Кейс: как вывести пять тысяч школ в онлайн


Экономический кризис 2008 года одних опустил на социальное дно, другим – дал толчок к развитию и реализации своих скрытых способностей. Вывел людей из зоны комфорта и лени. А еще — именно в кризис была так важна взаимная поддержка. И вот однажды в осеннем Харькове, в самый разгар этого самого кризиса, команда специалистов в области IT-технологий за чашечкой горячего чая приняла решение, которое изменило жизнь не одного школьного коллектива на Украине.

Участники проекта  EDUKit

Участники проекта EDUKit

– Мы не стали поддаваться всеобщей депрессии и панике, заниматься перепостом «надгробного камня» в интернете с надписью «Кризис», а подумали над тем, чем мы можем бескорыстно помочь хотя бы нашему родному городу Харькову, где мы живем, работаем и где растут наши дети, — Вспоминают Марина Пащенко и Александр Элькин, руководители проекта EDUkIT. — Мы задали себе вопрос: «Кто больше всех нуждается в помощи?» И мы нашли ответ: самая уязвимая и нуждающаяся сейчас область – это образование, а именно, школы. Мы можем помочь украинским учителям, ученикам и их родителям. Посовещавшись с коллегами, вместе приняли решение попробовать предложить нашу идею о помощи в создании для каждой школы своего сайта и обратились в Департамент образования Харькова. И нас поддержали!

В чем именно?

– Мы предложили школам бесплатную онлайн-систему, с помощью которой любой учитель, обычный пользователь компьютера, не имеющий профессиональных навыков в информационных технологиях, смог бы самостоятельно создавать и автономно работать с сайтом своей школы или со своим собственным, персональным сайтом учителя.

Но ведь в 2008 году был еще довольно слабый интернет, особенно в отдаленных поселках. Да и, насколько я знаю, даже сегодня довольно молодые учителя в селах и районных центрах не знакомы с компьютером…

– Да, такой факт есть, но это явление практически уже вчерашнее – провайдеры покоряют последние незанятые территории. Наш мир стал плоским экраном айпэдов и компьютеров, мы теперь всегда в онлайне. Социальные сети, электронная почта, поисковики, мобильный интернет… Очевидно, что именно сфера образования в первую очередь должна использовать эти технологии. Но вся проблема в восприятии новых технологий разными поколениями, учителями и учениками. Дети сегодня буквально рождаются «пользователями интернета». А учителя, к сожалению, отстают в ІТ-грамотности от своих учеников. Но хороший преподаватель не имеет права на некомпетентность: он обязан быть современным и должен ориентироваться в новых технологиях.

А как реагировали сами учителя?

– Конечно, были сомнения… Вот, например, такой случай в нашей практике, когда после презентации обучающей программы в одном из районов очень благовидная учитель, спокойно слушавшая нашу информацию, в конце встречи, когда мы попросили задавать вопросы, громко возмутилась: «Да вы знаете, сколько в школе работы у учителя?! А у меня еще и после школы есть дома работа!» Тогда мы как раз разрабатывали специальную анкету, благодаря которой в дальнейшем можно было бы упростить и упорядочить наше взаимодействие с пользователями по созданию сайтов. Мы просто спросили: «Есть ли в зале люди, которые уже заполняли такую анкету?» При этом мы сами точно не знали, сколько реально занимает времени ее заполнение – может день, а может неделю… И вот из зала раздался ответ: «Два часа». На опыте проведения обучающих семинаров и презентаций мы убедились, что обычно сопротивление утомленного жизнью офлайн-учителя длится до первой его личной победы. Как только на практике ему – нашему обычному учителю – получалось самостоятельно что-либо сделать, страхи испарялись мгновенно. Особенно рьяные противники становились самыми крутыми специалистами и преданными поклонниками проекта.

В чем главная проблема в данном случае?

– Я считаю, – говорит Марина Пащенко, – что проблема в менталитете, в отношении к формальным, «ненастоящим» сложностям. В начале 90-х я часто бывала за рубежом и видела совсем иное отношение к сложностям. Например, французские бабушки-пенсионерки водили машины как само собой разумеющееся. Тогда мне очень сильно захотелось представить себе, как могло бы поменяться мышление моих соотечественников, которые смогли бы и в преклонном возрасте рушить стереотипы или наоборот – создавать стереотипы умения пользоваться достижениями прогресса. Но, к сожалению, и сегодня старушки за рулем в нашей стране редкое явление. Эти наблюдения можно перенести в плоскость новых технологий, обучения компьютерной грамотности и создания сайтов. В наших силах изменить сложившиеся стереотипы, выйти за рамки «невозможного». Ведь мы сами решаем для себя, что возможно, а что невозможно! Поначалу, в декабре 2008 года, Департамент образования Харькова помог нам сформировать первую группу эксперимента – 18 школ и 3 лаборатории компьютерных технологий в образовании. Ответственные за ведение сайтов в этих школах первыми смогли реализовать нашу идею и показать остальным сомневающимся, что это работает. Окрыленные верой в победу, мы провели обучающие семинары для представителей всех районов. К октябрю 2009 года у нас уже насчитывалось около 400 сайтов по Харькову и Харьковской области.

Так быстро?

– Как раз не быстро, а благодаря неспешности и бережному отношению к нашим ученикам. Аккуратно, шаг за шагом, вверх по лестнице. Как показал опыт – эта лестница может привести учителя не только к новым знаниям, к новому подходу в преподавании, а коренным образом изменить жизнь, дать толчок в карьере, сделать его еще более успешным, приобрести новых друзей, расширить свою карту мира. Об этом можно судить из конкурса «История успеха», который мы проводили среди учителей.

А как именно проводится обучение? Ведь семинары не каждый день можно организовать…

– Да, но нас можно просто пригласить для приведения семинара, и мы приедем. А можно прослушать семинар с помощью скайп-конференции. Мы не раз доказали нашим пользователям, что новые технологии – это просто. Важно, что наши менеджеры из службы поддержки проекта постоянно на связи с учителями, консультируют и помогают по работе с системой. После первых итераций учителя самостоятельно могут одним нажатием клавиши выкладывать новости в интернет, загружать фото, видео, создавать тесты, менять пункты меню на сайте, выбирать новые дизайны и многое другое. И самое главное, не страшно ошибиться или чего-то не понять. Им обязательно помогут по телефону, по скайпу, по электронной почте. Служба поддержки на связи круглосуточно, в течение 24 часов 7 дней в неделю.

А чем ваш коллектив единомышленников занимался до кризиса 2008 года?

– Мы не ставили тогда амбициозных планов перед собой на Украине, –говорит Александр Элькин, – просто протянули руку помощи нашим учителям. Но приняв участие в одной из образовательных выставок, мы поняли, что наше предложение в других регионах Украины вызывает живой интерес. Стало очевидно, что школы нуждаются в помощи и главное, что появилось осознание у учителей, что сайт школы – это не дополнительная нагрузка, а серьезный рабочий инструмент, визитная карточка, помощник в учебном процессе и, одновременно, престиж учебного заведения. Так проект получил дальнейшее продолжение и в настоящий момент уже насчитывает около 5 тысяч учебных заведений на Украине. Сначала мы планировали помогать только школам, а потом открыли двери другим учебным заведениям: детсадам, музыкальным и спортивным школам, интернатам, библиотекам, отдельным педагогам и общественным организациям.

Вы занимаетесь благотворительностью или это особая форма поддержки?

– Инициатором проекта выступил Dialog Education GmbH (Германия, Франкфурт-на-Майне). Наша мультинациональная команда также работает в Харькове (Украина) и Абиджане (Кот-д’Ивуар). Мы начинали работу в области веб-дизайна в 2006 году. Но по мере развития мы заинтересовались проектами, связанными с образованием. Сегодня мы предлагаем онлайн-систему школьного менеджмента, которая известна под международным названием School Champion. Если говорить просто, эта система обеспечивает быстрые, безопасные и надежные каналы для обмена информацией между руководителями системы школьного образования и администрациями школ. Каждая школа в этой системе получает собственное рабочее веб-пространство, которое могут использовать администрация, учителя, ученики и их родители.

А родители могут контролировать интернет зону своих детей?

– Это мощный инструмент коммуникаций, который дает каждому участнику системы взаимодействовать, сохраняя при этом свою индивидуальность и чувствовать себя свободно, без какого-либо давления со стороны. Этот проект не контролирует, выполнено ли домашнее задание, – он качественно привлекает к обучению. Такой подход востребован: EDUkIT на протяжении многих лет постоянно развивается и совершенствуется, расширяясь по географии (каждый день мы получаем новые и новые заявки на участие в нашем проекте), получая всемирное признание и уважение в сфере предоставления продуктов и услуг высокого качества. Этому подтверждение – награды, полученные на множестве выставок-конкурсов-конференций.

Как построен рабочей график вашей компании?

– Мы очень активны, много ездим, регулярно встречаемся с участниками проекта, для нас всегда важно поддерживать прямую коммуникацию, и это вся наша реклама и одна из самых сильных сторон нашей работы. Наша мультинациональная команда небольшая, состоящая из увлеченных и неравнодушных людей. При том, что мы находится физически в разных странах – Германии, Украине, Кот-д’Ивуаре, новые технологии позволяют нам эффективно взаимодействовать друг с другом. Да, мы работаем в разных офисах, но мы мобильны и любое решение принимаем всегда коллегиально. Время изменилось, стиль работы тоже. Мы живем и работаем онлайн.

А почему разные названия – международное и украинское?

— Объединяющий бренд проекта – School Champion. На Украине в 25 областных отделах школьного образования проект более известен под названием Всеукраинской образовательной платформы EDUkIT. Особо хочется отметить, что мы гордимся , с которыми у нас завязались дружеские отношения в ходе нашего сотрудничества.

Мы постоянно развиваемся, вот, например, наш новый проект — Visual Teacher Assistant, который предполагает сбор ссылок на учебные видео, схемы, фотографии и картинки без слов. Это нужно для того, чтобы любой учитель в любой стране мог беспрепятственно их использовать на своих уроках, не сталкиваясь с языковым барьером.

В целом системы школьного образования, которым мы помогаем, включают в себя более 6000 школ в Европе и Африке. В Африке мы организовано работаем с Кот-д’Ивуаром — де-факто столичным регионом Абиджана. В других странах Европы и Африки работаем пока точечно с некоторыми школами. Но самый крупный проект в настоящий момент на Украине, и для нашей страны этот проект бесплатный. Мы хотим сохранить социальную направленность, которая есть на Украине, и в других странах. Школы и родители не должны платить деньги за пользование нашим продуктом. В настоящий момент мы ведем активные переговоры с Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Россией и странами Африки. Надеемся, что мы встретим новых партнеров, работников сферы образования, которые заинтересованы во внедрении инноваций. Сегодня мы уверены — у нас все получится, главное всегда помнить, что мы работаем с людьми и для людей.

Например, 2010 года мы являемся партнерами образовательной сети Хан Академии (Khan Academy), адаптируем обучающие ролики на русский и украинский языки. Мы активно поддерживаем образовательные инициативы компании Intel, участвуем в совместных конференциях, выставках, конкурсах. Также среди партнеров — Проект «Арсенал идей», – инновационный образовательный проект для детей и подростков инициировано музейным комплексом «Мистецький Арсенал»; Украинский форум благотворителей, международная образовательная сеть iEarn на Украине; коллегиум искусств в Опошне, Полтавская область.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply