Помощь детям как система


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Мария Гордеева

Мария Гордеева

Созданный государством Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сформирован всего полгода назад. Теперь организационная работа по большей части завершена, многие программы готовы и ждут соинвесторов. Председатель правления Фонда Марина Гордеева рассказала «Деньгам и благотворительности» о перспективах работы  первой такого рода государственной организации.

Марина Владимировна, чем конкретно занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации?

Приоритетная задача – на государственном уровне изменить подход к решению проблем с детским неблагополучием. Сегодня у нас в стране мы в основном «латаем дыры», а более эффективно  –  заниматься профилактикой. Механизм нашей работы  –  через организацию конкурсов и последующее софинансирование наиболее эффективных программ и проектов способствовать созданию в регионах комплексной системы услуг, которая обеспечивала бы поддержку и выход детей и семей с детьми из трудных жизненных ситуаций.
[slider title=»Справка: Фонд создан по личной инициативе Владимира Путина. Соответствующий Указ был подписан 26 марта 2008 года. Учредителем выступило Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации…»]

Первый благотворительный взнос тоже сделал Владимир Путин, перечислив на счет Фонда средства, вырученные от продажи фотоальбома, в который вошли лучшие работы фотокорреспондентов, сделанные за восемь лет его президентства.

Фонд финансируется за счет федерального бюджета (по 5,2 млрд  рублей ежегодно), а также из внебюджетных источников, в том числе за счет пожертвований благотворителей.

Основная задача Фонда – поддержка социальных программ и проектов, направленных на решение проблем, как детей, так и оказавшихся в трудной ситуации семей. Принцип деятельности Фонда  –  софинансирование программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также поддержка успешных практик, реализуемых некоммерческими организациями по направлениям работы Фонда.

Задачами Фонда являются:

Развитие межведомственного подхода к решениям проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, выработка успешных моделей построения такой работы на местном уровне.

Продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей.

Содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия.

Содействие сокращению разрыва между территориями в организации социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

На 2008–2010 годы определены три основных направлении работы Фонда:

1) Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В этой области разработаны четыре программы:

«Право ребенка на семью», ставящая своей задачей создание в субъектах федерации системных механизмов по профилактике социального сиротства и поддержке семейного воспитания детей-сирот,

«Никому не отдам», ее цель – профилактика отказов от детей в роддомах,

«Новая семья», включающая в себя мероприятия по подготовке и поддержке приемных родителей, индивидуальному сопровождению замещающих семей специалистами,

«Лига помощи», направленная на сокращение числа лишений родительских прав.

2) Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

По этому направлению Фонд тоже предлагает четыре программы:

«Путь к успеху» –  по содействию занятости родителей детей-инвалидов,

«Раннее вмешательство», направленная на создание служб раннего медицинского вмешательства, внедрение комплексной диагностики заболеваний у детей до трех лет,

«В кругу друзей», нацеленная на преодоление семьями с детьми-инвалидами социального отторжения, на установление контактов между такими семьями и социальную интеграцию детей,

«Смогу жить самостоятельно» –  программа по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни вне интерната, по обучению таких детей трудовым навыкам и дальнейшему трудоустройству.

3) Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления, осужденных за совершенные преступления, в том числе условно осужденных, закончивших отбывать наказание), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной.

В этой области Фонд разработал пока только две программы:

«Не оступись» –  на социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей,

«Дружественное детям правосудие», цель этой программы – создание при судах института социальных работников.[/slider]

Что уже сделано Фондом за полгода работы?

Наш Фонд сравнительно молодой – он был создан указом Президента в марте 2008 года и после решения всех организационных вопросов в октябре 2008 года приступил к работе. За несколько месяцев сотрудники Фонда с помощью экспертного сообщества разработали ключевые документы, на которые Фонд будет опираться в дальнейшем: выработали приоритетные направления деятельности на период до 2010 года, описали программы, разработали конкурсную документацию и т.д. Конкурсы проектов среди муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений российских некоммерческих организаций мы объявили 29 декабря 2008 года. В наступившем году уже объявлены первые конкурсы программ среди субъектов федерации.

В чем принципиальное отличие вашей организации от других фондов?

В отличие от других общественных организаций, которые специализируются на оказании помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации, как правило, в формате «скорой помощи», цель нашего фонда – способствовать системным изменениям.

Еще одно существенное отличие нашего Фонда – его деятельность направлена на профилактику и раннее выявление факторов социального неблагополучия, в то время как другие общественные организации чаще всего занимаются ликвидацией последствий. И понятно почему: на острые ситуации проще найти отклик как моральный, так и финансовый, на профилактику и системную работу – сложнее.

Сохранить семью

Каковы приоритетные направления работы Фонда?

Мы обозначили три таких направления: первое – профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; второе  –  поддержка семей с детьми-инвалидами и третье  –  социальная поддержка детей, находящихся в конфликте с законом.

Первое направление – помощь детям-сиротам и семьям, находящимся в кризисной ситуации, –  для нас особенно важно, поскольку число социальных сирот, то есть сирот при живых родителях, не сокращается. В законе написано, что лишение родительских прав  –  крайняя мера. Но в России ее применяют настолько часто, что из исключительной меры она превратилась в одну из самых распространенных. И сирот становится все больше. По числу выявленных сирот 2007 год значительно превышает показатели 2000 года. Правда, последние два года их число несколько сократилось – пик пришелся на 2005 год. Но все равно ситуация пока очень сложная. Поэтому так важна профилактическая работа с семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Программа Фонда «Право ребенка на семью» напрямую касается этой проблемы. Это своего рода «раннее вмешательство», когда отношения в семье еще можно наладить и эффективным может оказаться временное ограничение родительских прав.

Еще одна программа нашего Фонда, благодаря которой сирот должно стать меньше, называется «Никому не отдам». Ее цель – профилактика отказов от детей в роддомах. Этих случаев не так уж мало: 20–30% от тех детей, что ежегодно поступают в дома ребенка, попадают туда из-за отказа матерей. Обычно это либо малолетние матери, у которых конфликт с родственниками, либо женщины, не имеющие работы или жилья. Значит, таким мамам надо помогать налаживать отношения с родственниками, организовывать приюты. Другим женщинам надо помочь с работой и образованием, обеспечить жильем.

Практика показывает, что семейные конфликты нечасто удается выявить на ранней стадии. Кто будет этим заниматься?

Действительно, раннее выявление неблагополучия семьи –  самая сложная проблема. Например, есть человек, который вхож в любую семью, где есть дети, – это педиатр. Есть также воспитатели детских садов, учителя школ, соседи. Известны примеры успешного выявления семейного неблагополучия. К примеру, в Великом Новгороде есть социально-реабилитационный центр, в котором очень плотно работают с семьями по месту жительства через учителя, врача, милиционера, социального работника.

В российском обществе, к сожалению, до сих пор бытует мнение, что перевоспитывать таких родителей бесполезно и лучше всего изолировать их от детей

Давно уже доказано, что ребенку лучше в родной семье, чем в самом замечательном детском доме. Поэтому надо стараться сохранить семью, помочь справиться с тяжелой жизненной ситуацией, преодолеть трудности. И обязательно работать с максимально широким семейным окружением. Ведь в конфликтной ситуации участвуют не только родители и ребенок, но и бабушки, и дедушки, и соседи  –  каждый играет свою роль.

В организациях, помогающих семьям, например, в центре «Отрадное» в Москве, работают не с одними только родителями, а с семейным окружением вообще. Мне очень запомнился случай, когда в центр пригласили одного отца. У него умерла жена, и начался конфликт вокруг ребенка. Родители жены, его родители, он и маленький человечек посередине. Но когда психологи посадили всех родственников за один стол и попытались выяснить ситуацию, взрослые поняли, что все, что они делают, вредит ребенку. Они по-новому посмотрели на свои действия и ситуация разрядилась.

Проверка для родителей

Много ли таких успешных практик работы с семьями и детьми, которые Фонд мог бы поддержать и распространить на другие субъекты федерации?

На Дальнем Востоке, например, организованы школы для приемных родителей. Там, если ты хочешь стать приемным родителем, усыновителем, опекуном, –  ты должен пройти специальную подготовку. В Самаре давно занимаются этой проблемой, используют методики выявления целей, которые люди реально ставят, принимая в семью чужого ребенка. Бывает, что некоторые женщины говорят: у меня умер ребенок, я хочу усыновить другого. Это очень опасная ситуация и специалисты помогают ее избежать.

Бывает, что психолог пообщается с потенциальным родителем, и тот начинает понимать, что его ждет совсем не то, что он себе представлял. Часть в таком случае отказывается от своих намерений. И это лучше, чем потом отменять решение об усыновлении и опять возвращать ребенка в детский дом.

Психологическая помощь нужна и после усыновления. Те, кто работает с приемными семьями, говорят, что первый месяц – это медовый месяц, когда и ребенок тише воды, ниже травы, и родители умиляются. А потом ребенок начинает пробовать свои силы и определять границы дозволенного, и здесь очень важно поведение нового родителя – как он реагирует на вызовы ребенка. Некоторые дети так травмированы и такой опыт за плечами имеют, что они вовсе не паиньки. Должен быть кто-то, кто помог бы родителю понять и преодолеть эту ситуацию. Желательно, чтобы это был подготовленный специалист.

Как вы относитесь усыновлению российских детей иностранцами?

Тут всего два принципиальных момента. Во-первых, мы должны понимать, почему иностранные граждане едут в Россию за усыновлением? Потому что в их странах нет института лишения родительских прав, а усыновить можно только юридического сироту. В большинстве из них действует ограничение в родительских правах на многие годы, вплоть до совершеннолетия. Поэтому люди из Европы и США едут в те страны, где «фабрика по производству сирот» работает исправно, как это пока происходит у нас. Ограничивать такие усыновления тоже не совсем правильно, если мы исходим из интересов ребенка. Но надо следить за тем, как живет усыновленный ребенок за пределами нашей страны.

Еще одна важная вещь  –  когда идет международное усыновление, этим занимаются аккредитованные фирмы, они помогают иностранным усыновителям. А вот житель нашей страны, который хочет усыновить российского ребенка, зачастую оказывается один на один с бюрократической машиной. Если мы хотим сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо создать систему наибольшего благоприятствования усыновителям. Надо, чтобы чиновники не смотрели на усыновителя с подозрением, а помогали. Особенно, если потенциальные родители готовы принять в семью ребенка-инвалида.

Научить самостоятельности

Если зашла речь о детях-инвалидах, то хотелось бы узнать о планах работы фонда в этом направлении.

У нас будут реализованы три программы – «Путь к успеху», «В кругу друзей» и «Смогу жить самостоятельно», направленные на поддержку родителей детей-инвалидов и интеграцию семей с детьми-инвалидами. Для того чтобы родители инвалидов могли работать, для их детей необходимо организовать службу временного пребывания. Удачные примеры таких служб существуют, но это единичные случаи, а нужно выстроить систему. К тому же родителям надо помогать с переобучением, трудоустройством, создавать для них рабочие места с гибким графиком.

Программа «Раннее вмешательство» будет направлена на минимизацию отклонений в состоянии здоровья и профилактику инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.

Еще одна программа для детей-инвалидов называется «Смогу жить самостоятельно», она рассчитана на подготовку ребенка к самостоятельной жизни по достижении 18 лет. В системе домов-интернатов Минздравсоцразвития у нас более 150 учреждений. Каждый год они выпускают 2–3 тысячи человек. В прошлом году только 700 выпускников смогли трудоустроиться. Это очень серьезная проблема, которой необходимо заниматься.

Есть и такая проблема: инвалид – умный, образованный человек, но когда он пытается найти работу, ему предлагают коробочки клеить.

Да, такая проблема известна. Например, с компьютером многие инвалиды могут работать не хуже здоровых людей, тем более что для этого не обязательно выходить из дома. Но у работодателей предубеждения против таких работников. Поэтому мы собираемся поддерживать всех, кто готов внедрять технологии, позволяющие инвалидам работать.

И еще одна важная тема – изменение отношения общества к людям с особенностями развития. Не всегда среда дружественна к детям-инвалидам, к сожалению, и взрослые, и дети бывают бестактны, а порой и жестоки. Еще одна задача фонда – изменить отношение к таким детям, сделать общество более толерантным.

Помощь помогающим

Как будут финансироваться региональные социальные программы?

Фонд получает средства из федерального бюджета для того, чтобы через проведение конкурсов выявлять наиболее эффективных исполнителей в регионах и поддерживать их через софинансирование программ и проектов. Для программ субъектов федерации доля наших средств не может превышать 30%. Фонд не замещает региональные бюджеты, а стимулирует работу в рамках приоритетных направлений. Наиболее перспективны, на наш взгляд, межведомственные программы, так как они аккумулируют различные виды ресурсов: и финансовые, и организационные. Тем более что ни одна из организаций сама по себе не способна в полной мере решить все вопросы помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

Будет ли Фонд привлекать деньги благотворителей, взаимодействовать с бизнесом?

Мы будем взаимодействовать со всеми заинтересованными структурами, в том числе и с бизнесом. Несмотря на финансовый кризис, многие компании сокращают, но, к счастью, не сворачивают до конца социальные проекты, так как понимают, что кризис закончится, а доброе отношение останется. Кризис – это время для проверки на надежность. Надеюсь, что большинство из тех, кто оказывал помощь детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации в докризисное время, лучше других понимают, что именно им сложнее всего пережить непростые времена. Оставить их сейчас без помощи никак нельзя. Фонд может подсказать благотворителям наиболее эффективные технологии работы с детьми в трудной жизненной ситуации. Одна из наших задач – перенаправить поток средств, идущих от бизнеса. Чтобы бизнес вкладывался не только в игрушки и телевизоры, а в более серьезные вещи, например, в программы трудового развития. Уверена также, что со временем Фонд поддержки детей станет адресатом, которому будут доверять и направлять средства наиболее прогрессивные благотворители.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий