Моногород социальной ответственности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

ОАО  «Северсталь» стало на днях победителем ежегодного рэнкинга «Лидеры корпоративной ответственности 2013» . Обозреватель «Филантропа» побывала минувшим летом в Череповце, где «Северсталь» владеет градообразующим предприятием — Череповецким металлургическим комбинатом. И узнала, как меняют жизнь людей социальные и благотворительные проекты компании.

Череповец

Череповец

У моногорода, образованного вокруг крупного производства, есть ярко выраженные особенности. Во-первых, большинство жителей имеет к предприятию непосредственное отношение, — кто-нибудь в семье обязательно работает там. Во-вторых, вся городская инфраструктура завязана на него. Это неизбежно накладывает отпечаток на корпоративную благотворительность: градообразующее предприятие вынуждено заниматься решением разных социальных проблем, актуальных для города. Даже если и не очень хочется.

День металлурга

Путешествие началось с Ледового Дворца, где около 6 тысяч жителей города и его гостей отмечали День металлурга. Несмотря на то, что зал был забит до предела, не все желающие попали туда – в поисках «лишнего пригласительного» у входа толпились люди.

Вместе с работниками предприятия праздник отмечали высший менеджмент «Северстали» и местная власть – мэр Череповца и губернатор Вологодской области. 80%  концертной программы составили выступления самодеятельных артистов: музыкантов, танцоров, певцов. Лишь последнее отделение отдали московскому гостю – привезли Олега Газманова.

Оказалось, что большинство местных артистов, выходящих на сцену, — тоже сотрудники металлургического комбината или члены их семей. Они занимаются во Дворце культуры «Северстали». Знакомство с благотворительностью компании у нас началось с творческих проявлений ее работников.

Художественный музей

Следующим пунктом программы стал  Художественный музей Череповца. Музейщики приняли нас радушно. Услышав, что в нашем распоряжении почти два часа, повели показывать экспозиции: у музея несколько интересных коллекций, в первую очередь, — северной русской иконы.

Художественный музей Череповца

Художественный музей Череповца. Фото с сайта cultinfo.ru

После подробного знакомства с иконами и беглого просмотра живописи разных авторов и времен, пришли к экспозиции «АртСплав», посвященной Дню металлурга. На удивление, вместо «поэтики огня и металла», мы увидели нечто совсем другое.

Первый объект — изящная конструкция из труб — больше всего напоминал оргáн.  Дальше – инсталляция, объясняющая, как и из чего поэтапно появляется сталь. Ожидаемые потоки лавы и суровые лица тружеников тоже обнаружились. Но они – за шторой в темной комнате, где специфическое освещение, звуки производства и яркие краски картин создавали атмосферу, если не самого процесса литья стали, то какой-то почти мистической пещеры. Выставка называлась: «Железный век. Люди, артефакты». И уж совсем неожиданными в связи с металлургией оказались работы молодых художников Института проблем современного искусствам (ИПСИ): «Производственная практика. Исследовательский проект в области современного искусства».

Особенно впечатлила выставка «Родство» Димы Филиппова. Он сопоставил истории двух разных моногородов: своего родного небольшого шахтерского городка, расположенного  на границе с Казахстаном, и Череповца. Городу Горняк не повезло: после закрытия добычи цинка и меди он пришел в упадок. Череповец же, пережив трудные времена, сохранился.

«Я совместил две истории — фотографии со строительства ЧерМК и фотографии с мест, откуда я родом, на одной из них мой отец, который в теперь уже далекие 90-е потерял работу из-за закрытия шахты, — пояснил автор. — Экспозиция выстроена с очевидными формальными рифмами». Кроме бумаги использованы цинк, сталь, бетон.

Фотовыставка Родство

Фотовыставка «Родство». Фото с сайта sprite.prosite.com

«Металлургическая» тема появилась в музее благодаря гранту программы «Северстали» «Музеи Русского Севера». Предприятие непосредственно участвовало и в подготовке экспозиции: металлические конструкции, например, варились, резались, готовились в мастерских комбината.

Интересно, что местные музейщики восприняли опыт создания «АртСплава» с энтузиазмом. «Листы цинка – часть судьбы родного города Димы, — прокомментировала выставку «Родство» Светлана Пономарева, заведующая Художественным музеем. — Металл жестко держит форму – для автора это еще и метафора человеческого существования… У нас возник очень хороший контакт с молодыми ребятами из  ИПСИ».

Выяснилось, что это вообще первая выставка современного искусства в Череповце.

«Достаточно смело, — отметила Наталья Поппель, начальник управления корпоративной социальной ответственности «Северсталь». — Но мне кажется, что молодое поколение заслужило, чтобы с ними разговаривали на их языке, и предлагали им то, что им интересно. Будем следить за обратной связью. Классические музейные традиции – это прекрасно, но… Современность требует от музейщиков новых методов работы».

С новыми методами их знакомят в программе менеджмента культуры, которую компания делает вместе с Британским Советом. В ней участвуют уже не только музеи, но и театры, галереи, творческие и филармонические коллективы, и даже ДК Металлургов.

Монастыри

На следующий день направляемся знакомиться с главными достопримечательностями Вологодчины – монастырями. На севере небо ближе к земле, и монастыри здесь особенные. Светлые, стоящие на горе, они частично уже оторвались от земли, как бы парят над ней. Одни  ныне существуют как музеи, другие действуют. Нам удалось побывать в четырех: Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом, Горицком и Спасо-Прилуцком.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь. Фото: Лидия Тихонович

Везде нас встречали с радушием. «Северсталь» хорошо знают: все получают от нее разнообразную помощь. Это не всегда средства на оборудование или реставрацию. В Ферапонтовом музее фресок Дионисия, например, компания поддерживает постоянный проект Ферапонтовские чтения, в которых участвуют практически все малые очаги культуры Вологодской области.

Особые отношения сложились у комбината с Горицким женским монастырем. Еще лет пять назад монастырь был почти полностью в разрушенном состоянии.

«То количество реставрационных работ, которое необходимо, государству одному, наверно, не вытянуть, — говорит Наталья Поппель. — Выделяем средства и на реконструкцию, и на возведение хозяйственных построек. Среди сотрудников «Северстали» стихийно развилось мощное волонтерское движение. Люди помогают монастырю и своей работой, и материально».

В монастыре не много людей: в нем живут 15 насельниц – 5 монахинь, 3 послушницы и остальные — трудницы. При этом огромное хозяйство: коровы, козы, куры, собаки. Только котов на территории было замечено не менее пяти. Порадовал и своеобразный зоопарк: павлины, экзотические пушистые куры, индюки.

«Это, чтобы детям было интересно», — поясняет настоятельница монастыря игумения Евфалия. Нас кормят вкусной едой, рассказывают о монастырских буднях. Матушка Евфалия сетует: «И гранты на реставрацию выигрывают странные люди, и строители приходят непонятные… Чинили, чинили крышу, а она – все равно протекает. Окна сделали такие, что их открыть нельзя».

«Матушка, мы что-нибудь обязательно придумаем», — отвечает Наталья Поппель.

Личный фактор и приоритеты

Что хотелось бы отметить в заключение – очень личный характер отношений между всеми участниками проектов. Вероятно, это — специфика моногорода, где даже большинство людей во власти – выходцы ГК.

«Конечно, все идет и от руководства комбината, — подтвердила мои гипотезы Наталья Поппель. — Нам очень повезло с , потому что он череповчанин, уверен, что Вологодская область обладает богатейшим наследием, которое очень ценит».

Ну и, конечно, кроме поддержки культуры, компания занимается решением и других местных проблем.

В период кризиса, например, когда сокращались рабочие места, начали готовить и поддерживать малых и средних предпринимателей, создали вместе с муниципальной властью «Агентство городского развития». Благодаря этой инициативе в области среднего и малого бизнеса трудится в 2 раза больше людей, чем на предприятиях «Северстали».

Другая благотворительная программа, пожалуй, самая долгая и системная – «Дорога к дому», позволила существенно изменить в Череповце ситуацию с сиротством. За 6,5 лет ее существования удалось предотвратить 103 отказа от новорожденных детей в роддомах, устранить угрозу здоровью и жизни более 3 887 детей. 254 ребенка из детских домов обрели семью.

«Многие наши инициативы – стратегические, — резюмирует Наталья Поппель. — Поэтому выбраны приоритеты: дети, те, кому трудно, и, конечно, культура и спорт. Смыл в том, чтобы не только сохранить огромное наследие, но и развивать».

У журналистов, в основном,  не принято хвалить корпорации. Но если вы своими глазами видите город, где социальная политика местных властей по понятным причинам ограничена, и при том основная компания действительно проводит эффективные благотворительные программы – остается только порадоваться.

Алексей Мордашов — генеральный директор ОАО «Северсталь»

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий