Зачем помогать специалистам детских домов


С недавнего времени детские дома стали переименовывать в центры содействия семейному устройству. Если раньше главными функциями детских домов были воспитание и уход за ребенком, то сегодня задачи учреждений кардинально изменились – главное сейчас — найти семью для ребенка и выстроить систему ее сопровождения после усыновления или опеки, а также создать условия для проживания детей в детском доме максимально приближенные к семейным.

Но у вчерашних специалистов детских домов, многие из которых десятилетиями работали по старой системе, нередко нет квалификации для решения новых задач. Для кого-то из них сложившаяся ситуация – это разрушение профессиональных надежд, для других – открывшиеся новые профессиональные перспективы, но точно для всех – это изменения, которые не удастся обойти стороной, изменения которые требуют усилий от каждого сотрудника. Поэтому важным является решение проблемы профессионализации кадров, которые будут заниматься устройством детей в семьи.

Проект «Невидимые дети»

Проект «Невидимые дети» благотворительной организации «Семья детям» призван поддержать специалистов «Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей» (ЕДДИ)  в реформировании. В свою очередь данный проект проводится в рамках благотворительной программы «Содействие реформе детских учреждений в российских регионах» («Семья для ребенка») реализуемую КАФ Россия при финансовой поддержке Европейского Союза. Проект включает в себя обучающие и поддерживающие мероприятия для 25 специалистов и директора, которые в комплексе смогут влиять на изменение учреждения. На сегодняшний день с помощью проведения ключевых обучающих семинаров заложен основной фундамент, и началась работа специалистов по использованию полученных методик на практике при сопровождении АНО «Семья детям». 

Найти силы для жизни и работы

«Сотрудники учреждений переживали тревогу и страх за свое будущее и за текущее состояние дел в связи с реформой, — говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. — Звучали фразы «столько проверок, некогда заниматься детьми», «что с нами будет», «я не социальный работник, я – педагог», «мы не умеем работать с семьями», «а что если, наших детей никто не возьмет» и т.д. Все эти тревоги говорят о серьезных изменениях, потрясших систему в последнее время, и о том, что сотрудникам учреждений требовалась серьезная методическая и психологическая поддержка в этот период. На фоне тревожного состояния взрослых, особо трудно адаптироваться детям. Поэтому мы уверены, что в детских домах помощь нужно оказывать именно взрослым, от них зависит, как будет чувствовать себя ребенок ежедневно».

Тренинг проекта «Невидимые дети»

Профилактика выгорания

Поэтому первым и важным шагом в работе со специалистами ЕДДИ стали семинары, направленные на профилактику профессионального и эмоционального выгорания коллектива учреждения. Работа в учреждениях для детей-сирот – это зона риска. Сотрудникам приходится ежедневно помогать детям, имеющим нарушения в развитии, психологические травмы. При недостатке компетенций сотрудник вынужден использовать психологические защиты, которые часто огрубляют его, делают менее чувствительным, и, следовательно, менее способным помочь ребенку, пережившему потерю родителя. В рамках этой задачи в проекте также ведутся регулярные супервизии и консультации. На них специалисты разбираются в причинах профессионального выгорания, тренируются, как выявить у себя эту проблему посредством акцентирования внимания специалистов на их эмоциональном и физическом состоянии, увеличения зоны осознавания, с опорой на чувства, ощущения и профессиональные границы. Также участники обучались навыкам саморегуляции и нахождение дополнительных ресурсов.

«Я чувствую, как мне помогают семинары»
 «Я чувствую, как мне помогают семинары, — говорит одна из участниц Елена. – Благодаря встречам я поняла, как стресс может влиять на мою работу и мое личное состояние, постаралась разобраться, как работать с собой, чтобы не перейти точку кипения и не выгореть, где искать ресурсы, как лучше взаимодействовать с коллегами, учитывая свое психологическое состояние в определенные моменты. После семинаров многими практиками я поделилась со своим коллегами: мы провели тесты, чтобы определить степень выгорания у каждого, поделились тем, кто какие способы выбирает для восстановления: для кого-то это вязание, для другого прогулки по лесу, работа с землей и т.д. Сейчас в наш детский дом мы принимаем психолога, и я планирую, что встречи по профилактике эмоционального выгорания у специалистов станут у нас регулярными».  

Тренинг проекта «Невидимые дети»

Понять детей

Если рядом есть взрослый, который заботится о ребенке, то ребенок может смело расти и развиваться, если общения со взрослым недостаточно, то его развитие замедляется. В конечном итоге все особенности детей, оставшихся без родителей, все странности их поведения восходят к этой глубинной программе – программе привязанности ребенка к родителю. Для того чтобы специалисты учреждения могли оказать ребенку необходимую поддержку, в рамках проекта «Семья детям» рассказывает им про нарушенную привязанность у детей и способы коррекции поведения детей.

«Людям, которые работают с детьми и тем более занимаются семейным устройством, временно или постоянно занимаются воспитанием детей, оставшихся без родителей, важно знать и понимать механизмы развития и нарушения привязанности, — говорит тренер, психолог и супервизор «Семьи детям» Александра Мелях. —Привязанность — это биологическая программа, благодаря которой ребенок учится, как быть человеком, у того взрослого, который осуществляет основную заботу о нем. В природе маленького человека заложена потребность привязаться ко взрослому. Отсутствие этой связи или ее разрыв вызывают глубокую травму, которая неизбежно сказывается на отношении ребенка к себе, к другим, ко всему миру. Это негативно влияет на его развитие, поведение, способность любить и доверять другим людям. Взрослые, которые берут на себя ответственность заботится о детях, переживших такую потерю, и не имеющие глубинного понимания механизмов привязанности, не смогут оказать детям необходимую помощь».

С помощью специальных обучающих мероприятий по этой теме участники определяли, на каком этапе развития находится ребенок, в коммуникации с которым возникли трудности, приобрели знания, как оценить уровень развития ребенка в различных сферах: формальный интеллект, социальное развитие, физическое развитие, сексуальность, эмоционально-волевая сфера, бытовые навыки и общая культурность. Понимание таких процессов позволяет специалисту избежать искажений вызванных тем, что специалисты видят перед собой детей, у которых физическое и сексуальное развитие, например, опережают развитие эмоционально-волевой сферы на 7-8 лет. Участники научились формировать требования к ребенку и планы по его реабилитации, опираясь на фактическое развитие различных сфер психики и навыков ребенка. В результате теоретической и практической работы у специалистов появилось больше понимания потребностей детей, с которыми они работают.

«Я чувствую, как мне помогают семинары»
 «После семинара я буду убеждать воспитателей, что все не напрасно», «Благодаря семинарам я приобрела важные навыки для работы с детьми», «Встречи помогли мне понять специфику детей с ограниченными возможностями здоровья, их поступки и поведение», «Теперь я изменю методику работы с детьми, на некоторые ситуации буду реагировать иначе, чем раньше» — говорят участники в своей обратной связи о встречах. 

Тренинг проекта «Невидимые дети» организации «Семья детям»

Уметь работать с семьями

Очень часто родители, которые хотят взять ребенка или уже взяли, обращаются к специалистам детского дома за советом, как быть, что делать в той или иной трудной ситуации. У специалистов должно быть и профессиональное, и моральное право давать эти советы.  В рамках проекта «Невидимые дети» благотворительная организация «Семья детям» проводит для специалистов обучающие мероприятия по тому, как более профессионально и тщательно подходить к работе с кровными и приемными семьями, с самими воспитанниками, которым предстоит отправиться в приемную семью и адаптироваться там. Что касается специалистов ЕДДИ, где воспитываются дети с нарушениями развития, эти знания и навыки должны быть дополнены профессиональными компетенциями по устройству в семью детей, имеющих физические и ментальные нарушения.

Но даже обладая теоретическими знаниями не всегда у сотрудника есть практическое понимание, как найти выход из той или иной ситуации. Поэтому для участников проекта регулярно проводятся групповые супервизии, подразумевающие разбор трудных случаев в работе, проработку сильных чувств и восполнение психологических ресурсов, повышение профессиональных компетенций. 

Важно подходить к вопросу устройства каждого ребенка в семью индивидуально. Для этого сотрудники детского дома учатся технологии работы со случаем — кейс-менеджменту.

Тренинг проекта «Невидимые дети»

«Так сложилось в системе, доставшейся нам по наследству, что решения, относительно судьбы ребенка принимаются довольно хаотично. Специалисты, к которым попадает ребенок, не владеют достаточным объемом информации, редко могут сразу проследить судьбу ребенка. На сегодня  нет одного ответственного за результат работы всех служб для судьбы конкретного ребенка. Это не только губительно для детей, которым призвана помогать система, но является причиной формирования синдрома эмоционального выгорания специалистов, работающих в системе, и ложится в основу выученной беспомощности специалистов, которая естественным образом еще больше снижает качество помощи конкретному ребенку. Технология работы со случаем предполагает одного ответственного и скоординированность усилий всех служб и заинтересованных лиц. Опираясь на эту технологию, специалисты могут работать сообща, а не в одиночку, подключая все доступные ресурсы.  Это помогает изменить не только судьбу конкретного ребенка, но и повысить удовлетворенность специалистов собственной работой, т.к. является более эффективной» — объясняет Александра Мелях.

По итогам проведения семинаров и супервизий в работу учреждения планируется внедрить специализированную Школу приемных родителей, которая будет осуществлять качественную подготовку семей для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрить Службу сопровождения для приемных и кровных семей.

«Как работать в команде»
 «Благодаря семинару я приобрела знания, как работать в команде», «В будущем хочу иначе действовать при ведении случая и принятии решений», «Я раньше никогда не принимала участия в подобных семинарах, для меня все очень ценно», «В нашем учреждении крайне важно проводить такие семинары, их должно быть еще больше», «важно подбирать семью для ребенка, а не ребенка для семьи, исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи», — говорят участники. 

Волонтеры организации «Семья детям»

 Поддерживать волонтеров

С одной стороны, есть специалисты детских домов, которые все свое время, и часто даже свободное время посвящают работе с детьми. С другой — приемные семьи, которые воспитывают детей с инвалидностью и посвящают себя ребенку 24 часа в сутки часто на протяжении всей жизни. И тем и другим важна передышка в их работе. Она позволяет изменить ситуацию в семье или детском доме к лучшему: близкие люди ребенка получают своевременную поддержку в уходе за ребенком, возможность сделать неотложные дела или просто отдохнуть. Это снижает психологическую напряжённость взрослых, позволяет повысить качество жизни ребенка и семьи.

Поэтому в рамках проекта «Семья детям» обучает волонтеров ЕДДИ тому, как общаться и взаимодействовать с ребенком, который имеет особенности в развитии. Такое обучение позволит волонтерам стать профессиональнее, а в будущем специалисты и родители смогут на время доверять им заботу о ребенке. 

«Наше обучение — это не просто семинар, это пролонгированные встречи, в которые мы включили групповые консультации, чтобы у волонтеров, была возможность посоветоваться с профессионалом и разобрать конкретные ситуации, — говорит координатор проекта Алина Плотникова. — Мы уже  провели для них теоретические лекции о детях с нарушениями в развитии, чтобы дальше переходить уже к практике и начать разбирать конкретные случаи, как помочь ребенку с той или иной проблемой, как найти ключ к, казалось бы, безвыходной ситуации».

Многие волонтеры уже долгое время помогают детям из ЕДДИ, но возможность обучиться и стать более компетентными в этом вопросе у всех у них появилась впервые. Поэтому они с большой благодарностью отзываются о встречах. Они видят, как это поможет им в дальнейшем более правильно подходить к работе с ребенком. «Понимание причин, по которым возникают нарушения у ребенка, позволяют более осознанно принимать решение, как лучше ему помочь» — говорит одна из участниц.

Планируется, что после полутора лет работы проекта на территории учреждения 20 воспитанников ЕДДИ будут устроены на постоянное проживание в приемные семьи, в кровные семьи будет интегрировано 7 детей, у 10 детей будет восстановлено общение с кровной семьей. Число детей, поступивших в учреждение по заявлению родителей, сократится на 10% в сравнении с предыдущими годами. За счет обучения специалистов и передачи методик по работе с семьями и детьми специалистам и руководству учреждения, ЕДДИ сохранит положительную динамику устройства детей в семьи в будущем, когда проект «Невидимые дети» уже завершит свою работу.

«Результаты уже видны»
 «Результаты реализации проекта, уже видны, — говорит директор Екатеринбургского детского дома — интерната Наталья Геннадьевна Печеник. Воспитатели стали осознанно подходить к решению проблем дезадаптивного поведения детей, стали чаще обращаться к специалистам — психологам, врачам — чтобы подобрать методы воздействия и эффективного взаимодействия с  детьми в группе. Четверо детей устроены в приемные семьи, двадцать находятся в семьях на условиях временной передачи. Травматизм среди воспитанников снизился в два раза благодаря нормализации психологического микроклимата в группах». 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply