Благотворительность тукым


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

7 ноября марийские язычники провели на территории Республики Марий Эл в Поволжье Мировое моление (Туня Кумалтыш). Мировое моление – главный обрядовый праздник приверженцев Марийской традиционной религии (МТР), с которой у коренного народа России связаны национальные традиции благотворительности. На мероприятии побывал корреспондент «Филантропа».

Так выглядит 'храм' у марийцев-язычников. Священная роща, где проводятся моления. Фото: Александр Трифонов

Помощь в рамках традиционной культуры у марийцев гармонично сосуществует с формами благотворительности, которые развиваются в постсоветское время.

Филантропия у мари связана с понятием «тукым» — родовая община, поколение. «У нас очень сильны родовые связи, — говорит член общественной организации «Марий Ушем» (Союз Марийцев) Владимир Козлов. – Род, как правило, большой, и если человек, к примеру, не имеет возможности купить того же гуся для приношения на молении, то он обращается к родне и те помогают ему в любое время».

Совместаня трапеза после моления. Фото: Александр Трифонов

То же самое относится и к гражданским, внерелигиозным формам филантропии. «Что у нас было 100 – 200 лет назад, все сохранилось. Когда государство не обращает внимания на сироту из марийской семьи, его себе берет родня. Берет не раздумывая, потому что так заведено. Мы знаем много таких примеров. Даже мой друг, живя в общежитии, взял к себе своих двух племянников, потому что их мать умерла, а отца не было. Уже три года воспитывает», — рассказал Владимир Козлов.

Но Марийская традиционная религия все же остается интегрирующей частью для «благотворительности тукым». Родовые общины каждый год собираются на семейные моления. Здесь встречаются все члены рода, молятся и проводят совместную трапезу, за которой обсуждаются все проблемы семей. Гражданские или православные праздники не собирают весь род в обязательном порядке, как языческие.

К тому же, на больших молениях принято подавать монеты всем, кто попросит. При этом монеты должны быть непременно «серебряного», а не «золотого» цвета. Это тоже традиция, имеющая религиозное значение, однако она кроме всего прочего способствует перераспределению финансового ресурса в сторону бедных слоев марийского общества. Особенно учитывая, что на большие моления собираются тысячи человек.

Когда обряд закончился, даже марийский жрец может позвонить по мобильному телефону. Фото: Александр Трифонов

А жрецы МТР признались корреспонденту «Филантропа», что их структуры пока недостаточно богаты, чтобы оказывать какую-либо помощь своей пастве.

Марийцы – финно-угорский народ, насчитывающий более 600 тыс. человек. Около половины мари время от времени принимают участие в обрядах и ритуалах МТР.

3 Comments

Add yours
  1. Андрей

    Всегда , приезжая в Йошкар- Ола,чувствую ,как прикасаюсь к чистоте …Трудно объяснить.Подобое чувство приходит в Мурмонском крае,на Кольском в Карелии..Всегда тянет туда.Извините за спонтанность.В жизни опять «чёрная полоска»,надеюсь пройдёт.Салам!!!

  2. ipagava

    Остается только тихо порадоваться за народ мари. За живую традицию, ответственное отношение к роду, осмысленное отношение к материи жизни.

Добавить комментарий