Студенческое волонтерство: программа роста


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Вам не нужен исключительный талант, только желание помочь.

Вам не нужно тратить много свободного времени.

Только готовность поделиться тем временем,

которое вы можете себе позволить. Вам не нужно спасать целый мир.

Просто постарайтесь сделать жизнь хотя бы одного человека лучше…»

Философия добровольческого движения.

Фонд «Точки света» (США).

2001 год стал вехой в развитии и формировании волонтерского движения: он был провозглашен Международным годом добровольцев. Символично, что так началось третье тысячелетие, которому, как предсказывает ряд экспертов в области гуманитарных и социальных наук, суждено стать эрой милосердия и добровольчества. Волонтерство было официально признано одним из важнейших ресурсов развития общества.

Всеобщая декларация волонтерства (The Universal Declaration on Volunteering), сформулированная в рамках международного конгресса в Амстердаме в 2001 году, подчеркивает общемировые масштабы добровольчества. Декларация начинается с определения: «Волонтерство является краеугольным камнем гражданского общества. Оно реализует самые благородные стремления человечества: к миру, к свободе, равенству возможностей, безопасности и справедливости для всех людей.

Сострадание и помощь были частью человеческой жизни еще на заре истории. Такого поведения требуют от людей и большинство религий мира. В современном мире сфера благотворительности и волонтерства становится широкой практикой, системой различных институций и структур. Начиная со второй половины ХХ века о состоянии гражданского общества принято судить, в том числе по степени развития волонтерства.

«Добровольчество является характеристикой общества, в котором люди сильны, успешны и свободны», – уверен председатель Комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО Владимир Потанин.

Особенно важно участие в добровольчестве молодых людей. Этот факт постепенно начинает осознаваться не только членами благотворительного сообщества, но и педагогами вузов, а также  представителями СМИ. 11 февраля состоялся круглый стол «Общественная активность молодежи: волонтерство как образовательный ресурс». За круглым столом обсуждался опыт вовлечения студентов в добровольчество, перспективы его внедрения в повседневную практику вузов, взаимодействие общественных организаций с вузами и волонтерские студенческие инициативы.

Опыт такой работы есть у Благотворительного фонда Владимира Потанина. «Одна из задач Федеральной стипендиальной программы нашего Фонда – показать ее участникам, что бескорыстная помощь другим – это непременный атрибут успешного человека», – считает исполнительный директор фонда Наталья Самойленко.

Волонтерские инициативы стали частью стипендиальной программы с 2007 года. В результате масштабной деловой игры «Недетские игры», которая проводилась для потанинских стипендиатов на протяжении учебного года (2007–2008 годы), студенческими командами было создано множество различных проектов. Восемь, признанных лучшими, получили грантовую поддержку. Еще 11 команд настолько загорелись идеями волонтерского движения, что продолжили работу над своими проектами самостоятельно. В итоге 19 проектов были воплощены в жизнь.

Развитие студенческого волонтерства получило свое продолжение в новом формате программы – Зимних и Летних школах. Первая Зимняя школа работала 2–6 февраля 2009 года в подмосковном гостиничном комплексе «Олимпиец». Ее цель – помочь студентам в оформлении проектов и предоставить площадку клубного общения для единомышленников.

Участники школы –  300 стипендиатов из 34-х вузов Северо-Западного, Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов. Здесь собрались авторы 56-ти проектных заявок, признанных лучшими по трем направлениям: социально-ориентированная деятельность; студенческая жизнь и студенческое самоуправление; студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций.

В течение нескольких дней они работали над своими проектами с помощью опытных тренеров и экспертов, а также участвовали в культурно-образовательной программе: учились управлению проектами, фандрайзингу и PR, обсуждали проблемы современного общества (в том числе – образования и науки) на ток-шоу и круглых столах, слушали научно-популярные лекции, общались с известными людьми.

«Главная идея, вокруг которой объединяется деятельность Фонда, – дать дополнительный импульс к развитию самым активным, умным, неравнодушным молодым  людям с тем, чтобы они смогли улучшить не только свою жизнь, но и жизнь вокруг»,  – рассказывает Наталья Самойленко.

Программа ориентирована, прежде всего, на то, чтобы у участников появился принципиально новый опыт и новые возможности. Стоит специально отметить, что гранты, которые получают студенты, используются исключительно для организационных нужд – ребята работают в своих проектах как волонтеры.

Победителей выбирало не только жюри, состоявшее из экспертов и сотрудников Фонда, но и сами студенты – они участвовали в голосовании, оценивая все проекты, кроме собственных. Мнения совпадали не всегда. «Обсуждение часто было очень бурным, – рассказывает Раджаб Мамедов, начальник отдела проектов Благотворительного фонда Владимира Потанина. – Но все решалось демократическим путем. Были и такие проекты, которые хорошо поддержали эксперты, а ребята дали им отрицательную оценку. Иногда это играло решающую роль».

Проблемы, волнующие потанинских стипендиатов, достаточно разнообразны: на конкурс были представлены проекты в сфере медицины, науки и образования, культуры, экологии, патриотического воспитания и др.

В номинации «Социально-ориентированная деятельность» победили проекты «Живи, Везёлка!» (Белгородский государственный университет, проект направлен на спасение реки Везелка); «Рикки-Тикки-Тави» (Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова; проект направлен на  реабилитацию детей с ревматологическими заболеваниями); и  «Вторая жизнь» (Петрозаводский государственный университет; проект посвящен привлечению студентов в «Карельский Регистр доноров кроветворных гемопоэтических клеток»). «Вы представляете, грант, который мы получили – это 80 спасенных жизней! – сказала на церемонии награждения победителей Ульяна Серова, капитан команды Петрозаводского государственного университета, инициатор проекта «Вторая жизнь». – Я работаю пресс-секретарем  в Карельском регистре и знаю не понаслышке, насколько кроветворные клетки жизненно необходимы тем, кто страдает заболеваниями крови. Но донорство кроветворных клеток – дорогостоящий процесс, нужна сложная диагностика. Теперь многие студенты смогут стать донорами».

В тематике «Студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций» лидерами  стали проекты  «Имидж России» (Московский государственный институт международных отношений; проект предусматривает проведение  среди старшеклассников русских школ Риги олимпиады по русской культуре, истории и литературе, а также экскурсию  в Москву для победителей) и «Золотой стетоскоп» (Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова;  проект нацелен на проведение  Всероссийской Олимпиады по терапии); «Открывашки» (Кубанский государственный технологический университет; проект направлен на популяризацию науки среди студентов КубГТУ и предполагает проведение дней науки).

А в номинации «Студенческая жизнь и студенческое самоуправление» жюри остановило свой выбор на проектах  «Стирая границы» (Белгородский государственный университет; проект нацелен на развитие эффективного взаимодействия между российскими и иностранными студентами БелГУ) и  «Студенческое такси» (Тверской государственный университет; реализация проекта поможет студентам добираться до  отдаленных корпусов университета за счет координации со студентами-автовладельцами). Юлия Саранова, капитан тверской команды, уверена, что инициатива студентов не угаснет по окончании Зимней школы: «Ребята, которые не спали ночами над своими проектами, вживались в них, тратили силы… Они не могут просто так все оставить. Такие мероприятия, как Зимняя школа, Фестиваль проектов, «Недетские игры» – дают запал, помогают долго находиться в тонусе и идти к своей цели».

Но не только заряд энергии и стимул к действиям получают стипендиаты, участвуя в подобных мероприятиях. Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, подводя итоги Зимней школы, подчеркнула: «Очень важная и ценная часть жизни любого человека – дружеские отношения. Мы бы очень хотели, чтобы каждый из вас нашел здесь себе настоящих друзей. Тех людей, которые всегда поддержат в трудных ситуациях и новых начинаниях».

Самый ценный опыт Школы – опыт взаимодействия и взаимопомощи. «Хочу сказать большое спасибо волгоградской команде – они нам дали такой мощный толчок! – говорит Денис Сачук, студент Петрозаводского государственного университета, участник проекта «Вторая жизнь». Казалось бы – конкурирующие проекты… А нам так помогли ребята из другой команды, которые сами, к сожалению, не выиграли».

Федеральная стипендиальная программа работает уже девять лет. «За время работы Программы изменилось восприятие нашей деятельности со стороны вузовских структур, – рассказывает Наталья Самойленко. – Сейчас, например, когда мы делаем Зимнюю школу, поддерживаем студенческие проекты – это очень хорошо воспринимается руководством вузов. То, что было в первые годы, когда на нас смотрели удивленными глазами, и то, что происходит сейчас – небо и земля».

Зимняя школа показала, что поддержка со стороны руководства вузов действительно существует. Проект «Открывашки» оказался в сложном положении: жюри  не возражало против его поддержки, но основные грантовые средства уже были распределены между очевидными лидерами,  и средств оставалось лишь на половину «Открывашек». «Мы решили узнать у руководства вуза – согласятся ли они финансировать недостающую часть, – рассказывает Раджаб Мамедов, – и ректор нам ответил, что вуз готов это сделать…»

Сотрудники Фонда намерены и дальше развивать волонтерскую линию Программы. Следующий шаг – Летняя школа, участниками которой станут студенты Урала, Сибири и Дальнего Востока. О результатах можно будет судить довольно скоро – по тем проектам, которые воплотятся в жизнь. «Когда мы видим массу прекрасных молодых людей, это, естественно, очень приятно. Но мне важно понять, насколько глубоко их затронуло то, что мы делаем,  –  говорит Наталья Самойленко. – В прошлом году восемь проектов получили гранты, а 11 ребята осуществили самостоятельно. Такой результат – самый ценный. Наша программа, как и все, что мы делаем, не раздача денег. Это  –  программа роста».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий