Прости и прощай, Настенька


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Мне об этом грустно писать, но куда более грустно делать: нередко приходится принимать участие в похоронах детей-сирот. Они умирают, потому что мы — взрослые — не всегда мы успеваем за ними — детьми, — пусть и выпускниками сиротских учреждений, но по сознанию еще детьми. Система подготовки сирот к самостоятельной жизни и сопровождения пока только начинает складываться. Уже есть действенные наставнические программы, но в целом ситуация остается довольно сложной. Дети выходят в самостоятельное плавание, и их шлюпки через какое-то время накрывает волна проблем: им нужно самостоятельно принимать решения в ситуации, когда уже нет права на ошибку. Часто ошибка стоит жизни.

IMG-20160202-WA0002Про девочку Настю я узнал случайно. Ко мне обратились с просьбой помочь похоронить ее по-человечески.

Настя погибла от рук негодяя. Он раскаялся в содеянном, но тело девочки некоторое время пролежало в земле. Когда тело обнаружили, встал вопрос – как ее хоронить? Сироту хоронит государство — на общем кладбище за казенный счет, там, куда сложно прийти знакомым и друзьям.

Ее должны были похоронить через десять дней после обнаружения. Но у Насти нашлись друзья, которые решили сами проводить в последний путь девочку. По закону они имеют право это сделать, если докажут, что знали девочку. Но на прохождение всех процедур нужно было время. Решение подождать может принять руководитель морга. К нему и обратились друзья Насти. Однако он отказал.

Друзья погибшей девочки не сдались и попросили меня о помощи — у меня уже был опыт решения таких проблем. Я позвонил начальнику морга — и тоже получил отказ. Начальник сказал, что у него мало мест в морге и нужно освободить место. Никакие уговоры помогли.

И мне вновь пришлось обратиться к Владимиру Аршаковичу Петросяну, министру социальной защиты населения Москвы. Он согласился помочь, за что ему человеческое спасибо. После его звонка в профильный департамент девочку оставили до полного опознания с возможностью быть похороненной друзьями по церковному обряду. Причем начальнику морга очень сильно влетело от вышестоящей инстанции за черствое отношение к умершей сироте.

Я долго думал, надо ли писать эту статью. Что она может изменить в мире? Но справился с мучением, так как считаю, что о том, как уходят в мир иной некоторые сироты, нужно знать.

Что слава Богу, что у Насти нашлись друзья и знакомые, которые вступились за ее право быть отпетой и похороненной по-человечески. И когда уже все закончилось, я получил СМС от людей которые были рядом с Настей до конца. В этом сообщении говорилось, что девочка теперь может спать спокойно. Но нам, живущим, нужно вынести урок из этой истории. Не только изменить отношение к подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, не формальное вести сопровождение, а включаться по полной. Иначе никак не избежать повторения этих диких ситуаций, когда сироту лишают права хотя бы упокоенным быть на равных с другими.

Прости, прощай Настя.

2 Comments

Add yours

Добавить комментарий