Купи козу. Почему поправки в закон об агентах не улучшат положение НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Государственная Дума приняла сразу во втором и третьем чтении закон, конкретизирующий понятие «политической деятельности» для организаций, включаемых в реестр «выполняющих функции иностранных агентов». Текст в различных редакциях от внесения до принятия можно посмотреть вот здесь. Напомню, что в течение нескольких последних месяцев этот законопроект привел к конфликту между теми, кто занят принятием законов для Российской Федерации и теми, кто занят в России благотворительной деятельностью.

Согласно действующим нормам, любая некоммерческая организация может попасть в соответствующий реестр Министерства Юстиции, если она одновременно получает финансирование из иностранных источников (список которых чрезвычайно широк, а характер и размер финансирования никак не конкретизируется) и занимается политической деятельностью, до недавнего времени не описанной в законодательстве практически никак, что давало чрезвычайно широкие возможности для любых толкований этой нормы. В январе 2016 года были разработаны, по поручению Президента, поправки, уточняющие, по идее, что такое «политическая деятельность». Однако эти поправки привели к протестам со стороны некоммерческого сообщества, ибо фактически приравнивали политическую деятельность к любой общественной активности. Поправки включали в себя любую публичную оценку действий органов власти всех уровней, а также непубличное с ними взаимодействие в любом виде.

Благотворители обратились с несколькими письмами протеста (письмо благотворительной ассоциации «Все Вместе», письмо ряда знаменитых благотворителей). И окончательный текст закона был действительно изменён. В него была внесена, как писала ранее газета «Коммерсант», важная оговорка. Согласно ей, ряд направлений деятельности НКО в принципе не относится к «политической деятельности». В предыдущем варианте законопроекта они не считались политическими только если не осуществлялись в целях «воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

«Поправка снимает обеспокоенность благотворительных организаций»

И эту оговорку можно было бы только приветствовать и считать произошедшее крупной победой гражданского общества, если бы не одно важное «но». Список направлений работы, которые не относятся к «политической деятельности», уже есть в действующем законе об НКО. В третьем абзаце шестого пункта второй статьи Федерального Закона «О некоммерческих организациях». И предлагаемый новый текст поправок фактически возвращается просто к действующей формулировке, внося в неё ряд несущественных изменений (хотя на месте волонтерских сообществ я бы забеспокоился, их деятельность теперь может стать политической, ибо из списка исключена).

Вот таблица, где можно сравнить три текста рядом.

Текст из первоначальной редакции законопроекта Поправка к третьему чтению, принятая Государственной Думой. Текущая формулировка, действующая сейчас
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества при условии, что эта деятельность не осуществляется в целях, указанных в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи и выходящих за пределы (рамки) соответствующей области деятельности. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность. К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

При этом стоит понимать, что действующий список, исключающий из «политических» научную и природоохранную деятельность, в реальной практике не защитил от попадания в реестр ни занятый научной проблематикой фонд «Династия», ни несколько десятков экологических организаций. При толковании закона прокуратура, Министерство Юстиции и суды явно предпочитают обращать внимание в первую очередь на первый абзац шестого пункта, а не на третий. Теперь же этот абзац превратился в длинный список, согласно которому даже высказанное в прессе пожелание к любому органу власти или отправленный туда запрос может считаться политической деятельностью. Список же исключений просто остался неизменным, и как раньше он никого не мог защитить от попадания в реестр, так теперь и подавно не защитит.

Получается, что изменения в законопроект приняты по принципу «купи козу». Массовый вздох облегчения, раздавшийся в сети в связи с внесением «оговорки», фиксирует сохранение весьма печального статус-кво, а не перемены к лучшему. Потому что изначально предлагался вариант, согласно которому практически все минимально активные НКО должны были записаться в агенты (почему — смотрите в письмах благотворителей выше), а теперь все могут продолжать делать вид, что их этот закон не касается. Именно делать вид, — еще раз: ничто не помешает как и раньше включать в реестр мирных учёных, правозащитников и экологов.

А это значит, что благотворительное сообщество могут ждать впереди довольно печальные времена. Во всяком случае, вряд ли лучшие, чем теперь.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий