Гуглотворительность: в сети благотворительности Google


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Компания Google на протяжении последних лет ведет активную благотворительную деятельность в самых различных точках планеты. Это не только конкретные проекты, в рамках которых выделяются гранты и инвестируются средства, но также и технологическая, сервисная поддержка работы десятков тысяч некоммерческих организаций с целью повышения эффективности их деятельности.

Google.org

Проект Google.org был запущен в 2004 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатели компании Google, определили, что один процент ее ресурсов (собственных средств, прибыли и рабочего времени сотрудников) будет направляться на реализацию филантропических проектов. Этот принцип финансирования остается неизменным и сегодня, в сложных экономических условиях.

Основатели Google осознавали, что их финансовые ресурсы могут показаться значительными в масштабах корпоративной благотворительности, однако они не сопоставимы с теми средствами, которые выделяются на государственном уровне и негосударственными организациями для решения серьезных социальных проблем. Поэтому несколько лет назад было принято решение активнее использовать нефинансовые активы компании для достижения ощутимых результатов.

В настоящее время в рамках благотворительной деятельности Google реализуются пять основных проектов, которые компания определила наиболее важными в мировом масштабе:

1. «RE<C» –  разработка способов получения возобновляемой энергии, которая дешевле, чем производство угля.

2. «RechargeIT» –  коммерциализация перехода на двигатели, заряжаемые от источников альтернативной энергии.

3. «Predict and Prevent» –  прогнозирование и предупреждение появления различных угроз (от инфекционных болезней до засух) до того, как они перейдут на локальный, региональный или мировой уровень.

4. «Flu trends» –  прогнозирование эпидемий гриппа.

5. «Inform and Empower» –  предоставление информационной поддержки с целью улучшения работы сектора публичных услуг (образование, медицина, санитария и др.) в развивающихся странах.

Каждая команда, занимающаяся одним из пяти проектов, самостоятельно осуществляет поиск получателей грантов и инвестиций.

По словам директора по связям с общественностью Google в России Аллы Забровской, при выборе филантропических направлений деятельности компания стремилась найти применение своим сильным сторонам. В первую очередь это понимание важной роли информации, которую она играет в изменении поведения людей, построении экономики, предоставлении свободы выбора и установлении подотчетности властных структур. Другой аспект  –  это использование инженерии и высоких технологий для решения насущных проблем.

Для поддержки пяти основных инициатив Google использует различные методы. В рамках традиционного подхода осуществляется поддержка деятельности партнеров с помощью грантов. Также средства инвестируются в некоторые социально значимые коммерческие проекты, целью которых является разработка новых передовых технологий по получению возобновляемой энергии. Кроме прочего, компания имеет возможности для лоббирования своих филантропических интересов и влияния на публичную политику.

С точки зрения сочетания традиционных и новых технологичных подходов при реализации благотворительных программ интересен, например, такой проект, как «Health Map» («Карта здоровья»), осуществленный в рамках инициативы «Predict and Prevent». При реализации этого проекта проводилось исследование по использованию источников онлайн данных для мониторинга вспышек различных вирусных заболеваний. Информация об эпидемиях заболеваний доступна по всем континентам и многим странам, включая Россию.

Помимо финансовой поддержки при реализации благотворительных проектов, компания использует свои информационных технологии и опыт квалифицированных сотрудников.

В дополнение ко всему, из фондов Google.org инвестируются и передаются финансовые средства. Крупнейшим фондом является Google Foundation, который был создан в 2005 году и используется как один из основных источников для грантов. К сентябрю 2008 года в фонд было инвестировано и передано в качестве грантов около 100 млн долларов на развитие пяти инициатив Google.org.

Программы Google.org осуществляются в различных странах. В США реализуются инициативы, преимущественно связанные с проблемами альтернативных источников энергии. Остальные три инициативы направлены в основном на решение проблем, наиболее остро встающих перед развивающимися странами Азии и Африки. В настоящее время, как отмечает Алла Забровская, Google.org не осуществляет свои проекты на территории России.

Одним из факторов, оказывающих влияние на установление приоритетов в деятельности Google.org, сегодня является сложная экономическая ситуация в мире. По словам Сонала Шана, главы подразделения Глобального развития Google.org, мировой финансовый кризис непропорционально ударяет по интересам бедных, поэтому планируется выделять средства в еще большем объеме для поддержки проекта «Inform and Empower», предназначенного для улучшения жизни беднейших членов общества в странах третьего мира. «Оценив наши усилия в прошедшем году, стало очевидно, что используя  сильные стороны Google.org, включая способность  инженеров Google  создавать и усовершенствовать каналы информации, мы могли бы оказать еще большее воздействие на жизнь бедной части населения, фокусируясь на проекте «Inform and Empower», –  отметил Сонал Шан.

Среди многообразия мероприятий, реализуемых в рамках этого проекта, осуществляется поддержка таких программ как: ALI (Africa Leader Initiative –  Африканская Инициатива Лидерства), которая занимается развитием и поддержкой нового поколения лидеров в Восточной Африке из бизнеса, некоммерческого и публичного секторов; PRS Legislative Research, нацеленная на увеличение вовлеченности граждан Индии в политическую и правовую жизнь страны; HakiElimu, предназначенная для улучшения качества образования в Танзании посредством проведения исследований в социальной и политической сферах, а также стимулирования публичных обсуждений в средствах массовой информации.

Google Grants – привлечение ресурсов в НКО

Деятельность Google.org объединяет все усилия компании в благотворительной сфере, в том числе и координирует программу Google Grants для некоммерческих организаций.

От информационных возможностей благотворительной программы напрямую зависят многие аспекты ее деятельности: объемы привлеченных средств, количество участников, волонтеров и другие. Реклама является весьма дорогостоящим средством, и программа Google Grants помогает некоммерческим организациям, нуждающимся в информационной поддержке.

С момента запуска программы в 2003 году более 5,5 тысяч благотворительных организаций по всему миру приняли помощь Google для освещения их деятельности в сети Интернет, из них более 1 тысячи – зарубежные организации. Было спонсировано около 15 миллиардов рекламных сообщений стоимостью около 414 миллионов долларов.

Организациям, получившим грант Google, предоставляются различные возможности, включающие информирование, фандрайзинг, привлечение волонтеров. По данным Google, эта программа имела большой успех у участников. Например, на сайте Shop UNICEF в предыдущем году наблюдалось увеличение продаж на 43%, а у проекта CoachArt, занимающегося поддержкой детей со смертельно опасными заболеваниями с помощью искусства и спорта, произошло увеличение числа волонтеров до 60–70%.

Проект Google Grants предназначен для широкого круга некоммерческих организаций, чья деятельность связана с такими сферами, как защита животных, искусство, помощь при катастрофах, образование, экология, здоровье, наука и технологии, защита детства и волонтерское движение. В настоящий момент принять участие в проекте могут организации из 30 стран, но число их постоянно растет. Так, за 2008 год программа была распространена на 8 новых государств: Китай (отдельно Гонконг), Израиль, Тайвань, Аргентину, Мексику, Австрию и Бельгию.

В реализации программы Google Grants на данный момент участвует 821 волонтер из числа сотрудников Google («гуглеров»). Их вклад в благотворительность – свое личное время, квалификация и навыки.

Стоимость рекламной поддержки Google зависит от конкретной благотворительной программы и ее потребностей. В среднем участники программы получают рекламные возможности на 300 долларов в месяц, максимально  –  на 10 тысяч долларов. Помимо рекламы, участники программы получили доступ к статистике по рекламным кампаниям, включая отклики, пожертвования, подписку на новостные рассылки, данные по регистрации волонтеров и онлайн-сервис для сбора пожертвований.

Как отмечают участники проекта, использование интернет-технологий Google Grants позволяет НКО проводить гибкую информационную работу для решения социальных проблем. Представитель International Rescue Committee Кейт Сандс Адамс рассказывает: «При поддержке Google нам удалось собрать 50 тысяч подписей для петиции в Конгресс США, чтобы предотвратить насилие против женщин. Наши программы помощи для Демократической Республики Конго стали заметны». «Спонсирование Google наших рекламных сообщений помогло нам привлечь людей, которые сочувствуют гуманистическим проектам, но не могут найти о нас информацию по простому запросу в сети Интернет», – подчеркнула она.

Интерактивная благотворительность – «добропримечательности»

«Вы меняете мир. Мы хотим помочь». Так гласит надпись, встречающая посетителей страницы, посвященной сервисам для некоммерческих организаций. Задачей, которую ставит перед собой Google, является помощь всем благотворительным организациям. Интернет-технологии, которые бесплатно предоставляет компания, позволяют некоммерческой организации работать в режиме реального времени.

Интерактивность – это то, что привносит философия Google в благотворительную деятельность. Интерактивность позволяет рационально организовать и лучше координировать процессы, обеспечить доступность информации о филантропическом проекте.

Информация, наверное, один из важнейших объектов деятельности благотворительной организации. Информационные продукты Google дают представление о том, как интернет-технологии могут органично вплетаться в деятельность некоммерческой организации и помогать в решении ее некоторых задач. Такой подход позволяет НКО работать в другом масштабе, привлекая недоступные до того момента ресурсы.

Один из доступных информационных продуктов – Google Analytics  –  позволяет анализировать статистику посещений на интернет-сайте благотворительной организации, а также устанавливать определенные цели и следить за их выполнением. Например, целью посещения сайта может быть перечисление пожертвования, заявка на зачисление в волонтеры и другое.

Еще один сервис, который может помочь НКО в организационном плане, – Google Docs. Этот сервис предназначен для упрощения обмена информацией: списками волонтеров, контактными данными, заявками на гранты и другого, для чего необходимо использовать документы одновременно многими пользователями в режиме реального времени.

«Например, мы использовали Google Docs для обмена информацией с другими участниками нашей добровольческой организации в Новом Орлеане», – сообщают волонтеры на сайте Google.com. «У нас были «старшие по кварталам», которые собирали данные о проблемах с инфраструктурой, вызванных ураганом Катрина. Кто-нибудь один загружал в Google Docs сведения об обнаруженных проблемах. После этого таблицы становились доступны для всех участников организации, а также для Управления водных ресурсов и для городских властей, которые могли просмотреть информацию о проблемах и принять меры», –  рассказывают участники.

Благотворительная организация – это всегда сообщество. Для упрощения процесса взаимодействия между членами группы у Google служит информационный продукт Google Groups. Она помогает проводить дискуссии, организовывать мероприятия, информировать доноров, рассылать сообщения волонтерам  и связывать сотрудников и помощников, собирать и хранить информацию о членах сообщества.

Компания Google как эксперт в области интернет-коммуникаций  считает, что прямое обращение благотворительной организации к обществу с помощью видеосообщения может быть намного красноречивей напечатанных слов. Так, Google запустил проект «YouTube для некоммерческих организаций», правда, пока только на территории США и Великобритании. Возможности видеохостинга в сфере благотворительности обширны: размещение видео, затрагивающего зрителей и вовлекающего их в общение; поиск партнеров со схожими задачами и кооперация с ними. Сервис YouTube делает доступным для организаций третьего сектора новый бесплатный канал для вещания и распространения своих идей, более эффективный по сравнению с телевидением в силу своей независимости и трансляции информации без ограничения по времени. Размещение роликов на страницах партнеров и поддерживающих проект людей раздвигает границы распространения информации. Чрезвычайно востребованная в современном мире маркетинговая технология «вирусного сетевого маркетинга», осуществляемая посредством пересылки видео-сообщений, призванных вызвать эмоциональную реакцию пользователей, также может быть инструментом коммуникаций благотворительной организации.

Еще одна информационная технология передается «на вооружение» благотворительным организациям  –  это географические карты, которые можно использовать как стратегический инструмент. Эту идею компании Google удалось донести до некоммерческих организаций, использующих сервис Google Maps. Карты позволяют визуально отобразить проблему и показать обществу, каких результатов благотворительная структура хочет достичь. Так можно обеспечить прозрачность благотворительной деятельности, наглядно продемонстрировав, что сделано и что предстоит еще совершить.

Этот инструмент послужил для ряда некоммерческих проектов средством достижения своих целей с помощью визуализации их работы. Одним из таких проектов является EDGE, программа Лондонского зоологического общества по защите эволюционно отличающихся и находящихся под угрозой глобального вымирания животных. С помощью Google Maps эта программа стремится осветить существование таких животных, определить их места обитания и создать интересный способ представления информации, который позволит заинтересованным пользователям в работе по сохранению этих видов. «Потеря таких уникальных животных является трагедией. Дельфин, обитающий в реке Янцзы, является уникальным млекопитающим, отделившимся от других видов около двадцати миллионов лет назад. Его вымирание представляет исчезновение целой ветви эволюционного древа жизни, и говорит о том, что мы должны взять на себя полную ответственность в роли защитников нашей планеты»,  –  замечает научный работник Лондонского зоологического общества Сэм Тервей.

Технология Google Maps де-факто используется и российскими НКО. В конце 2008 года была создана карта «Неравнодушный Петербург», где на сегодняшний день размещены 23 «добропримечательности» города, имеющие значение для сферы благотворительности. Карта позволяет получить сведения о месте расположения некоммерческих организаций, а также о том, какую помощь можно оказать их проектам. С созданием этой карты было связано интересное мероприятие  –  волонтерский  real-квест «Эволюция». Целью этого игрового действия было вовлечение молодежи в добровольчество и популяризация волонтерской деятельности в молодежной среде Санкт-Петербурга. В процессе игры участники с помощью созданной карты посетили городские НКО и выполнили задания, моделирующие в игровой форме работу добровольцев.

Применение интерактивных современных технологий возможно в работе некоммерческих организаций самого различного профиля. Но их объединяет стремление использовать все доступные инструменты, чтобы донести информацию о своих проектах до людей, способных сочувствовать и желающих помочь. В эпоху информационных технологий и глобализации информационных ресурсов благотворительность выходит на новый уровень. Это ведет к повышению осведомленности общества о филантропических проблемах и позволяет благотворительным организациям работать более гибко и быстрее достигать своих целей.

Как отметила Алла Забровская, в период экономического кризиса необходимость в благотворительности чувствуется как никогда раньше. И как можно проследить на примере Google, вклад в благотворительность становится тем значительнее, чем больше корпоративные благотворители используют свой опыт и профессионализм, активизируют свои нефинансовые ресурсы.

2 Comments

Add yours
  1. Anna

    Посмотрела Google Groups раздел Благотворительность.
    Используется явно не по назначению: среди реальных, но необновляемых записей вполне можно встретить вот такие записи: Sex Video Chat Invitation и т.п.

  2. Ranas

    Вот практические инструменты для НКО. Кто бы поделился опытом использования, кроме Питера?

Добавить комментарий