Тумблерная адаптация сирот


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На днях в Общественной палате России прошли слушания на тему социализации выпускников сиротских учреждений. Участники попытались сделать обзор уже имеющихся моделей. Оказалось, что таких моделей по сути-то и нет.

Есть попытки. Но чаще всего речь идет о том, чтобы решить проблему выпускника без участия самого выпускника. Люди создают вокруг сироты пояс спасения, систему тумблерного управления его жизнью. И таким образом признают собственную несостоятельность выпускника.

На слушаниях в Общественной палате сотрудник одного из приютов показал пособие, составленное в том же духе – с упором не на развитие компетенций сироты, а на то, чтобы провести его по жизни, взяв за руку. Нет даже мысли о том, что бы детдомовец начал думать своей головой. А как апофеоз — схема метро на последней странице пособия. Система сама не верит, что даже такое простое знание может быть заложено ребенку в детском доме.

Между тем, если не заложить простые навыки выживания еще в детстве, потом нагнать практически невозможно. А есть ли у нас стандарты качества работы детских домов? Нет, и долго еще не появятся — они зависят от компетенций и профессионального мастерства воспитателей в детдомах, с чем у нас большие проблемы.

Создается стойкое ощущение, что вопрос адаптации детей-сирот переходит из одной плоскости в другую, то это Центр поддержки, то просто приживальческие места. Слушая доклады тех, кто занимается этой темой на государственном уровне, начинаешь осознавать всю глубину проблемы, ее нерешабельность.

Для сирот создают приюты, социальные квартиры, рабочие места, назначают опекунов и наставников. Их окружил редут помощи, но это никак не отражается на эффективности адаптации сирот. Сироты, повторюсь, сами часто не включены в этот процесс: за них – да, они сами – нет. Даже как-то и оскорбительно и унизительно, что выходящий из стен детского дома ребенок сразу прилепляется к незнакомым людям, которые становятся ему костылями, которые на самом деле мешают ему самостоятельно развиваться. Это особенно ярко проявляется тогда, когда выпускники пытаются создать свои семьи, когда универсальные знания и компетенции должно находить в своей голове, а не по звонку тьютору.

Мы часто получаем на наш сайт вопросы: что делать и как воспитать из выпускника детского дома готового к семейной жизни человека. Увы, ответ лежит в прошлом, а сейчас самое лучше, что можно предложить – повесить по всей квартире напоминалки и графики ответственности за ту или иную область в жизни семьи. Нужны не просто базовые знания и компетенции, нужен опыт получения таких знаний. Опыт труда и навыков самостоятельного проживания.

Понятно, что государство старается, ищет модели, чтобы помочь выпускнику детского дома. Но пора понять, что если в рамках сиротского учреждения ребенок еще худо-бедно сохраняется, за счет наших налогов, то дальнейшее его благополучие – чудо. Как правило, выпускник детского дома становится проблемой для государства; как минимум — остается на его попечении. Так зачем же было изымать ребенка из семьи (большинство детдомовцев — при живых родителях или родственниках) вместо того, что бы эту семью сохранить? Тем более, что государство не очень последовательно даже в существующих моделях. Например, с большим трудом выдает сиротам квартиры, без которых адаптация так же затруднительна, как и без знаний, недоданных в свое время в детском доме. Без собственного жилья нет и опыта самостоятельной жизни.

А по-хорошему, необходимо все-таки думать не о труднейшей проблеме социальной адаптации детей-сирот, а о том, как сохранять их семьи. Не разрушать их, посредством изъятия детей, а наоборот, поддерживать и сопровождать. До тех пор, пока в сиротские учреждений будет течь ручей из семей, сиротское море будет и бушевать и одаривать нас девятым валом проблем, – как жизни в детском доме, так и потом.

Конституция гарантирует каждому гражданину России семью, главный институт нашего будущего. Но на деле, в жизни, гарантирует проживание в детском дом, а уже потом неясно где. Нередко там, где есть пустующие кровати и заборы с охраной.

5 Comments

Add yours
  1. id135867265

    Если сироты будут доверять почти каждому человеку который пришел к нему с благими намерениями то его могут и на квартиру кинуть «черные риэлторы», скажу как выпускник детского дома, еще при нахождении в соц.учреждении надо проводить психологические работы с детьми, потому что ребенок выпускается из дд он не понимает где он, куда попал что от него хотят, он привык что у него были правила, ограничния в один день их просто нету и некоторые этой свободой начинают «задыхатся» что идут на преступления и тп…

  2. Sergius

    В Санкт-Петербурге в БОО «Пристань» успешно решают проблему адаптации сирот уже с 2001 года. 90% наших выпускников полноценные граждане общества (имеют профессиональное образование, постоянную работу, самостоятельно проживают в своих квартирах, не имеют судимости или зависимости), 45% — получили или еще получают высшее образование, 5% — имеют активную социально-гражданскую позицию. Методическая программа разрабатывалась и постоянно совершенствуется нашими профессиональными и опытными сотрудниками. В основе программы заложены: индивидуальный подход к каждому участнику программы, их личная заинтересованность и осознанное ответственное участие в программе. Наши наставники помогают подросткам научиться пользоваться свободой, стать самостоятельными и ответственными, постепенно переходя от совместного проживание в квартирах-общежитиях до независимого проживания в своих отдельных квартирах. Жаль нас не пригласили в общественную палату поделиться нашим опытом.

    • Гезалов Александр

      Сергей, при этом Питерские СИЗО обретают нередко сирот, и это вопрос не к Вам, а к государственной системе, как раз которую и искали в ОП РФ. А Ваша модель для государства невозможна, сами знаете почему?))Удачи.

      • Сергей

        Александр, я думаю как и Московские СИЗО или в других регионах, статистика везде одинакова — 40% выпускников. Что касается причин почему наша программа невозможна, то теряюсь в догадках. М.б. подскажите?

Добавить комментарий