«Бездомные первыми, как жены-мироносицы, услышат весть о Воскресении Христовом»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Бездомных поздравляют с Пасхой. Фото с сайта www.miloserdie.ru

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает в канун Пасхи детей-инвалидов в психоневрологическом интернате. Недавно назначенный председателем Cинодального отдела по церковной благотворительности протоирей Аркадий Шатов отправляется с хором и добровольцами на столичные вокзалы поздравлять с праздником бездомных (3 апреля в 20.00 — на Курском, в 21.00 — на Каланчовке, в 22.00 — на Павелецком). Викарии Патриарха пойдут с поздравлениями в разные учреждения: в хоспис, СПИД-центр, интернат для престарелых, детский дом и другие.

«Бездомные первыми, как жены-мироносицы, услышат весть о Воскресении Христовом», – сказал отец Аркадий Шатов, который 1 апреля провел пресс-конференцию, посвященную социальному служению Русской православной церкви (РПЦ). По его мнению, одна из самых важных задач церковной благотворительности — соединить принцип подлинного христианского служения ближнему с эффективными современными технологиями.

«Учимся у католиков и протестантов»

При этом РПЦ готова перенимать опыт у  представителей других конфессий и светских организаций. Православная служба «Милосердие» уже сотрудничает с такими НКО как «Даунсайд Ап» (центр помощи детям с синдромом Дауна и их родителям), ЦЛП (Центр Лечебной Педагогики), CAF Россия.

Налаживается  взаимодействие, например, с Мальтийским  орденом и другими религиозными объединениями.

«Мы учимся у Католической церкви, учимся у протестантов, потому что у них социальное служение очень развито, – говорит прот. Аркадий Шатов.

— У нас за 70 лет церковный организм был деформирован очень сильно. Надо сказать, что деформация началась еще раньше, при Петре… Но самое тяжелое, конечно, происходило при советской власти – в годы безбожного гонения на Церковь. И кровавое гонение было не так страшно, потому что оно, наоборот, очень часто очищает Церковь, людей призывает к подвигу… Но было гонение, которое пыталось превратить священников только в исполнителей воли власти, сделать из них истовых сотрудников КГБ… Сейчас Церковь стала свободной. И поэтому, как птица, она расправляет свои крылья. И я думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями того, как социальное служение будет развиваться в епархиях. И поможет многим людям, в том числе – добровольцам, найти свое место в жизни… Потому что радость жизни – в том, чтобы служить друг другу. Это любовь – главная радость жизни. К этой любови призваны все, и там, где есть эта любовь – все остальное не так страшно. Мне кажется, что нашему обществу не хватает именно этой любви, этого единства…»

«Время акций прошло»

Раньше Cинодальный отдел по церковной благотворительности московской патриархии занимался, в основном, сбором средств для нуждающихся людей: неимущих или пострадавших от каких-либо катаклизмов. Например, во время войны в Южной Осетии миллионы рублей ушли на покупку медицинской техники, реанимобили и на помощь семьям беженцев.

Теперь  же акцент ставится на постоянной и массовой практике социального служения. Руководитель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда заявил: «Время акций прошло – наступило время всеобщей ежедневной социальной работы».

Чем больше людей примут участие в этой работе, тем большее количество нуждающихся в помощи она сможет охватить. «Святейший Патриарх хотел бы, чтобы делами милосердия занимались все члены Церкви, чтобы это была плановая работа», – сказал протоиерей Аркадий Шатов. Многие епископы стараются участвовать в социальном служении, но не всегда знают, как и что нужно делать. И задача Синодального отдела – предложить программы, которые можно реализовать в каждой епархии.

Сложность часто заключается в том, что священники не понимают, в чем суть социальной работы, и административное введение ставки соцработника не решает этой проблемы.

Поэтому задуман образовательно-просветительский проект: Синодальный отдел планирует провести съезд социальных работников из епархий, а в Москве уже открыты курсы для соцработников и семинары для настоятелей по благочиниям. Задумано также введение специальности «Социальная работа» в одном из церковных вузов.

В дела милосердия должны быть вовлечены  и миряне.

«Задача церкви – объединить тех, кто хочет делать добрые дела, — уверен протоирей Аркадий Шатов. — Волонтерское движение нельзя организовать «сверху», нужно поддерживать то, что растет «снизу».

В качестве примера он привел движение добровольцев «Милосердие», существующее в Москве с 1991 года. В нем участвует около тысячи человек. В их ведении 11 социальных проектов – больницы, детские дома, богадельня… На их попечении около 200 человек на квартирах – из многодетных семей, одинокие, престарелые. Волонтеры оказывают разнообразную помощь тем, кто не выходит из дома; делают у нуждающихся ремонт; занимаются с маленькими пациентами больниц; ездят в детский дом рядом с Нерехтой, в тверскую психиатрическую больницу и т.д. Автобус спасает бездомных от замерзания на улицах Москвы, сестры милосердия работают в Первой Градской больнице.

«Когда они стали работать в отделении травматологии, смертность там снизилась в два раза, потому что многие одинокие люди умирали от инфицированных пролежней, а санитарки не имеют времени их достаточно часто обрабатывать», – рассказал отец Аркадий.

Он  обратил внимание, что в этом движении участвуют «не только церковные люди в длинных юбках и платках, но и люди с косметикой и в брюках. Мы всех принимаем с удовольствием и с любовью, и всем пытаемся найти дело по душе».

6 Comments

Add yours
  1. Мизантроп

    По поводу слов Аркадия Шатова, что церковь сейчас расправляет крылья, как птица. Хотелось бы узнать поточнее, как какая птица? А то получится, как в песне: «только стервятник, старый гриф-стервятник, знает в мире что почём».

  2. mchertok

    Я по-хорошему удивилась всеми запланированными нововведениями и вообще совершенно новому для РПЦ подходу. Например, тема изучения опыта протестантских групп очень радует и очень нова! Хорошо бы церковь взяла на вооружение опыт НКО в социальной работе.

    • б.а.рмалей

      для этого нужно сотрудничать с рпц. слово «сотрудничать» означает:
      понимать их, ну, скажем, особенности,
      понимать происходящие там изменения,
      действовать как диспетчер для иных конфессий и устраивать их взаимодействие с рпц,
      пиарить это как светский процесс,
      звать в межконфессиональное взаимодействие нко.

      предлагать свои технологии и проекты.

      • mchertok

        Пиарить как светский процесс — это в точку! Таким образом можно будет избежать, изините за модное в последнее время слово, клерикализации благотворительности. Потому что такая опасность есть, конечно, учитывая пр-потенциал и политическое влияние РПЦ и харизму ее нынешнего лидера.

  3. Юдина Юлия

    Прекрасно, что РПЦ готова расширять программы, направленные на социальное служение. Вообще, некоторые тезисы, озвученные в статье — что церковная благотворительность должна быть основана на эффективных современных технологиях; что РПЦ готова перенимать опыт у других конфессий, сотрудничать с некоммерческими организациями и проч. — вызывают надежду, что усилия РПЦ приведут не только к вовлечению в благотворительную деятельность широких масс «мирян», но и сделают это вовлечение максимально полезным, с учетом лучших практик, без излишней церковной риторики.
    Вопрос в другом: кто и как будет в РПЦ определять, что есть лучшие практики, приоритетные направления поддержки, современные социальные технологии? Учитывая мощь церковного аппарата, сравнимого с государственным, есть опасность монополизации РПЦ темы благотворительности.

Добавить комментарий