«Лавка радости» – что это?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Первые российские благотворительные магазины появились  в Санкт-Петербурге. «Филантроп» рассказывал уже о создании первого  и второго  магазина «Спасибо» в Северной столице. Идея продать что-то, что принесли жертвователи, а вырученные средства предоставить нуждающимся, прижилась и в других регионах. Спустя два года после возникновения первых благотворительных магазинов в Петербурге, такой магазин открылся и в Москве. Это – первый столичный благотворительный магазин, магазин, в котором нет цен, сообщает портал «Узнай все».

«Лавка радостей» в Ветошном переулке, 13, работает необычным образом: любые вещи для продажи может сдать каждый. А получить их – за пожертвование, любой величины. То есть, никакой фиксированной цены у них нет. Кассового аппарата в магазине не будет, а цену вещи будет определять покупатель. «У нас нет ценников, мы решили уйти от коммерческой деятельности: ООО или ИП вызывают отторжение людей. Пожертвование в ящик — разрешенный законом сбор благотворительной помощи», — комментирует исполнительный директор благотворительного собрания «Все вместе» Екатерина Милова.

Благотворительные магазины уже работают в Северной столице страны, Волгограде и Кирове. Магазины продают/отдают одежду, обувь, аксессуары, косметику, картины,- и даже мебель и книги. «Нам никто из властных структур не помогал, мы окупаемся, но со спонсорами было бы легче», —  считает управляющая первым таким магазином в Санкт-Петербурге Светлана Тимина.

«Мы думали, что сразу будет значительная прибыль (благотворительность должна была привлечь людей), но оказалось, не так все просто. Около года ушло только на отработку процесса. И один-три месяца магазин точно будет убыточным, поэтому без стартового капитала начинать никак нельзя», — пояснила Тимина. За 2011 год на благотворительные проекты магазину удалось перечислить около 150 тысяч рублей, хотя организаторы надеялись собрать гораздо больше. Тем не менее, проект «Спасибо» уже стал  спонсором нескольких известных благотворительных проектов, например, «Упсала-цирка», где занимаются дети из неблагополучных семей.

Для открытия магазина необходимо помещение в центре города площадью не менее 100 квадратных метров, которые можно будет использовать под зал и склад. Необходим и руководитель, отвечающий за разного рода отчетность, бухгалтерию и за организацию работы в целом. Кроме того, в магазине должен быть хотя бы один продавец, получающий зарплату. А также — волонтеры, готовый помочь рассортировать товар и доставить груз. Впрочем, некоторые благотворители рассчитывают исключительно на волонтерскую бесплатную деятельность в таких местах.

Цены на аренду в Петербурге и в Москве очень сильно отличаются. В Лондоне 80% аренды за такие магазины платит  государство – потому что они решают многие социальные проблемы, которые трудно решать иначе, например, в рамках государственных социальных программ. Помимо достижения непосредственных целей своей деятельности – сбора средств для нуждающихся и предоставления качественных товаров для малообеспеченных людей, — такие магазины становятся волонтерскими клубами и центрами общественной жизни.

«Я решила сделать подобный магазин в Казани, — рассказала корреспонденту газеты «Труд»  организатор магазина „Благо“ Роза Бакирова. — Нам администрация города дала грант в 30 тысяч рублей, но этих денег не хватает и мы хотим попросить бесплатное помещение. Думаю, что до Нового года точно доработаем, а потом посмотрим». По словам Бакировой, жители города приносят старую одежду совсем не с желанием кому-то помочь, а просто потому, что им жалко ее выбрасывать. Тем не менее, покупатели и дарители весьма эмоционально реагируют, когда узнают, что магазин отчисляет деньги в детские фонды. «На словах все готовы участвовать, но уделить полчаса на помощь в магазине редко кто может», — объясняет Бакирова.

Екатерина Бермант, директор фонда «Детские сердца», намерена создать в Москве целую сеть подобных магазинов. Об этой своей идее она рассказывала «Филантропу» еще в 2010 году. На днях открылся первый из них — «Лавка радостей» в Ветошном переулке. Помещение предоставили спонсоры, а работать в нем будут исключительно волонтеры, то есть, там не будет даже одного продавца на окладе. «Сейчас у меня очередь стоит из людей, которые хотят продавать вещи в магазине. Им кажется, что это очень романтично», — говорит Екатерина Бермант.

По ее мнению, сеть удастся развить, если у благотворительных магазинов будет ясный правовой статус: «Стандартного пути просто нет, так как нет ни закона, ни каких-либо положений о благотворительных магазинах. Каждый город делает по-своему».

Екатерина Бермант, директор благотворительного фонда "Детские сердца"

Например, московский магазин собирается в определенном отношении копировать довольно удачный опыт Волгограда. В нем не будут продавать товар, а предложат всем желающим внести благотворительный взнос — сумму, которую готов заплатить покупатель за конкретную вещь. При этом покупатель сможет выбрать действительно красивую и интересную вещь. «Мы будем брать на продажу только отличные вещи, дизайнерские. В Москве ведь достаточно людей, которые не занашивают свою „гучу“ до дыр», — отметила Бермант. Разумеется, стилистика и стратегия благотворительных магазинов может быть разной.

Благотворительные магазины на Западе очень популярны среди людей, активно вовлеченных в общественную жизнь, интеллектуалов, молодёжи, тех, кого привлекает идея «сознательного потребления». Кроме того, частыми посетителями магазинов становятся люди малоимущие, которые имеют возможность купить товары хорошего качества по очень низким ценам, и модники, охотящиеся за оригинальными и неповторимыми вещами.

Создатели московской «Лавки радостей» планируют проводить показы мод, дни детских товаров и другие благотворительные акции. Все вырученные деньги пойдут на проекты благотворительного собрания «Все вместе», в которое входит более 30-ти благотворительных фондов.

Большое количество выставленных в лавке вещей требует специального торгового и складского оборудования. Часть такого оборудования, например — грузовые стеллажи, используемые в торговых залах и предназначенные для выкладки товаров с большой номенклатурой. Наверняка и «Лавка радостей» потребует таких стеллажей, поскольку товаров много, и, вероятно, это будет не единственной проблемой развития благотворительного магазина.

То есть, «Лавки радости» не раз потребуется разнообразная помощь и поддержка. И ее стоит оказать.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий