Добровольческие смотрины


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Добровольцев можно условно разделить на два вида — «одноразовые» и «постоянные». Чаще всего НКО используют первый вид: это и удобно, и не приносит структуре новых проблем. Волонтеры, приходящие всерьез и надолго, куда полезнее «одноразовых», однако этот ресурс куда более «затратный» для НКО.

Н.В. Неврев. Смотрины. 1888 год

Многие НКО или фонды принимают добровольцев, потому что им просто необходимо некоторое количество молодых людей для решения той или иной внутренней задачи. Например, для сбора средств, одежды или игрушек, раздачи флаеров, беготни в футболках при проведении мероприятия в общественном месте. Или для акции протеста против социальной несправедливости. Личные качества добровольца при этом не имеют значения, во главе угла стоит массовость. Часто «одноразовые добровольцы» заносятся в базу данных, их вызывают для проведения новых акций. Получается такой круговорот, причем НКО не занимается ни обучением волонтеров, ни их поддержкой и сопровождением. Однако обе стороны вполне довольны. Одни имеют необходимую добровольческую массу, вторые получают возможность краткосрочного участия в добрых делах.

Но есть и волонтеры, желающие помогать общественной организации (именно организации) системно, с пониманием того, что их участие носит постоянный характер. Вот о жизни и судьбе добровольцев, живущих и работающих в системе, хотелось бы поговорить, так как системные добровольцы уже могут оказывать постоянные услуги, представлять сервис для тех или иных социальных групп.

На самом деле, те самые «подопечные» социальные группы, как правило ждут именно таких, «постоянных» добровольцев, а присылают к ним «одноразовых». К чему это приводит, даже говорить не стоит. Страдают и те, кто принимает одноразовую помощь, и сами добровольцы — они осознают, что их «подставили», но деться некуда. Виновато здесь руководство НКО, посылающее в социальное учреждение неподготовленных волонтеров. Это потому что подготовленного добровольца днем с огнем не сыщешь. Это — редкость. Мало кто может позволить себе постоянно и системно выделять время для оказания помощи нуждающимся. И не каждое НКО готово тратить время и ресурсы на обучение и сопровождение добровольца.

Между тем искать таких людей необходимо: через какое-то время их можно будет включить в процесс помощи тем, ради кого работает фонд или НКО.

Для этого нужно менять отношение к добровольцам. И прежде всего, принимающее НКО обязано не только хорошо изучить пришедшего в организацию человека, но и оказать помощь в изучении им самого себя. Понять мотивацию, которая привела его к мысли начать оказывать помощь нуждающимся, историю этой мысли и желания. Найти не только главный мотив, но суть причины, по которой доброволец хочет быть полезен.

Такой анализ позволит и добровольцу не выгореть со временем внутренне, и самой структуре не заниматься спасением «выгоревшего» добровольца. Ведь если мотивации волонтера не совпадают с проблемой, которой он будет заниматься, точно жди этого самого выгорания. И еще — нежелания переобучаться. Между тем доброволец, если он хочет расти и выживать там, где требуются новые знания, умения, просто обязан обладать желанием обучаться.

Полезно узнать и о личной жизни добровольцы. Не стесняясь спросить его об этом, потому что ближнее окружение – это тот камень, о который опять же может споткнуться как сам доброволец, так и руководство организации.
Важно и полезно разузнать, например, о том, сколько времени тот или иной доброволец тратит на своих детей, бабушек и дедушек, – чтобы не отрывать его от выполнения обязанностей относительно своих близких. Потому что со временем и это может привести к ситуациям, когда надо будет спасать и добровольца и тех, кого он оставил в желании делать добрые дела. В социальной работе одна ошибка в ролевой установке – и работа НКО будет серьезно нарушена.

Вообще, общественная деятельность далеко не всегда встречает понимание в семье. Добровольчество может привести не только к скрытому конфликту с ближним окружением, но и открытому. А это, в свою очередь, может повредить имиджу НКО и помешать в деле набора добровольцев.

Опытный лидер НКО, или ответственное лицо, должен не только понять, кто пред ним, что за личность, но и за счет технологий изучения многих составляющих жизни пришедшего добровольца понять, придется ли НКО спасать самого пришедшего, либо он вольется в коллектив и будет не обузой, а пользой. Для этого нужно предложить не только пройти тест или заполнить анкету, но и дать возможность добровольцу охладить излишнее рвение. Не стоит поддаваться волонтерскому желанию сразу же отправиться в социальное учреждение. Нужны поступательные шаги: простые поручения, предложения выполнять работу, которая не требует эмоционального участия. И дело даже не в том, захочет или не захочет доброволец выполнять то, что предлагают, это убережет его от многих ошибок, которые бы он совершил, пройдя сразу «в поле». Поэтапность включения добровольца в социальный процесс – одна из самых важных задач по сохранению добровольческого коллектива. Да и добровольцы с опытом также могут оказать помощь в «адаптации» пришедшему новичка.

Часто бывает и так, что пришедший доброволец считает: отвечать на подробные расспросы о нем — ниже его достоинства. Многие не желают даже заполнять анкеты и тесты. В таком случае можно смело говорить: перед вами человек, которому трудно будет вжиться в новые обстоятельства; его поведение будет непредсказуемо там, где требуется много смирения

Изучение личности и мотиваций добровольца позволит не только получить в свои ряды управляемого человека, но и тем самым повысить возможности НКО для предоставления услуг социальным группам. Создаст условия для расширения влияния на социальную ситуацию. Улучшит отношения с организациями, которым требуются обучение и грамотные добровольцы. Со временем доброволец, прошедший становление и школу в рамках НКО, сможет встать и на другую позицию, отойдя от простых услуг к более сложным воздействиям на социальную среду. К примеру, заняться проработкой лоббистских проектов и программ в пользу тех, кого он еще вчера обеспечивал своим участием.

Но для этого доброволец должен вырасти в исполнителя новых задач. Это произойдет в том лишь случае, если возможность роста ему представлялась в НКО. Если он прошел весь путь, начав с малого.

Чем лучше пройдут добровольческие смотрины, тем лучше будет работать НКО.

1 comment

Add yours
  1. Ольга Перминова, МОО "Добрая Планета"

    Наша организация, как раз из разряда 100% добровольческих на постоянной основе. Соглашусь с автором, что это непростой труд управлять такой организацией, найти мотивацию дл яработы на постоянной основе добровольцев, всех от руководителей, до бухгалтера. Но мы есть, мы существуем http://www.dplaneta.ru четвертый год, и одно это доказывает возможность существования таких проектов. Добровольчество может и уже есть стартовая площадка для карьеры и становления на профессиональном пути. Такие организации, как наше и деятельность их, должны популяризироваться СМИ и обществом, однако по ряду причин, такая деятельность на 100% безвозмездной основе часто замалчивается, поскольку, видимо, как же тогда оправдать наличие многочисленных благотворительных фондов, где штатные сотрудники получают заработную плату и порой немалую…

Добавить комментарий