Готовы ли россияне помогать взрослым: исследование исследования


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На днях были опубликованы данные совместного исследования фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и проекта Добро Mail.Ru. Главный вывод – россияне меньше всего жертвуют и помогают взрослым людям, оказавшимся в беде. А больше всего – детям и старикам.

исследование Добро Mail.ru

Таких исследований — мало, потому к ним повышены и требования, и ожидания. И хочется задавать вопросы. Что я и сделал.

Исследование

Прежде всего, вопросы к исследователям касались формальной, методологической и организационно стороны исследования. Например: при определении популярных тем — делалось ли различение по темам между фондовой, частной («богатой» и «бедной», массовой) и корпоративной благотворительностью? Ведь может же быть, в принципе, так, что массовый благотворитель  предпочитает помогать детям, а корпоративный, скажем – домашним животным?

— Нет, различения не делалось, — отвечает Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.Ru. — Мы изучаем массовую благотворительность. Это был не просто опрос, и он не был ограничен интернетом. Исследование проводилось в виде репрезентативного телефонного опроса россиян — всего в выборку вошло 533 респондента — и работы с онлайн-фокус-группами. Эти группы составляли люди, попадавшие в сложные жизненные ситуации, люди, имеющие опыт оказания помощи детям и старикам, а также люди, не имеющие опыта оказания помощи кому-либо.

— Какие еще характеристики респондентов выделялись в исследовании?

— Исследователи выясняли, как влияют возраст и социальная дистанция между людьми на желание помочь. Узнали, от кого ждут помощи, к кому обращаются и от кого ее получают. Определили, какие источники информации влияют на решение помочь, а также какие драйверы и барьеры являются основными для помощи взрослым в России. Методика исследования позволила рассматривать отношение к благотворительности в разных группах — как среди всего населения, так и среди тех, кто помогал за последний год детям, взрослым или пожилым.

— В определенном отношении новое исследование продолжает темы вашего исследования 2013 года?

— Проект Добро Mail.Ru совместно с ВЦИОМ провел тогда исследование о помощи взрослым в России, выяснил, насколько в нашей стране принято помогать взрослым, что удерживает россиян от поддержки тяжелобольных взрослых людей и как можно изменить ситуацию.

— Основной, в смысле привлечения внимания к нетерпимости такого положения дел, вывод исследования 2013 года — 0% россиян готовы помогать тяжелобольным взрослым людям. Изменилась ли как-либо заметно  ситуация с тех пор?

— Результаты исследования, которое мы провели в 2013 году вместе с ВЦИОМ, показывают, что в России не сформирована традиция помощи взрослым. Каждый третий россиянин готов оказать помощь детям, каждый восьмой – пожилым людям, но возможность оказания помощи взрослому тяжелобольному или человеку с инвалидностью не допустил практически никто.

Мы  провели новое исследование в том числе и для того, чтобы узнать, чувствуют ли себя защищенными взрослые в России и от кого им ждать помощи в случае неожиданных и неприятных происшествий.

— И получилось, что взрослые в случае каких-то жизненных аварий по-прежнему предоставлены сами себе?

Основную массу социальной работы совершают взрослые. Семьи создают взрослые люди, основной вклад в экономику вносят взрослые люди. Но как только взрослый заболел, он становится никому не нужен. И это та ситуация, которую мы надеемся изменить, в том числе, и с помощью этого исследования. Ведь в сложную ситуацию может попасть абсолютно каждый, а безусловная самодостаточность взрослых – не более чем стереотип.

Добро Mail.Ru: россияне не добры к взрослым, они любят детей и стариков

Еще одно исследование

По мотивам и некоторым результатам исследования «Добра» я решил провести собственное миниатюрное исследование. Оно совсем не претендует на массовую объективность.

Впрочем, и в исследовании «Добра» приняло участие лишь 533 респондента. И по телефону. Строго говоря, эти обстоятельства несколько ограничивает валидность исследования. Кроме того, выборка респондентов определенно не была однородной в социологическом смысле. Ее состав неизвестен, что не делает выборку автоматически репрезентативной, а, напротив, не позволяет даже сказать – насколько «случайной» она является. Замечу, это общие недостатки большинства российских исследований подобного рода.

Второе обстоятельство, которое меня смущает — телефонный опрос. Телефон перестал быть просто нейтральным средством коммуникации. Многие люди в связи с развитием мобильной связи прекратили пользоваться стационарными городскими телефонными аппаратами. В основном, ими пользуются пенсионеры и представители старших возрастных групп населения.

Некоторые из них все еще отвечают на телефонные вопросы, а не посылают далеко и на долго.

 

В итоге, и я решил, что моё мини-исследование не должно быть слишком уж рафинированным в методологическом отношении, а все его многочисленные недостатки можно будет списать на полный волюнтаризм.

Волюнтаризм как он естть

На двух интернет-площадках я получил около 50 ответов, в основном в Фейсбуке. То есть, эта выборка достаточно специфична и ограничена моими фэйсбучными друзьями. Вопрос был такой: кому вы  охотнее помогли бы деньгами: детям, взрослым или пожилым? И вот что получилось:

50% респондентов намеревались помогать или уже помогали взрослым, 35% — детям, около 10% — старикам, а 5% — никому.

Чем можно объяснить такие ответы?

Во-первых, небольшим объемом и выраженной специфичностью выборки респондентов, во-вторых — спецификой социальной сети Фэйсбук: в ней мало представлены люди пожилые и совсем уж юные. Считается, что средний возраст пользователей в ней – около 30 лет.

В заключение приведу несколько ответов, которые я счел показательными:

А.П. А я не знаю, кому именно помогаю. Оформила ежемесячную подписку на небольшую сумму в фонде Мити Алешковского, списывают деньги с карты. Именно что по мелочи, но регулярно. Они отчеты присылают — честно, я даже не читаю. Мне неважно, на какую именно благотворительность потратит деньги человек или фонд, которому я доверяю.

И.К. Я теперь готова помогать взрослым в первую очередь. Почему? Очень просто: они содержат животных и детей.

А.З.  Я считаю, что помогаю не человеку какого-то возраста, а конкретному человеку в конкретной беде. Возраст сам по себе не важен.

П.Ф. Мне трудно оценить ту или иную просьбу о помощи, потому я перевожу деньги благотворительным фондам. Они – эксперты.

Результаты явно расходятся с теми, которые получены в исследовании проекта Добро Mail.Ru.

Но ведь это – самое интересное.

1 comment

Add yours
  1. kindergod

    По телефону вообще сложно соображать. Я вот только через дней пять чтения этого исследования и теперь этой статьи догадался — что я таки помогал взрослым. Это нерегулярная помощь какому то теоретическому взрослому и не через фонды. Но ко мне обращались люди в тяжелой ситуации, или попадался у знакомого призыв помочь. И я организовывал в церкви сбор пожертвований, или выделял продукты которые просил у дружественной «Улицы», которой помогал вести блоги в соцсетях. Кстати да — это ведь то же помощь взрослым — бездомным.

Добавить комментарий