«Главная задача — повысить ресурсы родителей». Чему учат сотрудников опеки в Москве


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Неблагополучная, сложная, специфичная — достаточно емкий термин для обозначения кризисных семей подобрать непросто. Еще тяжелее найти правильный способ взаимодействия с ними. Такой, чтобы поверили, раскрылись, захотели принять помощь и хоть как-то улучшить свою жизнь и жизнь своих детей. Продуктивная работа с кризисными семьями и профилактика социального сиротства — одна из тем проходящего сейчас обучения для представителей органов опеки в Москве.

Организаторы — городской научно-практический центр по защите прав детей «Детство» и социально-реабилитационный центр «Отрадное». Обучение проходит с начала зимы, а с января к нему присоединились психологи фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», работающие с кризисным семьями.

Фото: Александр Ануфриев

Фото: Александр Ануфриев

Каждая такая семья, практически как у классика, несчастлива по-своему. Это может быть очень низкий уровень дохода или проблемы развития у детей, психологическая незрелость родителей, вчерашних выпускников детдома, и многое другое.

И важно не просто контролировать их или помогать финансово, а выстраивать доверительные отношения. Ведь даже первичную диагностику можно провести по-разному. Например, проверить шкафы и холодильник, отчитать, пригрозить, вызвав агрессию, обиду и желание защищаться. Или же установить контакт, который поможет лучше понять, что действительно происходит у людей. И предоставить им тот вид помощи, который больше всего нужен.

«Семьи, с которыми работают органы опеки и попечительства — действительно сложные, но большинство из них не безнадежны. В них есть привязанность, тепло. Есть, с чем работать, за что бороться. Потому что жизнь с такими, пусть не самыми успешными социально, родителями для ребенка лучше, чем травмирующий опыт сиротского учреждения. И главная задача — повысить ресурсы родителей, помочь им», — считает психолог фонда Юлия Курчанова.

Фото: Александр Ануфриев

Фото: Александр Ануфриев

У социальных служб зачастую процесс коммуникации проходит недостаточно эффективно. Частично в этом виноваты достаточно жесткие, официально утвержденные стандарты: к сложным неоднозначным ситуациям они плохо применимы.  Частично — нехватка ресурсов. Но эти ресурсы могут найтись, например, в других, некоммерческих организациях, и важно знать, как, к кому и за какой помощью направлять подопечных.

Задача психологов фонда — рассказать, как правильно взаимодействовать с семьями, сопровождать их, поддерживать. Такая работа — работа на перспективу, на несколько поколений сразу. Дети, которым помогут вырасти в семье, возможно, построят свою жизнь иначе. Ведь у них будет опыт решения проблем и пример родителей, которые, пусть не идеально, но все-таки справились.

Сейчас у фонда 70 подопечных семей, а это около 150 детей, живущих в родных семьях. Целый детский дом среднего размера — детский дом, который, к счастью, оказался не нужен.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий