Эволюция отношения к благотворительности в России


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Зарождение благотворительности на Руси относится к рубежу X-XI веков, т.е. ко времени принятия христианства и создания церкви как организации. Благотворительность нередко сосредотачивалась в церковных приходах: почти при каждой церкви существовали богадельни, осуществлялось воспитание сирот, уход за больными в госпиталях, подавалась милостыня нищим, кроме того, из церковной казны выдавались ссуды в виде хлеба, семян или денег. Древнерусские князья и богатые горожане осуществляли благотворительную деятельность под покровительством духовной власти, оставляли подаяния в церкви и простые прихожане. При этом не считалось нужным выяснять причины нищенства: сострадание к неимущим считалось воплощением милосердия к ближнему. Подобное отношение к благотворительности кроме многих положительных моментов имело и свои негативные последствия: к XVII веку профессиональное нищенство стало настоящим социальным бедствием. В конце того же века в Указе царя Федора Алексеевича 1682 года была предложена программа по борьбе с нищенством: действительно беспомощных предлагалось устроить в богадельни, а профессиональных здоровых нищих отправить на принудительные работы.

Задуманная в Указе программа не была осуществлена в связи со смертью Федора Алексеевича, но получила дальнейшее развитие при его преемниках. Петр I ужесточил методы борьбы с нищенством: трудоспособным должна была предоставляться работа, больным – лечение, нетрудоспособным – призрение, а профессиональным нищим назначались суровые наказания вплоть до порки кнутом и ссылки на каторжные работы. Указом от 25 февраля 1718 года Петр I впервые в русской истории запрети подачу милостыни на улицах и в церквях под угрозой штрафа. Милостыню рекомендовалось относить в богадельни. В связи с отсутствием средств Петр I не смог создать задуманную им систему светских заведений общественного призрения, обязанность по содержанию сирот, нищих, больных и отставных солдат осталась на монастырях. В эпоху «дворцовых переворотов», как и в петровский период, так и не была создана система помощи нуждающимся, при этом традиционная для России раздача милостыни была подана государством как богопротивная и даже представляющая опасность.

После прихода к власти Екатерины II уже в конце XVIII века в нищих перестали видеть только преступный элемент, и стали рассматривать их, в том числе, и как жертв неблагоприятных обстоятельств. В 1775 году на основании «Учреждения о губерниях» были созданы приказы общественного призрения, на каждый из которых был возложен обширный перечень задач: устройство народных школ, сиротских и работных домов, госпиталей, смирительных домов и др. Приказы общественного призрения более века оставались главным органом общественного призрения в Российской империи. Управлялись они губернскими чиновниками, которые рассматривали это занятие как побочное. Согласно высказываниям современников, именно поэтому деятельность приказов не была особенно эффективной, а обслуживали они крайне малую долю лиц, нуждавшихся в призрении, несмотря на создание широкого спектра богоугодных заведений.

Недостатки государственной организации призрения, проявившиеся в деятельности созданных Екатериной II приказов общественного призрения, породили на рубеже XVIII-XIX веков потребность в оживлении системы благотворительных учреждений за счет общественных сил. Создаваемые полугосударственные-полуобщественные учреждения представляли собой благотворительные ведомства, не подчиненные ни одному министерству. Старейшая благотворительная структура подобного рода была создана в 1797 году супругой Павла I Марией Федоровной, взявшей под покровительство Воспитательные дома Москвы и Санкт-Петербурга. В 1828 году указом Николая I этому комплексу благотворительных заведений было присвоено название «Ведомство учреждений императрицы Марии». ВУИМ функционировало за счет личных средств императрицы, казенных субсидий и частных пожертвований. Со временем в ВУИМ стали входить не только воспитательные дома, но и больницы, учебные заведения, богадельни, детские приюты. К 1902 году в структуре Ведомства насчитывалось более 1000 заведений.

Среди других подобных структур можно вспомнить образованное в 1802 году в Санкт-Петербурге Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, созданное в 1867 году, и учрежденное в 1895 году под покровительством жены Николая II Александры Федоровны Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Все организации субсидировались как за счет казны, так и за счет членских взносов.

Новую страницу в истории общественного призрения в России открыли реформы Александра II, приведшие к созданию органов местного самоуправления (земских и городских). Со второй трети XIX века они взамен приказов общественного призрения приняли на себя осуществление благотворительных функций, что способствовало улучшению состояния существовавших и созданию новых благотворительных заведений. Кроме того, призрением неимущих после отмены крепостного права и создания приходских попечительств, состоявших из священнослужителей и прихожан, вновь занялась и Русская православная церковь.

Во второй половине XIX века благотворительная деятельность в Российской империи приобрела огромный размах и новые черты. В крупных городах государства основными источниками финансирования общественного призрения явились частные пожертвования предпринимателей и промышленников (Мамонтовы, Третьяковы, Бахрушины и др.) Характерной чертой этой эпохи стало активное вовлечение в благотворительность женщин, которые играли заметную роль как в открытии организаций, так и в поисках источников финансирования, активно участвовали в их повседневной работе. Российское общество в целом пришло к осознанию вопросов милосердия, важности и необходимости благотворительной деятельности. По подсчетам Ведомства учреждений Императрицы Марии на 1 января 1899 года в Российской империи насчитывалось 14854 благотворительных учреждения. В 1901 году их помощью воспользовалось 544366 человек. К началу ХХ века государственной, муниципальной и частной благотворительности удалось достичь баланса интересов. В дореволюционной России сложилась обширная и действенная система социального призрения неимущих.

Исторический опыт благотворительности и общественного призрения не пригодился советскому правительству. Подавляющая часть благотворительных организаций и заведений императорской России была ликвидирована. Само понятие благотворительности в советский период приобрело негативную окраску, было названо лицемерным. В государстве, где «уничтожены нужда и бедность, благотворительность не нужна».

Возрождение понятия благотворительности началось лишь с конца 1980-х годов, когда на улицах крупных городов России появились нищие, открыто просящие подаяние. Их появление было вызвано ухудшением экономической ситуации в стране, появлением беженцев из районов межнациональных конфликтов и ослаблением государственного контроля. Отношение к новому для России того периода явлению было неоднозначно: кто-то призывал к милосердию, другие видели в нищих лишь криминальный элемент, в отношении которого должны быть приняты строгие карательные меры. Таким образом, понятие благотворительности вошло в публичный российский дискурс, что способствовало началу институционализации благотворительности в 1990-е годы.

Становление благотворительных фондов, сначала за счет иностранной помощи, а позже и за счет пожертвований самих россиян не было гладким. С деятельностью благотворительных фондов было связано много конфликтов, получивших широкую огласку в СМИ. Чаще всего такие конфликты возникали по поводу использования полученных фондом средств в коммерческих целях. Кроме того, до последнего времени не существовало внятного законодательства в отношении благотворительных организаций, вопросов волонтерства. Такие нарушения формировали отношение населения к благотворительности в негативном ключе: благотворительность многими стала восприниматься как нечто грязное, криминальное.

К сожалению, за последние двадцать лет так и не удалось полностью изменить отношение к благотворительности. По некоторым данным, сегодня в России насчитывается около 1300 благотворительных фондов. Эти фонды спонсируются как частным образом, так и на общественных началах. Стремительно развиваются корпоративная благотворительность и волонтерство. Многие благотворительные фонды широко известны и пользуются доверием жертвователей. С другой стороны, на улицах городов и в социальных сетях сегодня заметен рост активности ложных благотворительных организаций, ухудшающих имидж благотворительности в целом. И все же, несмотря на подобные негативные моменты, все больше россиян готовы участвовать в благотворительной деятельности, заниматься волонтерством, жертвовать свои время, деньги и душевные силы на помощь посторонним людям. А это, в свою очередь, говорит о росте духовного самосознания и милосердия в стране; дает надежду на дальнейшее развитие благотворительной деятельности в России в положительном ключе.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий