А что здесь можно купить бесплатно?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«А что здесь можно купить бесплатно?» спрашивает меня восьмилетняя Маша в торговом центре. «А что это за штука?» указывает пятнадцатилетняя Даша на сигнализацию на одежде. «А что такое кондиционер для волос» вертит в руках бутылку пятнадцатилетняя Аня.

Волонтер с воспитанниками детского дома в торговом центре. Фото Юлии Тарасенко

У этих детей всё в порядке с интеллектом и психическим здоровьем. Просто они из детского дома, и многие из них впервые в торговом центре. Мы привезли их не на экскурсию и не оплачиваем их покупки. Они тратят деньги, которые заработали сами. Большинство первый раз в жизни.

Наверняка вы были в пионерском лагере. Вспомните эту атмосферу беззаботности и проживания на всём готовом: еда в столовой, экскурсии, смена формы раз в неделю. Примерно также и в детском доме – еда в столовой, одежду выдаёт завхоз, на экскурсии возят спонсоры и эти же спонсоры нескончаемой вереницей везут подарки для «бедных сироток». Кстати, 90% из них имеют живых родителей. Большинство пьют, остальные либо полные раздолбаи, либо сидят.

Эти дети социальные сироты. Реальных сирот на три детских дома я знаю одного. Ну не об этом речь.
Два года назад мы вывозили детей из детдома Тульской области в аквапарк. Потом повели в кафе покормить. Принесли кипяток в кружках и запакованные пакетики чая. «Дети, берём пакетик, открываем, там мешочек с чаем, опускаем в кружку, получится чай», — командует педагог. Не надо думать, что дети дебилы. Если бы у вас в жизни чай появлялся на столе всегда в готовом виде в кружке, вы бы тоже не знали как его заварить. И подобных проблем масса.

«Кто более контактный и шустрый, меняет мобильный телефон по нескольку раз в год за счёт спонсоров. Могут даже специально разбить надоевший телефон, чтобы поскорей получить новый», — об этой ситуации мне рассказала педагог из детского дома в посёлке в 150 км от Москвы. В ближайшем Подмосковье дети на Новый Год получили по 27 подарков каждый. Про Москву я молчу.

А потом, по выходу из детского дома, наступает реальность. Выпускникам уже мало кто помогает. Ведь это уже большие детки, взрослые люди можно сказать. А они почти ничего не знают о реальной жизни. Сколько стоят продукты? Сколько стоит одежда? Сколько стоит проезд на общественном транспорте? Где заплатить коммунальные платежи? И вообще, что это такое? Хорошо, если обладают элементарными навыки приготовления пищи. Они не знают, потому что не сталкивались с такими проблемами. А спонсоров-то уже нет!

Варим гелевые свечи. Фото: Никита Коваленко

Люди, хватит заваливать подарками и праздниками детские дома, вы оказываете им медвежью услугу! Оказываясь один на один с реальностью многие из них оступаются или просто не слишком-то успешно существуют… Ведь дети – наше будущее, даже не смотря на то, что Россия вымирает и деградирует, но всё же… Давайте помогать по-умному!

Социальная адаптация — это подготовка ребёнка к будущей жизни вне детского дома. Не смотря на то, что об этом говорят сейчас многие, это непопулярное направление. Компании и люди хотят быстрых и понятных результатов. Дать денег на лечение, купить в детдом мебель. Адаптировать – это долго, это на перспективу, «спасибо», может быть, скажут лет через …дцать. Но мы выбрали для себя это направление, создав проект «Социальные метры». Мы – это я и моя подруга Лена Агапова. Нас поддерживает фонд «Здесь и сейчас» и несколько десятков волонтёров, которые нам помогают время от времени. Мы занимаемся проектом два года, но более активно с октября 2010 года, когда появилось финансирование.

Мы организуем в детских домах производство сувениров на продажу. Дети получают фиксированную плату за каждый сделанный сувенир. Тратить заработанные деньги мы их везём в торговый центр. Сейчас работают три детских дома и один приют.

У нас налажено производство фигурного мыла, открыток, свечей гелевых и вощинных. Думаем над расширением ассортимента. Главный критерий сувениров – презентабельность. У нас не детские поделки. В первую очередь качество, а не количество, говорим мы ребятам.

Продаём компаниям к праздникам, включая профессиональные, и на ярмарках. К новому году продали около 5000 свечей и 500 мыл, среди покупателей был Межтопэнергобанк, с заказом на 1100 комплектов свечей, так что большие заказы мы тоже выполняем. Недавно сувениры появились в часовне на территории аэропорта Шереметьево. Планируем подключать другие храмы.

Посещение торгового центра детьми — одно из самых приятных событий в работе. Тут ты понимаешь, насколько важную и нужную помощь оказываешь. Вопросы от младших детей так и сыплются. Многие сталкиваются с проблемой выбора. Мы поняли это ещё до посещения торгового центра. 

Вначале мы выдавали зарплату детям товаром. Но мало кто из ребят знал, что он хочет. А откуда ему знать, если он почти никогда в своей жизни не выбирает? В лучшем случае делает заказ спонсорам на Новый год и день рождения, если повезёт. Поэтому приняли решение вывозить в ТЦ. Попробовали и поняли, что не прогадали. Вот она, реальная социальная адаптация. 

Многие впервые видят эскалатор и лифт. Некоторые хотят купить всё, что видят (проблема выбора уже на месте). И главное, узнают цену вещам.

Мы хотим расширяться, хотим, чтобы как можно больше детских домов участвовало в нашем проекте. Для этого нам нужны помощники, единомышленники и финансирование. К сожалению, мы не умеем питаться воздухом, и проект требует активного участия, совмещать его с другой работой нереально (мы пробовали). В данный момент мы живём на крупное частное пожертвование, но к осени деньги закончатся. 

Пока у нас небольшой оборот, но в будущем проект может стать самоокупаемым.  Вы можете помочь нам в этом, купив у нас сувениры для друзей и коллег. Мы работаем из дома, но не отказались бы от офиса и небольшого помещения под склад. Всегда приветствуем помощников в поездках в детдома.

Самый маленький участник проекта Социальные метры. Фото: Marianna Sorriso

К посещению торгового центра привлекаем компанию-спонсора, которая оплачивает обед детей и бензин детдому и нам. Суммы от 5 до 10 тысяч рублей. Волонтёры от компании приветствуются. В идеале, чтобы на каждого ребёнка было по взрослому, который поможет с выбором.

Недавно осуществили давнюю мечту и вывезли ребят на предприятие по производству упаковки – это не только расширение кругозора, но и знакомство с потенциальным будущим местом работы, ведь не секрет, что зачастую из детдомов ребята дружно идут в один-два колледжа, просто потому что так принято. Планируем возить ребят на производства регулярно.

Мы верим, что в будущем подобная программа по социальной адаптации станет нормой для большинства детских домов, а в Москве будет несколько магазинов с сувенирами из детских домов.

25 Comments

Add yours
  1. Емельянова Татьяна

    Зоя! Читаю статью и прямо вижу тебя, как будто с тобой поговорила! Ты молодец!!!

    • Зоя Карева

      Спасибо, Таня. Статья была написано на одном дыхании. После поездки в ТЦ с детьми. Название статьи — вопрос от девочки Маши очень вдохновил меня, писать было легко, писала своими словами, мыслями, поэтому и видишь меня :)

  2. Алексей

    Меня в этом проекте смущает исполнение. Зачем дети пишут корявым почерком на продукции имя и возраст? Дабы разжалобить покупателей? Но тогда мы формируем ещё одну дезадаптирующую установку: «Деньги можно зарабатывать на вашей сиротской истории, качество не важно — важно что сделано вашими сиротскими ручками». Думается, что надо стремиться не к масштабам, а к повышению качества продукции, чтобы она становилась нормальным конкурентом. И покупатель приеобретал её не только потому, что до них дотрагивался сирота. Это вопрос и этики, и адаптации. Иначе получается имитации реальной экономики. В итоге — деньги они получают непонятно за что. Другое дело, когда есть реальные мастерские в детских учреждениях, с реальными расценками, заказами и зарплатой.

    • Зоя Карева

      Алексей, ну вы же не видели продукцию в живую :) Что же вы судите :) Качество у нас на первом месте. Это наш девиз.
      Нам и так регулярно под сомнение ставят — «А эту красоту правда дети сделали?». Мы говорим — вот всё подписано, детский дом указан. Можно позвонить у директора узнать. Можно с нами поехать.
      Подписывают продукцию дети (и за корявый почерк мы ругаем, кстати, и так этикеток единицы) для того, чтобы у покупателя было больше доверия, что продукция реально сделана детьми. Ну и плюс авторство. Плюс покупатель знает, что покупаю свечку, он помог, например, конкретно Юре, а не опустил деньгу в ящик на асбтрактные нужды.

    • Зоя Карева

      И как человек, стоящий регулярно на ярмарках, и общающийся лично с покупателями, могу вам сказать, что людей, покупающих только потому, что это сделал сирота — не так много. Да, сделать доброе дело приятно большинству, я думаю. Но выбирают то, что нравится, то, что нужно, на качество смотрят. Так что вы не правы, слава Богу :)

      • Алексей

        Нет, Зоя, я как раз все видел, поскольку покупал ваше мыло. И стенд там стоял. И вы мне объясняли всё. И качества высокого там нет. И с чекго вы знаете, почему покупали люди? И платили ли вы аренду за стояние на выставке? А про «больше доверия» — это вопрос… больше похоже на рекламную манипуляцию.

        • Зоя Карева

          Нет предела совершенству и качеству. Мы над ним работаем. Хотя я считаю качество достойным вполне и в данный момент.
          Знаю почему покупают люди, потому что общаюсь с покупателями :)
          Аренду никогда не платим.
          Про «больше доверия» — думайте как хотите, но мы закладываем именно тот смысл, который написала выше.
          А вы могли бы представится более полно, кроме имени?

  3. Маргарита Семикова

    «..К сожалению, мы не умеем питаться воздухом, и проект требует активного участия, совмещать его с другой работой нереально (мы пробовали). ..»- почти слово в слово я сегодня говорила своим спонсорам..
    Статья понравилась.

  4. ну!

    говоря по-марскиски, это ознакомление с производственными отношениями.
    надо мной смеялись про это начиная с 81-го года (для марксидов того времени марксом служили документа съездов кпсс, если кто помнит ещё). даже и правда — не знаю, кто послужил источником, — маркс ли, амонишвили ли. или заводской стаж в производстве, да и технологом и потом конструктором.

    такое должно быть в каждой школе.
    и ключ здесь — не работа руками, а участие полное во всем производственном процессе. от снабжения сырьем, до поставки в продажу. и важно, чтобы человек учился продавать-покупать, структурировать производственную процедуру, распределять работу, управлять, конечно, не меньше, чем собственно лепить руками мыло. при нормальной организации внедрения такого урока «труда» разделение труда окажется в среднем возрастным, очевидно.

    урок труда — есть урок творчества, творчество есть процесс «овладения» всеми своими сущностными силами… в производстве — их социальной составляющей.
    иначе — ничем не лучше мебели с лекарствами… тем более — поехать за 500 км от москвы, так там и просто мебели нету

      • Lena Agapova

        Сергей, Иван,
        вопрос с наемным трудом несовершеннолетних не решали.
        Пока слава Богу проблем не было, хотя конечно надо общаться с юристами.

    • Зоя

      Сергей и Иван, отвечу чуть подробней. Официально мы детей никуда не оформляем. Конечно, голова, где-то на подкорках, болит с мыслями о труде несовершеннолетних. Но в общем-то всегда можно сказать, что дети занимаются этим в рамках урока труда и совершенно добровольно. Точней нам юрист только скажет, поход к которому в будущем.

  5. Сергей Михайловский

    В Санкт-Петербурге мы тоже занимаемся похожими проектами. И социальной адаптацией выпускников детских домов, и их воспитанников и матерям одиночкам из числа выпускниц детских домов тоже помогаем.

    • Зоя Карева

      Сергей, расскажите немного подробней.
      С какими проблемами сталкиваются ребята по выпуску (я, конечно, догадываюсь, но интересно из вашего опыта)? Может сайт есть? Интересно это направление, думаю, оно будет следующим нашим проектом. Тоже непопулярная тема :)

      • Sergius

        Проблем у выпускника детского дома много. Он не умеет делать элементарних вещей чему его сверстники из семей учатся у родителей, окружающих взрослых и своих друзей сверстников.
        — не умение организовать свое время, что бы хватало на учебу, домашние дела, досуг…
        — не умение вести домашнее бытовое хозяйство (убираться, стирать, готовить, мыть посуду…)
        — не умение составить финансовый бюджет, распределить финансы, так что бы до конца месяца хватило на необходимые нужды
        — не умение взаимодействовать с различными органами власти

        Самые большие проблемы пожалуй это лень, иждивенчество, и здесь уже не просто не умение а пожалуй не желание ставить цели в жизни и добиваться их.

        Мы уже работаем в области социальной адаптации выпускников детских домов с 2001 года. Можем поделиться опытом. Пишите harborspb@gmail.com

        • Зоя Карева

          Ну… Сергей, вам, наверное, конечно, видней..
          Но некоторые пункты у меня вызывают возражение.
          Например, умение вести домашнее хозяйство. Во всех трёх детских домах (насчёт приюта не знаю пока) дети жётско приучены к хозяйству — они и на стол накрывают, и посуду моют, и полы убирают. С приготовлением еды — это как персонал подсуетится. Всё же у многих оборудованы кухни и они на них учатся готовить. А один из детдомов ездит на кулинарные мастер-классы и там учат готовить простую повседневную пищу.
          И с организацией времени мне кажется тоже всё достаточно жётско и они научены.
          Вот финансы — это да. Взаимодествие с органами власти — это да, но это вообще мало кто умеет :)
          Но с главной мыслью — что корень проблемы в иждивенчистве — согласна полностью!!! По факту мы с этим и работаем — через проект показываем им, что деньги зарабатываются, а не с неба подают. И это постоянно звучит в маленьких и больших диалогах. Капля камень точит :)
          А сайта у вас нет?

          • Sergius

            Дэюро в детских домах всему учат, а дэфакто на выходе получается что так нечему и не научили. Я говорю о ситуации в целом. Если оценивать каждого индивидуально, то у каждого конечно свой уровень навыков. Сайт сейчас в стадии модернизации старый можно посмотреть здесь http://www.harborspb.ru

          • Алексей

            Зоя, я бы советовал бы вам все же немного поближе познакомиться с выпускниками детских домов, поскольку то, что вы пишите про умение распределять время и кухни в детдомах — это дилетантство! Простите, конечно. И ваш проект ничего не показывает, про деньги и их заработок. Вы заблуждаетесь. Он показывает, что есть какая-то особенная сиротская экономика!

        • Зоя Карева

          Старый сайт даёт общее только представление. Цели, задачи. А ПУТИ — как вы это делаете — не нашла. В любом случае — крутое дело, молодцы!

          • Зоя Карева

            Алексей, с выпускниками обязательно познакомлюсь, хотя не думаю, что они какие-то глобально другие, нежели чем старшие воспитанники в детдомах :))) Проблемы у них другие — это да.
            Выражение ваше — «особая сиротская экономика» — мне непонятно. Впрочем, не столь важно. Мне понятно, что проект вам не нравится. Насильно мил не будешь.
            Главное, что мы милы в детских домах, что директора нас поддерживают и говорят, что дело хорошее. И главное, что я вижу его результаты и пользу своими глазами, ушами и мозгами.

Добавить комментарий