


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Минкомсвязи вместе с коллегами из экономического блока планируют законодательно урегулировать сферу краудфандинга в России. Об этом сообщил глава министерства Николай Никифоров, выступив 30.03 на «правительственном часе» в Совете Федерации.
Николай Никифоров. Фото: prokazan.ru

Николай Никифоров. Фото: prokazan.ru

Сенатор Олег Цепкин, отметил, что краудфандинг становится в России все популярнее, спросил у Никифорова, не собирается ли правительство заняться разработкой соответствующей законодательной базы, учитывая то, что в Европе она уже давно существует.

«Думаю, что с коллегами из министерства экономического развития и министерства финансов мы сможем разработать необходимые поправки в федеральные законы», — заверил Никифоров.

Европейские нормы

Опять эти люди рассказывают про европейские нормы. Перефразируя известное высказывание М.Салтыкова-Щедрина, скажу: «Заговорили о европейских нормах? Что-то точно хотят запретить».

А теперь я прошу вас собраться и выдержать небольшой кусок скучного и трудночитаемого околоюридического текста. Дальше будет смешнее. А предварю я его следующим комментарием:

Все изложенное ниже касается только и исключительно бизнес-стартапов, а не краудфандинга вооюще. Это в цивилизованных странах не касается краудфандинга НКО. Никак, что бы ни рассказывали министр Никитин и сенатор Цепкин.

Правовое регулирование

Стимулом к правовому регулированию краудфандинга  послужил закон, подписанный Бараком Обамой 5 апреля 2012 года. Закон «JOBS ACT (здесь – популярнее, а здесь – полностью)  позволяет компаниям принимать инвестиции от  обычных граждан и не касающийся непосредственно краудфандинга.

Закон гласит, что компании имеют право привлекать капитал в размере до 1 млн. долларов от обычных граждан. Инвесторы, годовой доход которых меньше 100 000 долларов, могут инвестировать не более 2 000 долларов или  5% от их дохода в развитие проектов, инвесторы, годовой доход которых превосходит 100 000 долларов, имеют право вкладывать 10% от их годового дохода  в качестве инвестиций в проекты.

Краудфандинговая платформа является посредником, поэтому в ее обязанности входит:

  1. регистрация в Комиссии по ценным бумагам и биржам
  2. предоставление полной информации о рисках
  3. так или иначе осуществленное обязательство удостовериться, что образование инвесторов соответствует требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам и, что инвесторы понимают существование рисков и отдают себе отчет в том, что могут потерять все вложенные деньги
  4. проверять историю и репутацию компаний, которые хотят реализовать проект с помощью краудфандинга
  5. обеспечивать конфиденциальность данных инвесторов
  6. гарантировать то, что инвесторы не выходят за рамки своих инвестиционных возможностей
  7. запретить директорам краудфандинговой платформы вкладывать деньги в ценные бумаги, выпускаемые на базе этого сайта.

А как быть с благотворительным краудфандингом?

По какой-то причине министр Никифоров говорил о краудфандинге исключительно как о способе сбора средств для инвестиций в бизнес-стартапы и сборах артистов на запись и выпуск альбомов и фильмов.

Его коллега, не в том смысле, что тоже министр, но коллега и соучастник по прежней деятельности (электронное правительство и др.), Леонид Волков задает  в своем блоге такой вопрос:

«Но ведь основные обороты краудфандинга в России — это не стартапы и не артисты. Это в первую очередь — благотворительность. Все эти истории про больных детей, все замечательные благотворительные фонды, куда сейчас очень легко можно перевести 300 рублей или 1000 рублей — вот что такое не меньше 90% российского краудфандинга».

Что ждет нас при «правовом регулировании краудфандинга»?

Прогноз Леонида Волкова: «Я готов с кем угодно поспорить на ящик Сент-Эмильона, что когда „инициативы Минкомсвязи в области регулирования краудфандинга“ будут опубликованы (а потом спешно приняты Госдумой), там будут:

  • ужесточение требований по идентификации отправителей платежей,
  • введение требований по заключению договорных отношений между отправителем и получателем платежа,
  • процедура отзыва платежа жертвователем в одностороннем порядке,

и/или еще что-нибудь подобное (у меня, может, фантазии не хватает, но у законодателей наших хватит)».

«Главное, чтобы правовое регулирование краудфандинга способствовало его дальнейшему развитию»

Зачем?

Моя точка зрения часто не совпадает с мнением редакции «Филпнтропа», кроме того, она не совпадает и с мнением Леонида Волкова. Моя точка зрения много злее и циничнее, но, тем не менее, мнение Л. Волкова я приведу:

«Правительство РФ сделает все, что сделает невозможным или очень сложным предвыборный краудфандинг — и при этом заодно прихлопнет 80% благотворительности в интернете, потому что кого там это волнует».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий