Клоунотерапевт спешит на помощь


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Странно видеть клоунов в больничных палатах. Повсюду дети в медицинских масках, капельницы, сменная обувь, каталки с малышами, отходящими от наркоза… И посреди всего этого дурачатся клоуны Костя и Фрида: надувают шарики зеленым насосом, играют на странных музыкальных инструментиках, показывают фокусы, поют песенки и разыгрывают разные ситуации.

На самом деле, такие представления регулярно проходят в нескольких крупнейших российских детских больницах (РДКБ, НИИ им. Блохина, НИИ им. Бурденко, Институт трансплантации костного мозга им. Горбачевой и т. п.) и даже в хосписах.

На одно из этих представлений труппа “Больничных клоунов” под руководством первого в России профессионального доктора-клоуна Константина Седова пригласила журналистов, и они пришли, в том числе в лице федеральных каналов.

После непродолжительной пресс-конференции и актерской разминки журналисты и клоуны отправились в отделение анестезии – в комнату отдыха, где полуторагодовалая девочка на коленях у мамы смотрела американского “Винни-Пуха” на экране большого телевизора.

Столпившись на пороге, операторы направили камеры на ребенка в предвкушении чего-нибудь телегеничного. Но девочка испугалась незнакомых людей, пыталась спрятаться за маму и все не могла решить, заплакать ей или не заплакать. Быстро смекнув, что терапия не задалась, клоун Костя остановил лечение и вывел почти всех журналистов из отделения, проявив некоторое усердие в этом вопросе.

Но не стоит беспокоиться за девочку – как сказала врач, ей всего лишь удалили кишечную инфекцию, что совсем не страшно по сравнению с тем, что происходит в больнице (это правда – в РДКБ лечатся дети с онкологическими и другими заболеваниями высокой степени сложности).

После этого журналисты и клоуны разбились на небольшие группы. Клоуны Костя и Фрида повели съемочную группу НТВ в отделение онкологии. В результате короткого спора они решили, что Костя будет главным – они заранее выбирают роли для своих импровизаций.

В этих ролевых играх характеры детей проявляются сразу. Один мальчик все время пытался ткнуть Фриду насосом для шариков, дернуть ее за круглый красный нос. А вот девочка Кристина, подарившая Косте пластмассовые цветные часы (в которых тот решил хранить жвачку) пыталась все время быть рядом с ним: в конце, когда все журналисты уже проявляли заметную усталость, Кристина обняла Костю и очень не хотела его отпускать. Так и сидели на полу минут десять: Костя, Фрида, Кристина и ее мама – вот как сильна детская любовь. Но не страшно! Ведь она еще вернется в больницу скоро – так утешила девочку мама.

Дети облепляют клоунов сразу. Ни разу не раздумывая, они все свое внимание переключают на смешных разноцветных людей, начинают смеяться, выделяя в своих организмах гормоны радости. Должно быть, они и их мамы обычно чувствуют себя намного более расковано с клоунами, тогда как в этот раз их иногда смущало обилие незнакомых людей непонятной для них профессии – журналистов, задающих странные вопросы.

Доктора и персонал больницы, похоже, тоже любят клоунов. Они, во всяком случае, тоже смеются и улыбаются. По мнению врача Дмитрия Литвинова, заместителя главврача Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии при РДКБ, эффективность клоунотерапии очевидна, хотя ее пока нельзя выразить в цифрах и объективных показателях.

“Мы все, врачи онкологи, гематологи, врачи, которые занимаются хроническими трудно излечимыми заболеваниями, знаем, что успех лечения очень сильно зависит от настроя той команды, которая находится вокруг пациента”, – сказал Литвинов.

В центре этой команды пациент, а вокруг него – два круга: родственники и врачи вместе с персоналом больницы, волонтерами, клоунами и другими участниками. Все эти круги пытаются воздействовать на пациента для того, чтобы он “внутри себя генерировал правильный, позитивный настрой на выздоровление”.

“Совершенно четко я вам могу сказать как человек, который больше полутора десятка лет работает в этой области (в детской онкологии), что от этого зависит очень много, – сказал Литвинов, также являющийся членом попечительского совета “Больничной клоунады”. – Пациенты, которые не настроены на борьбу со своим недугом, которые закрываются в своем недуге, которые не строят дальнейшие планы на жизнь, они уходят так или иначе. Они могут не уходить совсем в прямом понимании, в смысле, умирать. Но они могут иметь больше осложнений, более отсроченное выздоровление, худшие результаты лечения”.

Впрочем, по словам врача, пока научно обоснованных доказательств эффективности клоунотерапии привести нельзя из-за недостатка исследований. Хотя мировой опыт в этой области накоплен немалый.

Впервые профессиональные доктора-клоуны начали работать в 1986 году в Нью-Йорке по программе цирка Big Apple Circus (“Цирк Большого Яблока”). С тех пор эта практика распространилась повсеместно практически во всех развитых странах мира и уже несколько лет работает в Казани, Москве, Ростове-на-Дону.

Клоуны, обучавшиеся три месяца, будут получать деньги за работу в больницах. Девушки и молодые люди из “Больничной клоунады” кажутся на зависть здоровыми в медицинском плане, взять хотя бы цвет их лиц. Наверное, им правда помогает лучшее лекарство – смех, а также их странные клоунские отношения: они могут называть друг друга как-нибудь обидно, критиковать, обнимать или даже схватить за ухо.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий