Занятость свободных людей. Как на Украине ищут работу для бежавших от войны


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Украинский Центр занятости свободных\вільних людей (ЦЗВЛ) принял на себя волну вынужденных переселенцев из регионов, охваченных войной, а также вернувшихся с войны солдат. Здесь помогают им найти работу и вернуться к мирной жизни. Мечта сотрудников центра — создать отдельный социальный механизм по эффективному решению проблем трудоустройства, альтернативный государственной системе. Для пострадавших от войны людей они уже стали такой реальной альтернативой.

12593871_1063254687075213_6638204381213761419_o

За два года в ЦЗВЛ набрались опыта и разработали собственные стратегии, трудоустроили и помогли массе людей, вернувшихся с войны и бежавших от войны. Они провели более 15000 консультаций для внутренне перемещенных лиц, более 5000 соискателей успешно трудоустроены. Этот тип взаимопомощи в экстремальных обстоятельствах теперь может стать примером для стран с аналогичными проблемами. А кризисы и безработица – актуальны всегда и для всех.

— Действительно, у нас ведь уже есть опыт соседних стран: Грузия, Азербайджан, Сербия и Германия, — говорит Вера Лебедева, координатор программы обучения и социального бизнес-инкубатора BizClub в ЦЗВЛ. — Этот опыт говорит о том, что если медлить в вопросе занятости людей, их самореализации – ситуация может дестабилизироваться не только в регионах, куда приезжали временно перемещенные лица (ВПЛ) но и на национальном уровне. И если безработные в местах своего проживания еще имеют за своей спиной родственников или жилье, то беженцы – особая категория, невольно провоцирующая социальное напряжение в обществе. В любом обществе, не только в Украине. Если люди теряют свои профессиональные навыки – конкуренция на рынке труда становится для них невозможной, и это развивает теневую экономику.

Вера Лебедева

Вера Лебедева

— Кого первого вы решили искать — работодателей или работников?

В.Л.: — Мы начали в первую очередь изучать страхи и потребности бизнеса, как будущего партнера по трудоустройству; выстроили отношения с работодателями по всей Украине, что бы именно в их лице иметь поддержку. И стали первыми, кто спросил их о страхах трудоустраивать ВПЛ, мы стали гарантами качества для них. Для этого надо было привлечь в проект профессиональных рекрутеров, коучей и бизнес-тренеров, которые являются одновременно и фильтром, и инструментом для подбора профессионалов. Это были тренеры со стороны самих работодателей в формате помощи от социально ответственно бизнеса. Проблем было много, но главной для нас была одна – процесс трудоустройства на первом этапе шел очень медленно.

— Понятно, что это ваши долговременные наработки, но вы поделитесь с нашими читателями каким-то стратегическим опытом в успешном достижении поставленных целей?

В.Л.: — Советую в первую очередь сформулировать основные причины, делающие процесс трудоустройства медленным и сложным. Мы для себя определили, что надо обязательно учитывать:

  • Отличия регионального рынка труда от столичного.
  • Отсутствие у людей навыков самопрезентации и поиска работы.
  • Разорванные социальные связи переселенцев, которые замедляют процесс адаптации.
  • Новый официальный статус, с которым людям становилось не проще, а реально сложнее искать себе место в новом городе, новое жилье, нового лояльного работодателя.

Эти главные положения легли в основу проекта ПОР (программа обучения и развития) — курсов переквалификации в сжатые сроки. Впоследствии она стала отдельным проектом. Потому нам пришлось первично изучить рынок труда. Результат – в нашем каталоге более 20 курсов на данный момент.

— Это на данный момент, но как у вас получилось?

В.Л.: — Сначала было много трудностей – отсутствие помещений, финансирования, работа не с точечными  запросами, а массово – потоком. Необходимость выполнять несколько функций одновременно: собирать и обучать людей и искать лояльных работодателей. Приходилось помогать тем, у кого не было возможности пользоваться интернетом в поиске работы. Потому выезжали на места – к переселенцам; туда, где они проживали вначале. Первая стабильная локация нашей помощи была в Киеве, потому мы приобщали киевлян к организации курсов, поиску бесплатного помещения, привлекали к администрированию. Не только давали основы новых профессий, но решали многие сопутствующие проблемы: адаптировали не только переселенцев к новым условиям жизни, но и самих жителей столицы адаптировали к проблемам таких же, как мы людей. И что еще более важно — вошло в норму безопасное общение переселенцев между собой. А поскольку к мирной жизни возвращались еще и воины АТО – именно у нас получилась площадка медиации для возможности проговорить обоюдные претензии. С осени 2014 года нашими клиентами стали порядка 5500 ВПО и ветеранов АТО в Киеве и других регионах. Они объединялись между собой в процессе создания своих новый бизнес-проектов, в помощи друг другу в мирной жизни. Таким образом, нам помогали те, кому помогали мы.

Ольга Семенова

Ольга Семенова

— Они и теперь помогают, дополняет Ольга Семенова, координатор по трудоустройству и работы с кандидатами. – Через некоторое время около 10% из 70% трудоустроенных  возвращаются к нам, что бы помогать другим в качестве волонтеров. Мотивации разные. Кто-то нашел работу и просто хочет свое свободное время посвятить помощи тем, кто помог ему. Кто-то, находясь в поисках работы, не хочет выпадать из активного ритма жизни, получать новые навыки и знания, знакомиться с новыми людьми, поэтому остается с нами, как волонтер. Мы постоянно обновляемся людьми, знаниями, связями и – как следствие, возможностями для нуждающихся.

— У вас на сайте обозначено главные направления: переквалификация, помощь в открытии бизнеса, волонтерская и тренерская работа. Насколько мне известно, открыть бизнес на Украине сейчас очень рискованно.

В.Л.: — В европейских странах 40–60% экономики страны дает малый и средний бизнес, в Украине пока 8–12%. К тому же, предпринимательский потенциал среди людей, переехавших из Крыма, Луганской и Донецкой областей, достаточно высок. Особенно радует возрастающее желание демобилизованных бойцов АТО заняться предпринимательской деятельностью в мирной жизни и не возвращаться на войну. Потому, несмотря на действительные сложности, мы просто обязаны их поддержать. К нам приходят разные люди – и те, кто уже имел предпринимательский опыт на  малой родине и те, кто не имел никакого представления о бизнесе.

А BizClub — это первый в Украине социальный бизнес-инкубатор полного цикла – наш авторский проект. Он стал логическим продолжением ПОР (программы обучения и развития). Нам удалось объединить вокруг проекта Киевскую Бизнес Школу, группу компаний ISTIL и сеть автозаправочных комплексов WOG. Сейчас надо находить новые ниши на рынке, а это обычно стартапы. Мы адаптировали швейцарскую программу стартапов. Помогаем за ограниченный период времени создать прототип и протестировать его для дальнейшей оценки потенциальным инвесторам. Полный цикл для тех, кто вообще не знаком с предпринимательством состоит из обучения, краш-теста, менторства, возможных стажировок, общением с потенциальными инвесторами.

— Какие обычно эти бизнес-проекты?

В.Л.: — Обычно не большие. Детские центры, ремонт офисов/квартир, кофейни, производство деликатесов, переработка пластика, нотные редакторы для музыкантов, производство экологически чистого меда, производство одежды из переработанных материалов, онлайн-школа ресторанного бизнеса, квест-комнаты, мобильный центр диагностики патологии молочных желез… Только в последних двух группах у нас было 50 стартапов, до этого наши обучающие программы прошло более 1382 предпринимателя.

— Кто может попасть в категорию стартапа?

В.Л.: — В основном мы ориентируемся не на опыт и умения, и даже не на оригинальность, а на смелость и желание человека воплотить свои идеи. А поскольку 80% наших тренеров волонтеры, для них важно, чтобы люди, которые получают их помощь,  максимально использовали ее в своей деятельности, итогом которой будет реализованный проект. Потому мы подписываем с участниками бизнес-инкубатора договор. От участников ожидаем выполнения ряда обязательств: посещения занятий, выполнения тестовых заданий, а также предоставления отчетов о развитии их проектов. Наша задача — сделать из них самостоятельных предпринимателей, готовых брать на себя риски и ответственность за результат своих действий. Активная фаза нашей помощи длится от 2 до 3 месяцев. По ее окончанию, участники имеют возможность обращаться за дополнительным обучением, консультированием или иной поддержкой в зависимости от запроса. Но бывают случаи, когда придя в бизнес-инкубатор, человек просчитывая окупаемость своей идеи понимает, что она не рентабельна. Это тоже полезно: вовремя сориентироваться. 

— Кто учит людей открывать бизнес?

В.Л.: — Менторами выступают опытные бизнесмены, которые имеют за плечами не один успешный стартап и освоили свои первые миллионы. Есть тренеры, с которыми мы работаем достаточно долго – первыми были сотрудники лояльных к нам компаний, взявших к себе на работу первых наших подопечных. Они рекомендуют своих знакомых в наши обучающие проекты. Потому привлечения тренеров/менторов/консультантов в лице бизнесменов происходит достаточно стихийно. На сайте ЦЗВЛ есть анкета волонтера, заполняя которую они оставляют информацию: чем могут быть полезными, что умеют хорошо делать. Многие – наши выпускники, успешно трудоустроившиеся и открывшие бизнес. При знакомстве с новыми тренерами мы запрашиваем их резюме, проводим собеседование и пробные мастер-классы. Ведь это наша ответственность перед  учениками и будущими работодателями.

— Какие основные выводы по трудоустройству в условиях кризиса?

Ольга Семенова: — Рынок труда неоднороден: некоторые секторы набирают персонал, другие сокращают. Но всегда есть спрос на профессионалов, обладающих не только  необходимыми «узкими» компетенциями, но и набором актуальных «мягких навыков»: психологическая гибкость, умение планировать свою работу и работу других людей, лидерские качества, умение работать в команде и коммуницировать. Люди, пережившие войну, обладают способностью выживания – это хорошо. Но они морально выбиты из колеи. В таком же травмированном состоянии и вернувшиеся солдаты. Сначала люди проходят тренинги, где поднимают свою самооценку, потом приступаем к поиску работы. У нас все волонтеры ведут свои профессиональные категории – медицина, строительство, маркетинг, офисные работники, по всем возможным профилям и профессиям из нашей базы работодателей. Статистика запросов наших клиентов говорит о том, что наиболее популярными сферами поиска работы являются административные должности (примерно, 9% всех запросов клиентов наших клиентов в прошлом году), розничная торговля (7%), рабочий персонал (6%), строительство (5%), промышленное производство (4%) и бухгалтерия (4%). Запросы на поиск работы в остальных отраслях, примерно, равны и составляют от 1% до 2%.

Мы научились учитывать очень многие показатели. Играет роль пол и возраст клиента, его приоритетный регион поиска работы, образование и семейное положение. Есть зависимость между уровнем образования клиентов и запросами, с которыми они обращаются. Клиенты со средним уровнем образования реже (на 49%) обращаются за помощью в составлении резюме, (на 22%) меньше интересуются поиском учебных программ и на 19% меньше обращаются за консультацией рекрутера, чем клиенты с другим образованием. Но они на 21% чаще ищут временную работу.

Клиенты с незаконченным высшим образованием на 21% чаще обращаются с запросом участия в учебной программе, а клиенты с высшим образование на 18% реже обращаются за поиском временной работы.

Есть также небольшие различия в запросах у мужчин и женщин всех возрастов. Например, мужчины в возрасте от 18 до 30 лет на 25% чаще, чем женщины аналогичного возраста, обращаются с запросом на профориентацию. Противоположная ситуация в возрастной группе «51–60 лет»: там женщины на 31% чаще обращаются с аналогичным запросом, чем мужчины.

С поиском временной работы чаще (на 27%) обращаются мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, чем женщины аналогичного возраста. Они также на 27% чаще, чем женщины, обращаются за помощью в составлении резюме.

Женщины в возрасте 31-40 лет — на 52%, 41-50 лет — на 65% и 51-60 лет — на 91% чаще обращаются с поиском учебных программ, чем мужчины соответствующего возраста.

Участницы тренинга в Проекте 45+

Участницы тренинга в Проекте 45+

— Женщины, как всегда, более активны?

О.С.: — Уровень безработицы среди женщин-клиентов ЦЗВЛ выше, чем среди мужчин, поэтому у них есть больше времени для того, чтобы принимать участие в учебных программах, и у них выше мотивация иметь достойное, грамотное резюме. Мужчины с профессией в руках более востребованы в любом возрасте: соответственно, нет столько времени и необходимости следить за своим резюме. Но в том положении, в котором находятся переселенцы всех возрастов, искать средства к существованию надо всем. Потому в таких семьях все ищут работу, вне зависимости от трудоспособного возраста.

— Чем вы отличаетесь в поиске от соответствующих сайтов по вакансиям или от государственного Центра занятости – где просто предлагают работу по профилю? 

О.С.: — Комплексностью. На одного человека у нас несколько специалистов. Это и помощь карьерного консультанта и/или коуча; посещение комплекса учебных мероприятий по трудоустройству; при необходимости, прохождение курса подготовки по выбранным темам. Сам процесс поиска может длиться до трех месяцев. А сайты по поиску работы – это наши партнеры, а не конкруенты. Так же как и организации «Крим SOS», «Донбасс SOS», «Восток SOS» — поддерживающие переселенцев в бытовых проблемах. С другой стороны – мощные тяжеловесы на рынке труда  «Нова пошта», «МТС», «УкрСиббанк», «WOG», «DTEK», «Миронівський хлібопродукт», супермаркеты «Billa», «Novus», «Fozzy Group», «Ашан». Поддержка более 1000 работодателей по стране. Под их запрос и с их помощью мы создаем обучающие курсы.

Наибольшим спросом пользуются направления «Профессия официант», «Мастерство продаж», «SMM», «SEO» и «Photoshop» (графические редакторы, компьютерная грамотность, работа с онлайн-технологиями, навыки продаж или какие-то из двух десятков других). Особенно популярны курсы «Интернет-магазин с нуля». Отдельная благодарность тренерам–преподавателями курсов английского языка, курсы ПК «Стримлайн, рекрутинговому агентству «Параграф». Мы также очень благодарны нашим бизнес-партнерам, которые помогают нам с арендой офиса, различными консалтинговыми, юридическими и аудиторскими услугами. Сегодня у нас есть доноры и партнеры. Они вдохновляют, поддерживают и критикуют нас. Особенно мы благодарны нашим партнерам из Украинской агенции по повышению уверенности (UCBI), которая финансируется Агенством США с международного развития (USAID). Грант, который мы получили в рамках нашего сотрудничества, — самый большой в истории «ЦЗВЛ». Мы надеемся, что наше взаимодействие будет продолжено. И конечно, «ЦЗВЛ» был бы невозможен без наших волонтеров, которые выполняют огромное количество различных задач: от общения с клиентами на «горячей линии» до переводов текстов и дизайна материалов. Они делают работу центра многопрофильной.

— Есть категории, к которым нужен особый подход?

 Пожалуй – это воины, которые хотят вернуться к мирной жизни. Но в силу полученных ранений, инвалидности – их уже не могут взять на старое место. – Делает вывод Оксана Воропай, волонтер по работе с воинами АТО.Сразу мы хотели сделать пилотный проект, который бы за полгода решал проблемы вернувшихся с войны… но почти на следующий месяц поняли, что эта сфера слишком тяжела и нам пришлось прокладывать свой путь поиска трудоустройства солдат. Тем, кто сталкивается с подобным, надо учитывать:

  • Ветеранам с инвалидностью нужно не менее года на адаптацию – медицинскую и психологическую.
  • Они очень нуждаются в вашей поддержке, несмотря на то, что не приходят сами. Их приводят волонтеры, близкие, друзья.
  • Они не начнут работать сразу, в большинстве случаев они выбирают профессию через переоценку ценностей. Даже те, за кем сохранили рабочее место.
  • Прошедшие военную жизнь предпочитают находиться среди «своих» — того окружения, которое их понимает. И это на первом этапе – есть базовой потребностью бывшего солдата. Потому хорошо срабатывает формат общего бизнеса среди ветеранов, когда они создают свои программы помощи, как общественные организации.

Так что наш процесс по трудоустройству бывших военных – стал более проектом по их адаптации. Работаем даже с их семьями и с обществом в целом. Применяем подход кейс-менеджмента по полноценной поддержке – медицинской, психологической, юридической.

Oksana VOropay

Оксана Воропай

В этом направлении работает проект «Кофе с психологом» и тестирование в системе Psycho Scan System (PSS), которая обеспечивает доступ к наиболее достоверной информации о стремлениях и возможностях человека. В этом нам помогает проект «Профкопмас». Благодаря этому сотрудничеству мы выяснили, что таким людям трудно работать в больших обслуживающих компаниях. Большинство идет в охранные системы, курсы реабилитологов для спортсменов. Например, Максим из Краматорска был IT-специалистом. Но ранение головы почти лишило его зрения. И он, еще продолжая лечение и борьбу за оставшиеся проценты зрения, окончил курсы массажистов, планирует поступить в университет на реабилитолога и сейчас практикует в центре реабилитации для людей с инвалидностью.

Интересуются ветераны иностранными языками, компьютерными курсами, самые смелые идут в наш бизнес-инкубатор. Один из наших участников реализует IT-проект «Техническая поддержка местных СМИ»; ищет инвесторов бизнес-идея от бывших военных «Уличная еда – конусная пицца».

— Они занимаются вместе с переселенцами?

Оксана Воропай: — Есть опыт общих групп, конфликтов не было. Очень редко ветераны, говорят, что не хотят заниматься совместно с переселенцами. Чаще просто перестают посещать занятия. У этих двух категорий – разный опыт пережитого. Но мы как раз и видим в этом еще одну нашу функцию: примирение и продолжаем работать в этом направлении.

— Как изменились соотношения со времен первого наплыва демобилизованных?

О.В.: — Уже за 2016 год состоялось более 300 консультаций (83% — участникам АТО; 17% — членам их семей). Из этих людей 44% подучили помощь в поиске по всем направлениям. 30% прошли обучающие программы и курсы. 10% — получили помощь психолога. 7% — юридические консультации. 9% — медицинскую реабилитацию. По возрасту к нам обратилось: 47% — от 18 до 30 лет, 33% — от 31 до 40 лет, — от 41 до 50 лет.

— А если люди не могут к вам попасть физически?

О.В.: — Спросом пользуется не только дистанционное обучение, но и дистанционная работа. Проводим он-лайн курсы IT-специалистов, готовим к поступлению в ВУЗы. Но и на местах – где уже есть наши филиалы – есть сеть волонтеров, к которым можно обратиться за помощью.

— Все время вспоминаем волонтеров, а в чем особенность их работы?

О.В.: — Первыми волонтерами в трудоустройстве был наш коллектив – (Коваль Ирина, Лебедь Марина, Филинская Марина, Оксана Воропай, Лебедева Вера, Конончук Евгения). Но в зависимости от расселения вернувшихся с войны и беженцев, начали появляться запросы из других регионов. К нам за опытом, за поддержкой обращались такие же волонтеры. Они на местах развивали филиалы. Если говорить о центральной и восточной Украине, наши офисы расположены в Днепропетровске, Запорожье и Харькове, Краматорске, Львове, Луцке — эти области приняли на себя большое количество внутренне перемещенных лиц, соответственно, работа волонтеров там — это ежедневный интенсивный график и количество волонтеров, которые привлекаются в этих регионах, намного больше, чем например, в офисах Львова или Луцка. Во Львове немного спокойнее, но там есть свои особенности: мы делаем упор на вопросы культурной адаптации, пытаемся дать нашим кандидатам не только навыки поиска работы и развития личностных и профессиональных качеств, но и способствовать интеграции в местное сообщество.

Марина Лебедь, Евгения Конончук, Вера Лебедева, Игорь Арбатов, Алена Чумакова и Ирина Коваль

Марина Лебедь, Евгения Конончук, Вера Лебедева, Игорь Арбатов, Алена Чумакова и Ирина Коваль

Волонтеры все очень разные и по уровню квалификации, и по степени вовлеченности, и по сложности задач. Например, есть HR-специалисты, тренеры, которые помогают с проведением профессионального обучения, как для наших клиентов, так и для волонтеров и сотрудников организации, есть IT-специалисты, помогающие с написанием и сопровождением нашей собственной CRM-системы. И конечно, специализация отличается в регионах в зависимости от потребностей на местном рынке труда.

— У вас появилась финансовая поддержка. Ваши волонтеры получают зарплату?

О.В.: — Наши волонтеры не получают заработной платы, при этом есть оплачиваемые сотрудники, мы разделяем эти понятия. Примерное соотношение волонтеры\работники можно выразить в цифрах 70:30, то есть волонтеров в два раза больше. Наличие стабильной оплачиваемой команды позволяет эффективно организовывать работу всей организации. И конечно, постоянным нашим работникам надо обучать новых волонтеров всему: от разговоров по горячей линии до рекрутинга. Думаю, научиться профессии по подбору персонала – это очень востребовано сегодня. Обучая волонтеров, мы, по сути, обучаем их так же, как наших клиентов. А получив у нас практические навыки, они смогут так же реализовать себя в профессии.

— Вы теперь профессионалы своего сектора. Каковы ваши впечатления по системам трудоустройства на Украине и в мире – как на государственном уровне, так и среди общественников?

Ольга Семенова: —  Мы восхищены комплексными программами интеграции и адаптации в новой среде, активной успешной работе, которые применяются в Канаде, Англии и Новой Зеландии. Конечно, в большинстве этих стран такие программы реализуются при поддержке государства или под его заказ. Общественный сектор этих стран – полноценный партнер государства в реализации практических программ, который объединяет возможности центрального правительства, местного бизнеса и принимающих сообществ. Именно такую модель взаимодействия с партнерами мы стремимся внедрить у нас.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий