Бизнес запускает социальные лифты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

3 июня 2013 г. в Москве прошла конференция «Социальные лифты и устойчивое развитие бизнеса», организованная газетой «Ведомости», генеральный партнер — АФК «Система».

pi&pe«Социальный лифт» — возможность для человека строить свою жизнь, несмотря на обстоятельства своего социального старта, а иногда и вопреки им. В Советском Союзе движение вверх происходило, в основном, за счет системы образования. Хорошо известны случаи, когда мальчики и девочки из далеких деревень поступали в вузы и становились после этого известными политиками, режиссерами, архитекторами, философами.

В современной России высшие учебные заведения перестали быть основными механизмами социализации, нет и гарантий трудоустройства. Проблемы профессионального самоопределения и поисков работы актуальны для многих молодых людей.

Одновременно бизнес все больше говорит о кадровом дефиците. Многие компании уже сейчас его остро ощущают, другие прогнозируют его появление в ближайшие несколько лет.

Чтобы обеспечить себя кадрами корпорации создают программы, направленные на образование. Они могут быть очень разные: от поддержки вузов и профориентации в школах до построения собственных научно-технических баз. О том, как это работает и что в этом смысле бизнес может сделать в принципе, шла речь на конференции.

Где чья территория?

Компании не могут делать все. «Взвалить на них еще и тему самоопределения детей было бы большой роскошью для государства, — подчеркнула Елена Пряжникова, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета. — Профориентация – это все-таки государственная кадровая политика. Какие мы хотим получить кадры, такие мы для них и предпринимаем действия. Если нужны одноразовые специалисты, не понимающие, для чего они пришли на рынок труда, что такое мир профессии, — это одна стратегия».

Существующая система профильного обучения — школы с углубленным изучением отдельных предметов — не решает профориентационной задачи, а только сокращает свободу выбора молодых людей. Они, в большинстве своем просто не в состоянии профессионально самопределиться в подростковом возрасте. «В результате многие не идут в вузы по профилю», — констатировала Елена Пряжникова.

По ее мнению, чтобы получить думающих молодых людей, стремящихся понимать смысл деятельности, а не «одноразовых» специалистов, необходимо социальное партнерство, взаимодействие бизнеса и госдепартаментов образования.

«Важно определиться с полномочиями: чтобы бизнес не замещал государство, — считает Елена Тополева, директор АСИ. «Обсуждение напомнило мне недавнюю острую дискуссию между представителями фондов помощи и Минздрава. Не замещают ли НКО государство и не развращают ли тем самым власть?», — сказала она.

О необходимости трехсекторного партнерства говорил и Артем Шадрин, директор департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России. «Нужно совместить лучшие возможности государства, бизнеса и НКО», — отметил он. Минэкономразвития поддерживает социальные инициативы бизнеса, связанные с профориентацией молодежи, развитием инновационной профессиональной деятельности школьников и студентов. Некоторые проекты СО НКО, созданных бизнесом, получили масштабирование по всей стране.

К сожалению, на конференции не было представителей Минобразования, и позицию министерства о том, где располагаются чьи полномочия, узнать не удалось.

Поддержка талантов

лифт_в_будущее_1Один из показательных проектов поддержки талантливой молодежи – «Лифт в будущее» АФК «Система». В нем участвуют школьники старших классов и студенты первых курсов вузов. Разнообразные конкурсы инновационных идей, летние школы, стажировки, дополнительные стипендии призваны помочь молодым людям развить свой потенциал.

«Все крупные компании начинали социальную деятельность с разрозненных проектов, которые часто не имели даже никакого экономического смысла, не говоря о других. По мере того, как компания разрасталась, мы почувствовали огромный дефицит кадров, — рассказал основной акционер холдинга Владимир Евтушенков. — Мы создали эту программу, чтобы дать себе возможность максимально вовлечь молодых людей в те проекты, которые мы делаем, и отбирать лучших. В ближайшие 2-3 года надеюсь, что мы окончательно отстроим все элементы социального лифта».

Программа стартовала в декабре 2011 года, на сегодняшний день в ней 110 тысяч участников. Годовое финансирование — 5 млн долларов.

Непосредственный эффект для компании – весьма отсроченный. «Профессионалами участники программы станут через 5-10 лет. Может быть, кто-то и придет в АФК «Система», а может, и нет. Это, скорее, развитие среды», — подчеркнул Михаил Шамолин, член совета директоров, президент АФК «Система».

Не только молодежь

Социальные лифты нужны не только молодым. Чтобы быть в профессии, взрослым людям тоже необходимо постоянное повышение квалификации, а иногда – и полное перепрофилирование. Практика смены профессии через определенный промежуток времени стала обычной для многих западных стран. В этой области бизнес также может предложить свои решения.

В разгар экономического кризиса «Северсталь» создала в Череповце Агентство Городского Развития, которое занималось поддержкой малого и среднего бизнеса, ориентируя людей, лишившихся работы, на создание собственных предприятий.

«За 15 лет созданы тысячи предприятий и рабочих мест, — рассказала Наталья Поппель, начальник управления корпоративной социальной ответственности «Северсталь». — Это самостоятельная организация, которая научилась эффективно работать».

Отдельная категория: люди старшего поколения, которым нелегко адаптироваться в новой экономике, преодолеть сложившиеся сейчас в России компьютерный и «цифровой» разрывы.

МГТС поставил задачу: довести оптико-волоконные сети до каждой квартиры, тем самым сделать доступными интернет и цифровое телевидение для возрастной аудитории. Программа «Сети все возрасты покорны» призвана подготовить пожилых людей: в каждом районе работы МГТС создан компьютерный класс. «Пропускная способность класса – более 1000 человек, — рассказал Андрей Ершов, генеральный директор, МГТС. — Каждый выпускник, кроме компьютерной грамотности получает качественное изменение жизни».

К сожалению, сами по себе обучающие и ориентирующие программы не могут решить проблему социального лифта. Известны, например, случаи, когда непьющие люди с двумя высшими образованиями становились бомжами. Вероятно, следующим шагом в направлении создания социальных лифтов, пусть и в достаточно отдаленной перспективе, должно стать не только создание образовательных структур, но и лоббирование доступными бизнесу средствами в государстве новых «образов будущего» для его граждан, распространение идеологии модернизации общества и социальной жизни.

 

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий