Программа «Им нужна Ваша помощь». Опыт шести лет


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

"Маленькие художники"

"Маленькие художники"


В 2003 году в российской благотворительности появилась принципиально новая программа — программа частных пожертвований сотрудников компаний «Им нужна Ваша помощь». За шесть лет она стала важной частью жизни многих людей, работающих как в крупных корпорациях, так и в небольших некоммерческих организациях.

Procter & Gamble, Тихон Олейников, бренд-менеджер

Я думаю, что такие вещи нужно делать обязательно. Мне нравится, как это проходит у нас в компании – адресно: я понимаю, куда пошли деньги, кому они помогают. Когда на лечение ребенка нужны большие суммы, а родители не могут их собрать, –  есть реальная возможность помочь. Я не обеднею, если пожертвую какую-то сумму. Для них это будет достаточно большой вклад, а для меня – небольшая потеря. И наверное это – гражданский долг…  У меня раньше благотворительность была на таком уровне: идешь по улице и видишь какого-то человека. И он тебя просит о чем-то. И ты даешь ему помощь. То есть не было организованной благотворительности. Сейчас она – организованная… Мне кажется, что, в общем, у нас в компании люди стали более отзывчивыми, более открытыми к подобным вещам.

Программа «Им нужна Ваша помощь», организованная CAF Россия, стартовала в феврале 2003 года. Тогда был запущен пилотный проект  –  первыми жертвователями в нем стали сотрудники московского офиса CAF.

С апреля 2004 года к ним присоединились работники «Бритиш Американ Тобакко» (БАТ) в России. «Программа стала ответом на пожелания сотрудников помогать нуждающимся», –  рассказывает Наталья Павлова, менеджер по корпоративной социальной ответственности «БАТ Россия». – В список благополучателей вошли наиболее уязвимые категории  – дети, инвалиды, бездомные животные».

Сейчас в программе «Им нужна Ваша помощь» участвуют сотрудники восьми компаний: «Бритиш Американ Тобакко Россия», ИД «Independent Media Sanoma Magazines», Procter & Gamble, ОАО «Альфа-Банк», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», BP Россия, РЕСО-Гарантия и CAF Россия.

К марту 2009 года в рамках программы было собрано 40 млн  рублей частных пожертвований для 38 благотворительных организаций.

Маша Мезинова, воспитанница Центра ранней помощи "Даунсайд Ап"

Маша Мезинова, воспитанница Центра ранней помощи "Даунсайд Ап"

Благотворительность должна быть удобной

Из названия программы ясно, что она направлена на оказание помощи. Но очень важно то, как именно происходит этот процесс. Ноу-хау программы, своего рода ее «визитная карточка»  –  механизм, позволяющий сделать благотворительность удобной. Он значительно упрощает процедуру пожертвований для сотрудников компаний.

«Им нужна Ваша помощь»  –  это, прежде всего, механизм: через сайт делаются пожертвования, которые потом автоматически вычитаются из заработной платы. Эта схема – основное в программе»,  –  говорит Валерия Иванова, менеджер программ CAF Россия.

Каждый, кто хочет сделать пожертвование, сам выбирает адресат помощи и определяет ее размер. При этом соблюдается полная анонимность – компания никогда не разглашает информацию о том, кто и в каком количестве перечисляет средства. Известны лишь общие цифры пожертвований.

Этот механизм по достоинству оценили во многих компаниях.

CAF Россия, Ирина Ерза, руководитель программ

Когда я получаю информацию о том, сколько денег мы собрали вместе с коллегами, я радуюсь, что из наших небольших кусочков складывается существенная помощь хорошему делу.

Анастасия Нефедова, координатор по благотворительности Procter & Gamble рассказывает: «Когда мы решили развивать инициативы, которые сотрудники осуществляли бы сами, своими усилиями и средствами, мы рассматривали разные варианты. Нам стало известно, что у CAF есть программа «Им нужна Ваша помощь» и готовый интерфейс: легкий, простой и удобный – осуществление пожертвований через сайт. Мы подробно узнали об этой программе, о ее возможностях. А потом запустили ее у себя в компании».

Екатерина Левшина, руководитель отдела благотворительности ИД «Independent Media Sanoma Magazines», уверена, что программа устраняет многие сложности, с которыми обычно сталкивается благотворитель: «Людям важно не тратить много времени на пожертвования: чтобы не нужно было, скажем, идти в сберкассу, заполнять многостраничные квитанции…»

Механизм программы позволяет интегрировать как  индивидуальную благотворительность – каждый сам решает, кому помогать, так и массовую: любой человек, с любым уровнем доходов может внести свой вклад. И даже самые скромные пожертвования, объединяясь, аккумулируясь в программе, способны спасти чью-то жизнь, поправить здоровье, доставить радость.

BP Россия, Елена Курочкина, финансовый контролер

Я благотворительностью занимаюсь давно и по велению сердца. Я не богатый человек. У меня не очень много денег, но, тем не менее, я считаю, что свою «церковную десятину» надо вносить. То есть это такая установка: если ты получаешь какие-либо деньги, часть должен обязательно отдать на благотворительность. И я всегда всеми возможными способами старалась участвовать в благотворительных программах. А способ, который CAF представляет, – это очень удобно. Во-первых, ты можешь, сидя за компьютером, на своем рабочем месте, перевести деньги через интернет. Самое главное преимущество этой программы в том, что я доверяю людям, которые в ней участвуют. У меня нет опасений, что эти деньги попадут к мошенникам. Я уверена в чистоте и целевой направленности помощи. CAF работает только с проверенными организациями… Я очень рада, что эта программа есть в ВР. Что есть люди, которые откликнулись. Я считаю, что в крупных компаниях такие вещи обязательно должны быть.

Существенно, что жертвователи полностью в курсе того, как расходуются их деньги. «Особенность данной программы – гарантированная, абсолютно прозрачная отчетность,  –  рассказывает Наталья Павлова.  –  Если мы собираем деньги для каких-то конкретных целей  –  реабилитационный лагерь для детей, пострадавших от ожогов, инвалидные коляски или оплата лечения тяжелобольного ребенка  –  мы получаем детальный финансовый отчет о том, как были потрачены пожертвования сотрудников. А также всегда узнаём, как проходит лечение, как складывается судьба наших подопечных… Получаем личные отзывы от них».

Адресаты помощи

"Маленькие художники"

"Маленькие художники"

Выбор организаций-благополучателей осуществляют сами компании. Наибольшей популярностью пользуется помощь детям.

Например, все проекты, которыми занимается Procter & Gamble так или иначе связаны с детьми. «Мы выбрали направление, которое совпадает с нашим глобальным корпоративным курсом – поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», –  говорит Анастасия Нефедова.

Однако этим направлением благотворительность не исчерпывается: так, в компании БАТ, кроме того, что помогают детям, стабильно жертвуют и для животных. «Наши сотрудники активно откликаются на призыв принять участие в специальных акциях в пользу частного приюта «Эко», –  рассказывает Наталья Павлова. – Они понимают, что животные тоже требуют внимания, а им помогают не так часто».

Список адресатов помощи в ИД «Independent Media Sanoma Magazines» еще шире — это дети, взрослые (инвалиды, занимающиеся иппотерапией, и выпускники детских домов, получающие образование), пожилые люди и животные.

Как правило, сначала компании проводят опрос сотрудников, чтобы определить, что именно их привлекает. Затем происходит выбор соответствующих организаций, которые прошли валидацию CAF.

Иногда компания сама находит тех, кто нуждается в помощи: «CAF включил по нашей просьбе в программу  Новомосковскую специальную школу-интернат для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, –  рассказывает Анастасия Нефедова. –  Нам показалось, что люди захотят помогать детям, находящимся на территории, к которой имеет непосредственное отношение наша компания, где расположен наш завод. Она ближе, что ли. Там живут сотрудники, которые работают на заводе».

Ребята в игровой комнате Семейного реабилитационного лагеря для детей, перенесших ожоги

Ребята в игровой комнате Семейного реабилитационного лагеря для детей, перенесших ожоги

Помогая другим, мы помогаем себе

Народная мудрость гласит: «Помогая другим, мы помогаем себе». Не случайно программа частных пожертвований быстро приобретает сторонников. Нет ни одного случая, чтобы какая-нибудь организация вышла бы из программы из-за ее «непопулярности» среди сотрудников. Как правило, с течением времени в процесс благотворительности вовлекается все больше и больше людей.

«С тех пор как мы начали участвовать в программе «Им нужна Ваша помощь», в компании произошли изменения, –  уверена Анастасия Нефедова. – Об этом можно судить по откликам людей. Я часто слышу: «Спасибо за то, что у нас существует эта программа… нам очень приятно, что мы можем кому-то помочь». А некоторые спрашивают: «Ну, когда мы будем еще кого-нибудь спасать?»  Это меня очень радует».

Когда компания занимается благотворительностью, поддерживает сотрудников в их начинаниях, ее психологический климат «теплеет». «Такие программы несомненно развивают корпоративную культуру и чувство лояльности, укрепляют позитивную репутацию компании. Здесь важно и то, что компания удваивает сумму пожертвований работников, тем самым мотивируя сотрудников к участию», –  говорит Наталья Павлова.

Наталья рассказывает, что участие в благотворительности для многих уже не исчерпывается только откликом на «призывы о помощи», а становится все более активным: «Сотрудники часто сами приходят и спрашивают, чем бы они могли помочь нашим подопечным, самостоятельно инициируют сбор игрушек, книг для детей или корма для животных. В истории программы был показательный случай, когда сотрудник, которого за успешное выполнение проекта поощрили материально, передал весь свой бонус в программу «Им нужна Ваша помощь». Это было личное желание человека так распорядиться вознаграждением…»

Формы работы программы частных пожертвований.

ИД «Independent Media Sanoma Magazines», Ирина

Я участвую в программе потому, что хочу помочь тем, кому хуже, чем мне, и кому, возможно, больше никто не поможет. И это приносит мне радость –  ведь именно моя «копейка» может оказаться той копейкой, без которой нельзя будет завершить какое-то большое дело. Мне все вполне удобно  –  все четко, всегда приходят напоминания и уведомления.

Программа работает в двух основных форматах: постоянное перечисление средств на счет выбранных организаций и разовые акции, когда деньги (или вещи) собираются для конкретных нужд  –  будь то операция, которая срочно необходима ребенку, покупка инвалидной коляски пожилому человеку и т.п. Еще одна, развивающаяся форма – волонтерство.

Перечислить средства в поддержку организаций можно практически всегда – когда кто-либо захочет это сделать.

Акция – форма, ограниченная во времени. Здесь важна слаженность действий всех: менеджеров CAF, координаторов программы в компаниях и работников НКО. Скорость реагирования иногда имеет решающее значение.

О том, как организуются акции, рассказывает Елена Васильева, менеджер программ CAF Россия: «Наша роль – связь между  донором и НКО. Например, как-то к нам обратились из Московского конноспортивного клуба инвалидов  –  бронхиальной астмой заболел конь по имени Избранник (по-домашнему – Изюм) и ему было необходимо срочное лечение. Изюм – настоящий скаковой конь, очень красивый и статный. Он не только участвовал в занятиях иппотерапией, но и готовился к параолимпийским играм…  Мы объявили акцию в ИД «Independent Media Sanoma Magazines»  –  на сайте программы была вывешена информация об этом. Очень много людей откликнулось, коню удалось помочь…  Еще важно и то, что мы гарантируем  донору, что  деньги, собранные в процессе акции, пойдут исключительно по назначению, и предоставляем детальную отчетность».

ОАО «Альфа-Банк», Мария Иванова, координатор благотворительных программ «Альфа-Банка»

В «Альфа-Банке» много разных благотворительных инициатив: волонтерские акции, различные социальные и благотворительные программы. Но с уверенностью можно сказать, что программа частных пожертвований в пользу фонда «Линия Жизни», наиболее демократичная и гибкая из всех  –  она является краеугольным камнем в социальной политике банка. Вне зависимости от величины взносов, их частоты и формы, в которой их делают наши сотрудники,  –  нас, работающих в самых разных уголках России, объединяет участие в добром и, наверное, самом важном на свете деле  –  помощи детям.

Еще один пример привела Валерия Иванова: «У нас в программе есть фонд «Детская больница». Он помогает детям, получившим ожоги. Среди прочего – в реабилитационный период. После лечения у многих поначалу остаются страшные шрамы. Дети стесняются, боятся, что с ними не будут общаться…  Для их реабилитации 2–3 раза в год устраиваются выездные лагеря, где с ними работают психологи…  Однажды мне звонит директор фонда Михаил Казбеков и говорит: «Лера, у нас проблема: нет финансирования на детский лагерь. Помогите нам, пожалуйста». Мы объявили акцию в БАТ и за максимально короткие сроки смогли собрать средства. Компания удвоила пожертвования своих сотрудников, и получилась нужная сумма. Все очень быстро – в феврале мы объявили акцию, в марте – перевели «Детской больнице» деньги, а в апреле они уже организовали лагерь».

Акции помогают вовлекать в программу новых участников и позволяют людям получать живую обратную связь – что удалось сделать с их помощью. Так считает Анастасия Нефедова: «Поначалу всегда присутствует некий скепсис — любое новое дело должно пройти проверку временем. Но с каждой акцией растет и доверие к программе, и количество желающих в ней участвовать».

В том, что важны разные формы работы программы, уверена Наталья Павлова: «Есть сотрудники, которые подписались на постоянное участие, а есть те, кто реагирует на акции. Постоянных участников у нас около 300, а когда проходят акции – их количество увеличивается».

Оксана Желтова, подопечная Центра гуманитарных программ

Оксана Желтова, подопечная Центра гуманитарных программ

В рамках акций собираются не только деньги. Например, сотрудники БАТ, ТНК-ВР и Альфа-Банка, кроме перечисления средств на лечение, активно участвуют в акциях по сбору игрушек, книг, школьных принадлежностей для детей из детских домов, больниц, малообеспеченных семей. «Обычно это происходит на Новый год или перед началом учебы в школах, – рассказывает Наталья Павлова. – Вещи собираем не только для московских организаций, но и для наших региональных благополучателей, таких как саратовский благотворительный фонд «САВВА» и благотворительная организация помощи детям и подросткам «Упсала-Цирк». Мы стараемся не стоять на месте, совершенствовать программу. У нас есть большое желание развивать волонтерское направление помощи НКО, привлекая к этому сотрудников компании»

Волонтерство — точка роста для программы

Для многих компаний, участвующих в программе, именно волонтерство становится все более актуальным видом благотворительности. Важно, что его формы могут быть самыми разными.

Рассказывает директор по развитию CAF Россия Анастасия Акрамовская : «Предлагать какому-нибудь финансовому аналитику потратить время на то, чтобы красить забор не всегда хорошо. Им можно предложить и другое: своим опытом помочь НКО, например, разработать финансовый план. И юристы, и финансисты, и специалисты в области IT могут быть полезны именно как профессионалы…  Возможно, такой сервис будет востребован и в рамках программы «Им нужна Ваша помощь»».

Сегодня добровольчество активно развивается в компаниях: ИД «Independent Media Sanoma Magazines», BP Россия, РЕСО-Гарантия и Procter & Gamble. Волонтеры ВР Россия и Procter & Gamble помогают детским домам. Сотрудники ВР Россия, например, активно участвовали в Новогодней акции фонда «Детские домики». Суть ее в следующем.

Все дети пишут письма Деду Морозу, доверяя ему свои заветные желания. Детдомовские — не исключение. Эти письма, вместе с фотографиями их авторов, стали украшениями праздничной елки в офисе ВР Россия. А её сотрудники помогли детским мечтам осуществиться — они купили желанные подарки, елочные игрушки и сладости, сами привезли и вручили их ребятам. Компания поддержала инициативу:  фонду «Детские домики» были переведены пожертвования за часы волонтерской работы каждого сотрудника.

РЕСО-Гарантия, Ольга Глебова, тренер управления обучения и развития ОСАО «РЕСО-Гарантия»

Почему я этим занимаюсь? Когда это началось? Я воспитана на книге «Тимур и его команда». Меня воспитывала бабушка…

Я всегда старалась помогать тем, кому это требовалось. Помню те времена, когда, будучи пионеркой, собирала посылки для детей Вьетнама. Работая в школе, особое внимание уделяла детям из «трудных» семей: подкармливала…

Москва…  По Арбату гуляют группы пенсионеров-иностранцев. А где же наши пенсионеры?.. Моя работа связана с поездками по России. Сколько одиноких глаз я вижу на улицах…

Поэтому, когда представилась возможность помочь конкретным пожилым людям, я это сделала. Сколько радости в глазах я увидела у тех людей, к которым пришла…  Есть и такие, которым нужна не материальная, а моральная поддержка, –  одинокие по сути, хотя родственников достаточно.

В  «Independent Media Sanoma Magazines» сложилась уже целая традиция добровольчества. «Поскольку с самого начала довольно много людей хотели участвовать в волонтерских акциях, мы были очень на это нацелены, – рассказывает  Екатерина Левшина. – Когда мы в 2005 году готовили программу, знакомились с разными организациями, со всеми обсуждали возможность личного участия сотрудников».

Тесное взаимодействие сложилось у Издательского дома с Региональным общественным фондом помощи престарелым «Доброе дело». С этого года волонтерскую поддержку этому фонду стали оказывать и сотрудники компании РЕСО-Гарантия.

Подопечные «Доброго дела» – одинокие пожилые люди. Несколько раз в год, часто – приурочивая к праздникам (8 марта, 23 февраля, Новый год, День Победы), фонд дарит им небольшие подарки: продуктовые наборы, лекарства. Многие старики не выходят из дому  и не могут сами прийти, чтобы их забрать. Среди них есть те, кто передвигаются только на инвалидных колясках, не видят, не слышат…

Так и началась волонтерская программа: с просьбы к сотрудникам компании  отнести одиноким старикам подарки. «Оказалось, что главное  – не столько им что-то принести, сколько выделить время с ними пообщаться, – говорит Екатерина Левшина. –  Здесь важнее не сами подарки, а возможность для пожилых людей увидеть какое-то новое лицо, поговорить. И всегда бывает большой отклик. Ни разу такого не было, чтобы мы не могли набрать нужного количества волонтеров».

Добровольцы, которые бывают дома у пожилых людей, понимают, в какой именно помощи те нуждаются. «Получается удачное сочетание двух форм: волонтерства и пожертвований, – рассказывает Екатерина Левшина. –  Сотрудники, возвращаясь из своих поездок, говорят: «Ой, вы знаете, а мы были и видели, что нужно…»  И мы собираем средства уже не для стариков вообще, а для тех, у которых были наши коллеги. Так, например, выяснилось, что нескольким подопечным  нужны были аппараты для измерения давления. И мы помогли их купить».

Есть в организации и волонтеры, отношения которых с подопечными «Доброго дела» выходят далеко за рамки программы.

«Бритиш Американ Тобакко Россия», Федор Кушнерев, менеджер по работе с ключевыми клиентами

Вопрос «Почему и для чего это  нужно мне?»  –  поставил меня в тупик. Я и не задумывался никогда об этом. Это как долг, точно так же как  накормить свою дочь завтраком с утра или выгулять собаку. Ведь об этом в повседневной жизни не задумываешься, а почему мне это нужно сделать? Это – жизнь, и в ней мое участие неизбежно. И если кто-нибудь нуждается и просит помощи у тебя, ему нужно помочь, ведь от тебя не убудет, а просящий приобретет то, что ему необходимо, и, быть может, в тот миг щепотка счастья подвигнет его на что-то хорошее и придаст ему уверенность. Я всем желаю  –  всегда быть милосердными друг к другу, храня и даря верность и любовь при жизни щедро, без оглядки, с частичкой себя и навсегда!

Елизавета Архипова на занятии ипотерапией, МККИ

Елизавета Архипова на занятии ипотерапией, МККИ

Когда волонтерство становится дружбой

Одну такую историю рассказала Мария Липкович, редактор спецпроектов журнала «Эсквайр»: «Все началось абсолютно случайно. Я увидела объявление в корпоративной почте, что есть пожилые люди, которым нужна помощь  –  нужно отвезти продукты. И что они живут недалеко от меня. Я предложила свои услуги».

Так произошло знакомство Марии с двумя пожилыми людьми непростой судьбы. Их зовут: Виктория Марковна Новик и Юрий Львович Фидельгольц.

Юрий Львович  –  бывший политзаключенный. Его арестовали в 19 лет, когда он был еще студентом актерского отделения ГИТИСа. Восемь лет он провел на Колыме, где работал на урановых рудниках. Обычно после этого люди не выживали. Когда его амнистировали, он попал сначала в Казахстан. Туда к нему приехала мать, а потом и отец, который был очень известным московским врачом. Собственно потому, что его грамотно лечили, он и выжил. Потом Юрий Маркович вернулся в Москву, но актером быть уже не захотел, а стал инженером. Когда вышел на пенсию, начал писать воспоминания и стихи. В основном  –  о лагере и о своих переживаниях. Они теперь публикуются в журнале «Москва» и других изданиях.

Виктория Марковна – архитектор. «Это просто образчик аристократизма, –  рассказывает Мария. –  С потрясающей речью. Она всегда меня встречает в укладке и специально наряжается. Всегда готовит чай, кофе и какие-то пирожные. Всегда принимает меня как гостью».

ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», директор департамента

Я приехал в Россию, когда THK-BP был создан, в 2003 году. Ранее я уделял специальное внимание тому, чтобы жертвовать благотворительным учреждениям на регулярной основе. Однако в новой для меня стране было очень трудно понять, как помогать людям адресно и получить гарантии, что помощь быстро и эффективно получат конкретно те, кто в ней нуждается. Теперь же стало намного яснее, кому именно направляется моя помощь, и стало легко делать пожертвования. В совокупности небольшие пожертвования от каждого имеют большое значение для детей, а регулярные отчеты показывают, что такая поддержка действительно изменяет их жизнь.

Они довольно поздно встретились. Поженились, и с тех пор практически не расстаются. «У них какие-то удивительно трогательные, волшебные отношения друг к другу. До сих пор – любовные…»  –  говорит Мария.

Юрий Львович, Виктория Марковна и Мария подружились — стали просто общаться, независимо от компании.

Мария рассказывает, что эти люди – удивительно гордые и самодостаточные, несмотря на то, что им уже много лет: «Они ужасно щепетильны. Отказываются принимать какую-либо помощь от меня лично, и ее нужно каждый раз каким-то хитрым образом «пропихивать». Несколько раз я подвозила их  –  по каким-то их делам. Но каждый раз приходится очень дотошно выспрашивать об их планах, чтобы это произошло как бы само собой. Представить себе, как они ковыляют по лестницам страшно, потому что они и по квартире с трудом ходят. Разумеется, им нужна помощь – двум одиноким пожилым людям. Конечно, нужно еще и общение. Они ужасно рады каждый раз, как я к ним прихожу. Помнят все подробности моей жизни, о которых я им рассказывала. И практически сразу перевели наши отношения в разряд дружеских. За что я им очень благодарна».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий