Продай за «спасибо»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В магазине "Спасибо"

В Питере живут три замечательные девушки — Юля, Даша и Зара. Вместе они открыли удивительный магазин — секонд-хенд, сувенирную лавку и клуб под одной крышей. Все, что здесь продается, — люди приносят просто так. «Спасибо» — благотворительный магазин. Каждый месяц вся его прибыль уходит в фонд помощи детям с пороком сердца «Детские сердца».

О том, что такое «чаритишоп по-русски», о сложностях работы и перспективах развития проекта мы побеседовали с одной из первооткрывательниц — Юлией Титовой.

[slider title=»Что такое благотворительный магазин»]

Благотворительный магазин, чаритишоп (charity shop, thrift shop, thrift store, hospice shop (США, Канада), resale shop (США), op shop (Австралия/Новая Зеландия, сокращение от opportunity shop), second-hand shop (Малайзия)) — розничный магазин, управляемый благотворительной организацией или группой активистов с целью привлечения средств на конкретную цель.

Благотворительные магазины работают по технологии социального предпринимательства, то есть занимаются коммерческой деятельностью с целью сбора средств на социальные нужды. Чаритишопы реализуют пожертвованные населением вещи.

[/slider]

Юлия, расскажите, как вы с подругами узнали о том, что такое чаритишоп?

Студентами мы поехали в Лондон на летние каникулы. У нас было очень мало денег, и мы одевались только в благотворительных магазинах. Ты заходишь в них — и будто попадаешь в особый маленький мир, безумный и веселый, концепция которого — в отсутствии всякой концепции. Там можно было найти все, что угодно, начиная комиксами пятидесятых годов и заканчивая абсолютно новыми платьями, которые просто не подошли хозяевам по размеру. Для англичан чаритишопы — повседневное явление, вещи не пропадают, а постоянно вращаются в таком круговороте — от человека к человеку, пока не придут в полную негодность. Мы тогда говорили друг другу: «Классное местечко!» И нам хотелось сделать что-то подобное дома, в России.

К реализации задумки вы приступили сразу?

Поначалу мы совершенно не представляли себе, как будем реализовывать идею, какова схема работы. Первый шаг сделали, когда закончили свои вузы. Мы все — вчерашние студенты, и это наш первый опыт коммерческой деятельности. Нас, пожалуй, можно назвать социальными предпринимателями — ведь мы через бизнес-технологии реализуем социальные цели.

Первый магазин мы открыли у метро «Звездная» в Петербурге, нам дали площадь под детский магазин, и мы сначала опробовали идею с детской одеждой. Все были в восторге — магазин стал популярным, ведь малыши быстро вырастают, вещи остаются практически неношеными, а новые стоят огромных денег. А у нас в магазине все продавалось по очень маленьким ценам.

Мы побыли два месяца на «Звездной», но это место было далеко от центра, и помещение было крошечным. Кроме того, нам начали привозить очень много взрослых вещей; мы поняли, что надо расширять формат — делать большой магазин. И вот к 15 мая мы подготовили наше нынешнее помещение, оформили его и открыли «Спасибо».

В магазине "Спасибо"

Как вы определяете концепцию магазина?

Здесь может продаваться все, что угодно, но любая вещь стоит строго от 10 до 500 рублей. Что бы люди ни принесли, цена будет не больше пятисот рублей — будь то даже машина! Нам как-то принесли револьвер-зажигалку, который на самом деле стоит не одну тысячу рублей, но у нас он продавался за 400. Фарфоровые куклы, за которыми гоняются коллекционеры, у нас отдавались за бесценок. Это своеобразная изюминка магазина.

Особая категория товара — авторские работы, которые делаются специально для «Спасибо». Мастера hand-made дарят нам уникальные украшения, одежду собственного дизайна, необычные сувениры. Все это в обычных магазинах стоит во много раз больше — ручная работа везде ценится. А у нас — не дороже установленной планки.

[slider title=»Чаритишоп: мировой опыт»]

Благотворительные магазины уже на протяжении 50 лет успешно работают в Англии, США и Австралии. На сегодняшний день только в Великобритании около 7 тыс. благотворительных магазинов, которые собирают средства для бездомных детей, больных раком, брошенных животных, бедных.

Во время Первой мировой войны на рынке Степферд в Лондоне англичане собрали подобным образом 50 тыс. фунтов для Красного Креста. Более 200 постоянных и 150 временных (на время войны) чертишопов были открыты Красным Крестом в 1941—1945-е годы. Условие торговой лицензии магазина, выданной Министерством торговли, заключалось в том, что все товары, предлагаемые для продажи, должны были быть подарками.

Некоторые из первых благотворительных магазинов в Великобритании открыл Оксфордский комитет. Так, в 1947 году на Широкой улице в Оксфорде был открыт благотворительный магазин «секонд-хенд» Оксфордского комитета помощи голодающим. На сегодняшний день у Оксфордского комитета помощи голодающим наибольшее число благотворительных магазинов «секонд-хенд» в Великобритании — их более 700. В них главным образом бесплатно работают добровольцы. Оксфордский комитет помощи голодающим — крупнейший розничный продавец подержанных книг в Великобритании — более 70 специализированных книжных магазинов. У других филиалов Оксфордского комитета помощи голодающим также есть магазины в Германии, Ирландии, Нидерландах и Гонконге. Другие популярные чаритишопы — это британский «Сердечный фонд», «Исследования рака Великобритания», «Беспокойство о возрасте», «Помощь пожилым», «Оксфордский комитет помощи голодающим», «Спасем детей».

[/slider]

Но ведь человек, желающий сделать доброе дело, с радостью купил бы вещи в три раза дороже. Почему нет?

Нам кажется, это честно по отношению к людям: мы сами поставили себе такую установку и хотим, чтобы это стало отличительной чертой нашего магазина. Для людей это одновременно и лавка удивительных вещей, и секонд-хенд. Кто-то приходит сюда как в обычный секонд-хенд, и им дела нет до того, что это чаритишоп со своей миссией. И это правильно! Потому что мы не навязываем свою идею благотворительности, мы стараемся сделать формат более широким: пусть будут люди, которые просто приходят в интересный магазин, покупают, что приглянулось, и уходят. Все равно тем самым они делают доброе дело, пусть даже не зная об этом. Мне кажется, это очень здорово, потому что это скрытая благотворительность, когда никто ничего не просит. Если у вас есть что-то ненужное — приносите. Если вам что-то нравится — покупайте! Элементарная схема, и она работает.

По какой экономической схеме работает «Спасибо»?

По уставу магазина часть общего дохода идет на наши расходы: зарплату одного продавца и арендную плату. Первое время в магазине работала я, теперь мы наняли продавца. На будущее у нас есть задумка, что продавцом будет кто-то, кому трудно найти работу в других местах: многодетная мама или человек с ограниченными возможностями.

Остальное — то, что являлось бы прибылью в случае обычного магазина, — уходит в фонд помощи детям с пороком сердца «Детские сердца». То есть как таковой прибыли у магазина нет, мы покрываем свои расходы и остальные деньги перечисляем на имя фонда.

Небывало жаркое лето этого года помогло нам понять, что продажа одежды — сезонное дело. Осенью-зимой в городе — все, а летом — никого. В июне мы перечислили «Детским сердцам» 40 тысяч рублей, а потом Петербург обезлюдел, и мы едва справлялись с расходами, и перечисли в два с половиной раза меньше… Но мы, конечно, не отчаиваемся, это ценный опыт.

В магазине "Спасибо"

Как вы выбирали фонд?

Для нас было очень важно, чтобы это был фонд, хорошо себя зарекомендовавший. Потому что в таких начинаниях, как «Спасибо», нужно быть четко уверенным в том, что связываешь свою работу с надежными партнерами. Когда сам еще до конца не понимаешь схему деятельности, опытный партнер дает силы экспериментировать и искать свой путь.

Мы выбрали фонд «Детские сердца», который помогает детям с пороком сердца. Он работает уже около 8 лет, он проверенный и известный, с прозрачной отчетностью. Находится в Москве, помогает детям со всей России. Я лично познакомилась с директором «Детских сердец» Екатериной Бермант, мы обо все договорились, она нам поверила, прониклась идеей. И мы начали работу.

Для фонда такое сотрудничество тоже было новым опытом, но идея, казалось, витала в воздухе: Екатерина Михайловна сама одевала своих детей в чаритишопе от Каритас — католической благотворительной организации.

«Спасибо» в будущем станет сетью магазинов?

Одного магазина на город явно недостаточно. В России существует огромная проблема со вторичным использованием вещей. Весь «секонд», который есть в стране, как правило, приходит с Запада, а куда наш «секонд» девается — совершенно непонятно. Конечно, кто-то отдает одежду знакомым, верующие несут ненужные, но приличные вещи в храмы, где им находят новых хозяев. Но все-таки чаще всего люди помыкаются-помыкаются — и выбрасывают все на помойку. Да, и там тоже заберут, но… Мы думаем, что должно быть больше каналов, как эти вещи можно использовать, потому что у наших вещей огромный потенциал.

В магазине "Спасибо"

Кроме собственно продажи вещей, какие проекты вы реализуете?

Концерты, мастер-классы для детей, лагерь для ребят из малообеспеченных семей. Недавно мы организовали Праздник улицы прямо в нашем дворе. Скоро мы начнем водить местных дворовых ребятишек в Большой театр кукол. По сути, мы стали небольшой такой некоммерческой организацией, которая направляет свою активность в разные русла — чтобы не замыкаться на первоначальной задумке.

Благотворительный магазин в России, как мне кажется, не может заниматься только коммерческой деятельностью, потому что ему приходится взаимодействовать со средой. К примеру, в «Спасибо» часто приходят после школы заброшенные, лишенные досуга дети и сидят до закрытия, потому что их тут не гонят и можно играть. Кроме того, магазин расположен в районе, полном коммуналок, жители которых регулярно заходят за одеждой первой необходимости. Мы сейчас понимаем, что «Спасибо» формирует то, что в Европе называется «community» — локальное, небольшое сообщество людей, которые добровольно занимаются жизнью района.

Каков юридический статус «Спасибо»?

Мы не можем зарегистрироваться как некоммерческая организация, потому что для чаритишопов в российском законодательстве нет оптимальной формы, которая позволила бы им свободно вести коммерческую деятельность. Можно зарегистрироваться как «некоммерческая автономная организация», но в этом случае надо вести коммерческую деятельность на свои цели. А у нас немного не так — мы собираем средства и перечисляем их в фонд. Да, мы реализуем и свои проекты, но все-таки наша ключевая идея совсем в другом. Поэтому нам пришлось зарегистрироваться просто как ИП — мы индивидуальные предприниматели.

В магазине "Спасибо"

Получается, вы полностью независимы от фонда-партнера.

Да. Сами фонды тоже могут учреждать такие магазины. Нашим примером вдохновились ребята из Региональной общественной организации помощи бездомным «Ночлежка», им тоже приносят очень много вещей. У них стоит ценз — только мужская теплая одежда, но с чем только к ним не приходят! Свадебные платья, туфли, детские игрушки. Потому что люди не знают, куда это девать, но понимают, что их вещи могут кому-то принести пользу. 12 сентября «Ночлежка» открыла благотворительный магазин — «Хорошоп» («Horoshop»). Ребята разместились в одном из наших помещений на 9-ой Советской улице, в доме 22.

Как вы видите развитие проекта?

Я думаю, что благотворительные магазины должны стать привычным явлением для страны. С нами постоянно держат связь инициативные группы из других регионов, которые, узнав о «Спасибо» , решили заняться организацией подобных проектов.

Если говорить о Петербурге — в идеале чаритишопы должны быть в каждом районе, потому что город огромный. У нас сейчас склад за стеной, там накопилось великое множество вещей. С таким объемом мы уже просто не в состоянии справиться. Пока нет второго магазина, придумываем другие способы реализации. Наши волонтеры ездили недавно в бедствующие деревни и отвезли туда гигантское количество хорошей одежды — пакетов двадцать по сто двадцать литров каждый. Что-то отдаем в Армию спасения.

У нас много идей. Как я говорила, «Спасибо» расположен в не очень благополучном районе Петербурга, и в будущем мы мечтаем сделать рядом с магазином детский дворик — игровую площадку. Придумаем веселый дизайн с причудливыми светильниками и уютными скамейками, устроим целую волшебную страну для детей и взрослых.

Я уверена, что традиция чаритишопов прекрасно приживется на российской почве . И никакого диссонанса с нашим менталитетом здесь нет. Мы поначалу опасались, что люди будут приносить много плохих, совсем ветхих вещей — и наш магазин станет чем-то вроде лавки старьевщика. Но, к счастью, мы ошиблись на все сто процентов.

8 Comments

Add yours
  1. Любовь

    Добрый день! Замечательное, доброе дело.
    Девочки, а как вы решаете вопрос с санэпидстанцией?
    Вы требуете квитанции, что вещи только что из химчистки?

  2. Александра Александровна руководитель общественной организации в поддержку малоимущим и инвалидам город Бендеры ПМР МОЛДОВА

    Девчонки прекрасная идея у нас в городе тоже такая проблема существует тем более мы как государство не признаны помощи ждать не от кого

  3. Васюнин Валерий

    Молодцы!
    Будущее за такими ребятами и девчатами как Юля!
    Наша организация открыла такой же магазин в г.Севастопле, но пока мы сталкиваемся с некоторыми трудностями в том числе и с юридическими.

    • Екатерина

      Валерий, поделитесь, пожалуйста, какие именно трудности Вам встречаются? Мне очень понравилась эта идея. Тем более, что нам тоже приносят огромное количество вещей в фонд. Для нас это очень актуально.

    • zara

      Валерий! Пожалуйста, дайте ссылку на Ваш севастопольский магазин! Очень хочется посмотреть!
      Расскажите про Ваши трудности — или напишите мне на почту, может быть, я смогу что-то посоветовать, т.к. в «Спасибо!» я занимаюсь юридическими вопросами — zara.malikova@gmail.com
      давайте держать связь!

  4. mchertok

    Просто здорово, что наконец и у нас появились такие магазины! И приятно, что это инициатива молодых и хорошо образованных людей.

  5. Прохожий

    Простое и красивое решение. Удивительно, почему эту практику не тиражируют у нас. Любители секонд-хенда — довольно обширная аудитория. Думаю, они полюбили бы и чаритишопы

Добавить комментарий