«Спасибо» в новом формате


В декабре прошлого года в Петербурге открылся второй благотворительный магазин «Спасибо!». На этот раз организаторы переосмыслили концепцию и решили пойти по пути лондонских charity shops — превратиться в современный стильный магазин.

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

Жизнеспособность первого «Спасибо!», организованного тремя студентками — Юлей Титовой, Зарой Маликовой и Дашей Арсеньевой — удивительна самим его создателям. За первый год магазин не только перечислил 270 тыс. рублей в благотворительные фонды «Детские сердца» и «Ночлежка», но и стал популярным местом у молодежи, войдя в десятку лучших секонд–хэндов Петербурга. Обладая минимальными знаниями, двигаясь во многом интуитивно, они получали свой опыт через интересный и насыщенный событиями путь. Но с точки зрения ведения бизнеса, он был очень непростым.

Нужны профессионалы

Так, например, опыт показал необходимость не только волонтеров, но и людей, которые будут работать на постоянной основе. Стремясь максимально собрать деньги на благотворительность, девушки не оставляли никакого резерва, и когда магазин залило, ремонт делать было не на что. СМИ охотно писали про необычный проект, люди заваливали его вещами, но помещение было совершенно не приспособлено для такого объема.

«Сначала мы думали, что цель — создание таких магазинов в каждом районе, сейчас мы понимаем, что в этом нет необходимости, есть потребность в складе и отлаженной работе с одеждой. Многие приносят все, что им не нужно, абсолютно без разбора. Для того чтобы работать с вещами, нужна стиральная машина, сушилка, гладилка, нужно большое пространство с оборудованными полками», — рассказывает Юля Титова.

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

Благотворительный магазин "Спасибо!" на Гороховой

В сентябре прошлого года девушки познакомились с организаторами Квартирного проекта HomeWork и во многом благодаря этому общению пересмотрели свое понимание стратегии развития. «Нам объяснили, что непрофессиональные организации не выживают, поэтому надо делать все профессионально, круто и лучше чем другие», — объясняет Юлия. Поэтому девушки изменили свою концепцию и не стали создавать второй крошечный магазинчик в подвале, а арендовали просторное помещение в центре города на Гороховой улице. «Мы надеялись найти инвестора, но все произошло так быстро, что пришлось оформить займ. С одной стороны, это финансовая нагрузка, с другой — это дает независимость и гигантское преимущество. Ежедневно мы можем определять свое развитие сами», — подчеркивает Юлия.

Клуб неравнодушных

За месяц черный и затопленный полуподвал с отваливающимися кусками стен благодаря усилиям ребят-волонтеров превратился в светлое помещение с современным дизайном. Мобильное оборудование позволяет быстро перестраивать пространство для вечерних мероприятий. Они здесь проходят почти каждый день. Вокруг магазина сформировалось настоящее сообщество молодых и активных людей. Так, в «Спасибо!» помимо бизнеса, которым надо управлять, заниматься продажами и его продвижением, выделилось еще два направления деятельности. Одно из них – это благотворительность, работа с некоммерческими организациями, для подопечных которых по заявкам отбираются вещи. Есть координаторы-волонтеры, которые занимаются сортировкой вещей, их распределением, общением с НКО.

Второе направление — социокультурное. Например, по четвергам здесь показывают интересные фильмы ХХI века, снятые в самых разных точках Земли. Месяц посвящают какой-либо стране или региону. Экосреда собирает представителей различных экологических организаций. Сформировалась группа, которая продвигает раздельный сбор мусора и организует акции по городу. Набирает активность проект по Совместному Потреблению. Движение ЭКА проводит эко-акции ДАРМАРКА или Бесплатная Ярмарка Подарков, где желающие обмениваются книгами, дисками или hand-made. На мастер-классах по кастомайзингу обучают как творчески переделать свою любимую, но уже поднадоевшую вещь.

"Дармарка" в магазине "Спасибо!"

"Дармарка" в магазине "Спасибо!"

«Чемодан добрых дел» рассказывает про международные волонтерские лагеря. Кроме того, в магазине регулярно проходят различные концерты, выступления молодых артистов и выставки. Вообщем, «Спасибо!» — это не просто благотворительный магазин, это сообщество людей, которые занимаются социальными проектами в области волонтерства, благотворительности, экологии и искусства.

В результате такой активности у «Спасибо!» появилось много новых партнеров: кабельное телевидение затеяло снять цикл передач про раздельный сбор отходов в Петербурге, Общественный совет при Администрации Кронштадта решили организовать с экспертами проекта раздельный сбор мусора, МЧС предложили подписать договор о сотрудничестве в деле помощи погорельцам.

«Спасибо!» — в тираж

Девушки охотно делятся своим опытом. Они создали пошаговую памятку «Как открыть собственный благотворительный магазин», провели консультационные вебинары, по результатам которого в Волгограде, Казани, Кирове и Екатеринбурге появились свои благотворительные магазины.

В Кирове Светлана Навалихина, в прошлом – работник торговли, открыла уже второй магазинчик площадью до 50 кв. м. В Волгограде местную сеть «Благодарю!» из трех магазинов (четвертый находится в процессе открытия) создал БФ «Дети в беде», основанный родителями детей-инвалидов. Вещи в них не продают, а отдают покупателям в обмен на пожертвования. Рядом с ящиком висит объявление с указанием ребенка, в пользу которого в данный момент идет сбор средств. Несмотря на то, что «Благодарю!» малы по площади, они выигрывают за счет оборудования фирмы L`Etoile, которая передала в дар списанную мебель в хорошем состоянии.

Необычный проект быстро приобрел популярность у жителей, а также привлек внимание МЧС, с которым фонд заключил договор о сотрудничестве. Недостатка в товарах нет, помимо жителей, супермаркеты «Карусель», Metro и Sela сдают одежду, требующую ремонта. Стоимость варьируется в традиционно принятом в этот сегменте пределе: от 10 до 500 рублей. «Во втором магазине мы решили попробовать самооценку, — говорит директор БФ «Дети в беде» Галина Морозова. — Думали все пойдет по 10 рублей, оказалось — наоборот. Люди оценивают вещи дороже, чем мы сами, видимо сказывается то, что деньги идут на благотворительность».

Ящики в «Благодарю!» вскрывают раз в месяц. В среднем, получается по 15-20 тыс. рублей. За год собрали 150 тысяч, из них 20% согласно законодательству об НКО пошли на административные расходы. Как рассказала Светлана Навалихина, Киров — маленький город с низкими заработками, поэтому доходы магазинов невелики. На покрытие расходов уходит около 50%, на оставшиеся в зависимости от месяца 5-15 тыс. рублей Светлана покупает для детских домов необходимые предметы.

Charity shops vs розница

Петербургский «Спасибо!» в январе и феврале перечислил 30 тыс. рублей АНО «Упсала-Цирк» и «Ночлежке». «Конечно, это не те суммы, которые хотелось бы жертвовать, я вижу нашей целью 200 тыс. рублей», — говорит Юля. По ее мнению, надо учиться работать, а не давить на жалость.

Концерт Квинтета Четырех в магазине "Спасибо!"

Концерт Квинтета Четырех в магазине "Спасибо!"

Сегодня перед проектом стоит задача создания большого склада. Сделать его полностью самостоятельно сложно, это слишком большая нагрузка на магазин, который и так занимается благотворительностью. При сотрудничестве с районной или городской администрацией потеряется полная самостоятельность, к которой так привыкли руководители проекта. Кроме того, в настоящий момент с массовым приходом в город европейских розничных сетей одежды для секонд-хэндов наступил сложный этап. «Все мотивации по которым к нам приходил потребитель, потихоньку иссякают. Сейчас по ощущениям время масс-маркетов, во время распродаж молодежь старается одеться в H&M, Zara, Seppala и т.д., — рассказывает Юля. — На мой взгляд, чтобы благотворительные магазины имели коммерческий успех, нужно продвигать сокращение потребления, инакомыслие в одежде, а сейчас очень много девушек одетых по шаблону. В Лондоне, откуда мы привезли эту идею, люди самых разных возрастов стараются одеваться как можно более необычно и это норма».

В Великобритании ситуация складывается наоборот, charity shops теснит розничную торговлю. По данным Forbes, в 2010 году общий доход всех 9000 английских благотворительных магазинов составил £670 млн, а их выручка выросла на 12%, когда обычная розничная торговля показала прирост лишь в 0,3%. По данным Ассоциации благотворительного ритейла, в 2010 году благотворительные магазины посетили от 77% до 84% всех британских покупателей. Советник британского премьера по вопросам развития городов Мэри Портас даже предложила ограничить количество charity shops, поскольку они «душат обычную торговлю».

Памятка «Как открыть собственный благотворительный магазин»:

Организовать свой благотворительный магазин может каждая организация. Это по-настоящему полезный, яркий и творческий проект. Еще раз напомню, что мы с удовольствием помогаем тем, кто решился. А для начала — краткая памятка для тех, в чьих смелых головах появились идеи о создании благотворительного магазина.

  1. Благотворительный магазин — это долгосрочный проект, который требует регулярного и ответственного администрирования и развития. Хорошо подумайте, хватит ли Ваших сил и желания.
  2. Благотворительный магазин — это некоммерческий проект, и в идеале, для сокращения расходов, у него очень небольшой штат.
  3. Занимаясь благотворительным магазином, Вы встретите очень много новых людей. Подумайте, готовы ли Вы много раз рассказывать о своей идее, преодолевать барьеры недоверия и двадцать раз в день объяснять по раскалывающемуся телефону куда, когда и зачем можно принести вещи.
  4. Координировать благотворительный магазин — это значит быть ответственным перед каждым человеком, который принес вещь. Благотворительный магазин принимает любые ненужные вещи и ничего выкидывает. Будьте готовы к тому, что большой процент Вашего времени будет занимать разбор и распределение вещей.

Если Вы все обдумали и решили приступить к созданию собственного, благотворительного магазина, то:

Шаг 1. Соберите команду из дизайнера, художника, бухгалтера, волонтеров, которые могут писать тексты, заниматься PR, помогать с техническими вопросами (сбор и разбор вещей).

Шаг 2. Ищите помещение:

а) в котором было бы технически возможно организовать магазин

б) до которого можно было бы дойти от метро или, в крайнем случае, удобно доехать

в) в котором было бы отдельное помещение для склада

 

Шаг 3. Разрабатывайте концепцию магазина.

а) кому он будет помогать

б) как он будет называться

в) как будет выглядеть его печатная продукция

г) как будут выглядеть его «интерьеры»

Шаг 4. Начинайте проводить сборы одежды.

Шаг 5. (параллельно с 4). Начинайте информировать жителей Вашего населенного пункта о том:

а) что такое благотворительные магазины вообще

б) чем занимается Ваш благотворительный магазин

Используйте такие инструменты как СМИ, социальные сети, локальные объявления.

Шаг 6. Оформляйте магазин юридически. Вы можете последовать нашему примеру или выбрать форму, которую сочтете более подходящей.

Шаг 7. Оформляйте найденное помещение, стараясь сократить расходы: привлекайте волонтеров, ищите отдаваемую мебель и оборудование и прочее.

Шаг 8. Организуйте торжественное открытие для того, чтобы привлечь внимание горожан и СМИ.

Шаг 9. Начинайте работу и получайте удовольствие!

  1. Юлия

    Спасибо,за то ,что вы делаете , попробую открыть такой же,давно грею эту идею, вроде созрела)

  2. Роза

    Я очень Благодарна Питерскому магазину. Узнав о них я открыла такой же. Надеюсь люди поймут что такие магазины существуют для Благотворительности. Многие несут хлам не понимая проекта. Кто то даже недоволен почему вещи продаются. Но есть те кто готов бесплатно помочь привинтить нам полку в магазине, отвезти вещи, сортировать. Многие меня отговаривали, и я рада что такой магазин есть. Очень надеюсь что будут хорошие продажи. И это действительно будет место встреч добрых людей.

  3. Мария Доброславская

    Спасибо! Очень необычный и интересный материал! Москвичей приглашаем на благотворительный Гараж-сейл, который будет проходить 17 и 18 марта. Это мероприятие, похожее по смыслу, но другого формата — организаторы арендуют помещение всего на 2 дня, можно купить детскую б/у одежду весенне-летнего сезона, принять участие в интереснейшей программе мастер-классов и, конечно же, сделать свой вклад в благотворительность :)Сбор средств производится в пользу БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (www.otkazniki.ru)/ Подробности по ссылке: http://www.otkazniki.ru/forum/index.php?showtopic=19534&hl=

Добавить комментарий