Железные дороги и почта как НКО


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На референдуме 5 июня народ Швейцарии выскажется о качестве общественно значимых государственных услуг в области почты, коммуникации и железнодорожного сообщения. Иначе эти услуги называется «общественными благами».

Швейцарский почтальон. Фото: kyburz-switzerland.ch

Швейцарский почтальон. Фото: kyburz-switzerland.ch

Еще во Франции XVIII века тогдашние философы настаивали на том, что сумма частных единичных желаний и предпочтений граждан не тождественна суммарным предпочтениям тех же людей, но собранных в некое сообщество, например, образующих нацию. Французские философы различали «благо частное» и «благо общественное».

В Швейцарии идея «общественного блага» стала одной из важнейших в начале-середине 19-го века в ходе создания современного федеративного государства, которое было бы в состоянии преодолеть «кантональную местечковость» (Kantönligeist) и создать на месте разрозненных кантонов единую страну.

«Частное благо» кантонов предлагалось подчинить (ни в коем случае не уничтожая) «общественному благу» единой политической нации. Конституция 1848 года стала конкретно-историческим и документом, вырахающим идеалы «общественного блага» в Швейцарии.

Федеральный центр был создан с согласия кантонов и с тем условием, он не будет употреблять свои полномочия для укрепления центральной власти в ущерб регионам. А только — для обеспечения страной услугами, необходимыми для ее существования в качестве единого организма. Следует сказать, что транспорт и почта – не единственные «скрепы» социального организма.

Структуры, предоставляющие «общественные блага», являются также и социообразующими. Непонимание такой их природы часто приводило реформаторов в разных странах к печальным последствиям.

Именно под лозунгом служения «общественному благу» в стране были созданы такие структуры, как федеральные железные дороги (концерн SBB/CFF), национальный почтовый концерн (Die Post/La Poste), национальный телекоммуникационный концерн Swisscom, а также национальная телевизионная и радиовещательная компания (SRG SSR).

Социально-значимые услуги

В списке задач, поставленных перед этими структурами, на первом месте находится обеспечение страны необходимыми инфраструктурными услугами, а не извлечение коммерческой выгоды.

Вынесенная на референдум 5 июня инициатива предлагает законодательно, с закреплением в федеральной конституции, предписать почте, железным дорогам и концерну Swisscom заниматься в первую очередь не извлечением прибыли, а заботой о клиентах, даже себе  в убыток.

Правительство, в частности, в лице «инфраструктурного» министра Швейцарии Дорис Лойтхард (Doris Leuthard) призывает народ отвергнуть такого рода предложение. Обосновывается это тем, что в Швейцарии система общественно значимых услуг в обозначенных областях и так является одной из лучших в мире и уж в Европе точно. Поэтому, мол, «от добра добра» искать не следует. Но так ли это? Портал swissinfo.ch попытался выяснить реальное положение дел.

«Наши общественно и социально значимые государственные услуги по качеству являются самыми лучшими в мире. Швейцарская железная дорога и почтовый транспорт (пассажирские автобусы швейцарского почтового концерна) позволяют людям добираться до самых отдаленных уголков страны», — заявила, помимо прочего, министр транспорта, коммуникаций и охраны окружающей среды (UVEK) Дорис Лойтхард 12-го мая в интервью бесплатной газете «20 Minuten».

По ее мнению, согласие народа на референдуме 5 июня с законодательной инициативой «За общественное благо» («Pro Service public») нанесет по «сбалансированной и хорошо развитой системе социально значимых государственных услуг» сильный удар. Как говорит министр, «эта инициатива не является тем, за что она себя стремится выдать, она преследует цель ослабить предприятия, предоставляющие общественные услуги, не говоря уже о том, что зеленый свет этой инициативе будет означать возникновение огромной прорехи в федеральном бюджете».

Позиция министра понятна, но что дает ей право утверждать, что Швейцария на самом деле, якобы, обладает наилучшими в мире «социально значимыми услугами»? К сожалению, в настоящее время не существует какого признанного в мире научного рейтинга качества такого рода услуг, поэтому проверить утверждение Дорис Лойтхард можно только в весьма приблизительном формате.

Железные дороги Швейцарии на первом месте

В марте 2015 года компания Boston Consulting Group опубликовала доклад, в рамках которого проводилось сравнение качества услуг, предоставляемых в разных европейских странах национальными железнодорожными компаниями.

Сравнение осуществлялось на основе трёх основных критериев: пользовательская квота (какова доля населения, активно и регулярно пользующаяся железными дорогами), качество услуг (пунктуальное соблюдение расписания движения) и степень безопасности. Оказалось, что, как и в прошлый раз, в 2012 году, на первом месте с показателем в 7,1 балла из 10 возможных на первом месте оказалась Швейцария,на втором месте — Швеция, а на третьем — Дания.

Разветвленная сеть почтовых отделений

Гораздо труднее оказалось оценить качество почтовых услуг. По ощущениям в Швейцарии почта работает просто прекрасно, по крайней мере, здесь доверяют почтовой сети даже пересылку оригиналов важнейших документов, существующих в единственном экземпляре. Но где взять объективные цифры?

В какой-то степени ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к помощи Всемирного почтового союза (Weltpostverein), штаб-квартира которого находится, как известно, в Берне. И здесь картина получилась довольно неоднозначная. Так, за последние 15 лет швейцарский национальный почтовый концерн последовательно сокращал число своих почтовых отделений. Если в 2000 году их было в стране 3 383, то в 2014 году — только 2 222.

Во многих отдаленных деревнях и населенных пунктах властям пришлось изобретать нестандартные решения, поручая исполнять обязанности почтовых отделений местным точкам розничной торговли продовольственными и промышленными товарами. С другой стороны, следует учитывать, что именно на этот период в мире пришлось взрывообразное распространение электронной почты и других альтернативных способов коммуникации. Этот факто не мог остаться для традиционной почты без последствий.

И тем не менее, если сравнить степень «покрытия» страны почтовыми услугами, то здесь Швейцарии до сих пор удается оставаться в лидерах: одно отделение тут приходится в среднем на 2 146 человек, тогда как средний показатель по Европе составляет 1 отделение на 3 500 человек.

Лидирует Швейцария и там, где речь идет о точности и пунктуальности доставки почтовых отправлений. Так, в 2013 году, по данным швейцарской федеральной Почтовой комиссии (Eidgenössische Postkommission) 97,6% писем и прочих отправлений, отосланных в формате «Приоритет» (так называемая «А-почта»), были, как и требует этот тариф, доставлены получателям уже на следующий рабочий день. В странах ЕС этот показатель в среднем находится на уровне в 90%

Далеко выше среднего

Весьма интересен и такой показатель, как средняя площадь, «покрываемая» одним почтовым отделением. Получается, что и здесь почтовая сеть Швейцарии находится среди лидеров, а ее услуги можно назвать превосходными: в Швейцарии одно почтовое отделение приходится на 18,5 квадратных километров площади, и по этому показателю Швейцария уступает только Германии и Нидерландам.

Итак, в самом ли деле система общественно значимых инфраструктурных услуг является в Швейцарии самой лучшей в мире, как утверждает Дорис Лойтхард? Столь категорично, наверное, утверждать это мы не станем, но ясно одно, что качество этих услуг в Швейцарии находится на уровне очень далеко выше среднего.

Перевод на русский и адаптация: Игорь Петров., swissinfo.ch, и Андрей Сучилин, «Филантроп».

Гиперссылки

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий