Наивно или искусство? 5 причин пойти на выставку «Мир в ваших глазах»


В Москве в Парке Горького с 5 по 19 августа проходит художественная выставка наивного и аутсайдерского искусства «Мир в ваших глазах. Наивное искусство и искусство особенных людей». Выставка необычна тем, что в ней представлены работы двух разных направлений. С одной стороны, это картины подопечных из психоневрологического интерната № 3 в Петергофе, которые занимаются в арт-студии благотворительной организации «Перспективы». С другой – работы признанных во всем мире художников из масштабной коллекции Ксении Богемской и Алексея Турчина.

Выставку «Мир в наших глазах» организует Фонд Владимира Смирнова. Фонд давно сотрудничает с организацией «Перспективы». Вместе они часто проводят выставки в Петербурге, в этом году решили организовать совместную выставку и в Москве.

«Филантроп» изучил работы художников и нашел как минимум 5 причин, чтобы посмотреть выставку.

1. Задуматься о том, что такое искусство

«Настоящее искусство там, где его не ожидаешь найти… Искусство ненавидит, когда его узнают и окликают по имени», – эти слова французского художника Жана Дюбюффе из его вступительной статьи к каталогу первой выставки «арт-брют» (буквально «грубое искусство») организаторы могли бы сделать и эпиграфом к выставке «Мир в наших глазах».

«Наша цель — показать, что в мире искусства особенности и уникальность стиля художника-самоучки превращаются в художественную ценность, — рассказывает координатор благотворительных проектов Фонда Владимира Смирнова Мария Лежнева. — Получив возможность занять свою нишу в современном культурном мире, эти художники становятся востребованными социально и включаются в текущие общественные процессы. Все мы интегрированы в один общий мир».

2. Узнать новых художников

«Я старался представить по одной работе всех наиболее известных русских наивных художников и сопоставить им аналогичные по сюжету работы художников из Петергофа, — говорит Алексей Турчин, один из владельцев коллекции и куратор выставки. — Работы из центра «Перспективы» можно назвать наивными в том смысле, что они принадлежат самоучкам, не имеющим профессионального образования».

Один из самых признанных российских художников Павел Леонов, его считают великим и многие профессиональные живописцы, и эстеты, вовсе не увлекающиеся наивным искусством. Леонов удостоен ряда зарубежных премий, его коллекционируют и выставляют в Европе и Америке. Его успех на международных выставках определяется именно силой русского национального характера, воплощенного в его живописи. Алексей Турчин рассказывает про Павла Леонова так: «Он родился в 1920м году, всю жизнь мечтал стать художником. Впервые взял в руки кисть на Камчатке. Он хотел получить образование и для этого послал свои работы в Заочный народный университет искусств (ЗНУИ). Там его дар заметил нонконформист Михаил Рогинский, но он не стал учить художника, а только давал некоторые советы по переписке. В 1970-80-е годы Леонов пропал из поля зрения. Он женился, жил в Ивановской области. Изобретал вечные двигатели, строил лодку, писал письма в ЦК, но заниматься живописью боялся, так как за это могли посадить как за нетрудовые доходы. Его творчество снова открыли в 1990-е годы. Леонов рисовал огромные картины, которые называл конструкциями. В них он создавал модели идеального будущего. В его творчестве объединились традиции народной живописи-коврика, и советской мифологии, а также идеологии модернизма».

Всего на выставке будут представлены работы двадцати художников.

Cо стороны «Перспективы» в выставке участвуют десять художников. Они больше десяти лет занимаются в арт-студии «Перспективы», которая была открыта в Психоневрологическом интернате №3 в Петергофе в 2001 году.

НАДЖАФОВ ИльгарФуад-оглы (р. 1974 г.) «Хабаровчанин и его рыбы»

6.2 (1)

Бумага, цв. карандаши, 61х86, 2014, коллекция арт-студии «Перспективы» (г. Санкт-Петербург)

Родился в Баку. В интернате живет с 1995 года. Характерной чертой рисунков Ильгара является повествовательный язык. Каждая работа рассказывает историю. Художник помещает своих друзей и знакомых в придуманные ситуации, в места, которые интересуют самого Ильгара, где бы он хотел побывать.

3. Разобраться, что такое арт-брют, наивное и аутсайдерское искусство

К наивному искусству (изначально оно обозначалось как «примитивное») и искусству аутсайдеров (англ. outsider – посторонний) причисляют портреты, пейзажи, сцены из повседневной жизни, созданные людьми, не имеющими профессионального художественного образования.

Термин «художники-аутсайдеры» был введен историком искусств Роджером Кардиналом.

«Наивное искусство — это творчество талантливых художников-самоучек, не испорченных классическим художественным образованием, — рассказывает Елена Бобрусова-Дэйвиз, со-основатель «ArtNative Gallery». — Их работы зачастую отличает простота, добрый посыл миру, чистота и искренность. В основе их создания мы всегда наблюдаем отсутствие какой бы то ни было коммерческой подоплеки. Собственно, именно профессиональные художники были открывателями этого направления — наивного искусства. Художники — люди любопытные, постоянно находятся в поисках нового. Так, например, был открыт всемирно известный Нико Пиросмани».

Наивное и аутсайдерское искусство, по словам исследовательницы этого направления и совладелицы коллекции Ксении Богемской, увлекает своим несходством с окружающим миром, а потом становится в истории одним из наиболее ярких выразителей этого, канувшего в прошлое, мира».

Внимание широкой публики и исследователей обычно приковано к профессиональному искусству. Творчество художников, созданное в мире, который находится как бы за рамками традиционного общества, обычно остается вне нашего внимания. Возможно, из-за этого многие исследователи говорят о наивном искусстве как о пути выхода художественной культуры из цивилизационных рамок или даже тупиков.

ЛЕОНОВ Павел Петрович (1920-2011) «Русские путешественники в Африке»

6.1

Холст, масло, 100х100, 1997, коллекция Богемской — Турчина

Родился в деревне Волотовское, Орловской области. С детства тянулся к живописи, много странствовал по СССР, несколько раз сидел в тюрьме и в лагере за мелкие правонарушения. С 1991 года Леонов постоянно работает как художник. Свою живописную систему Леонов называл конструированием или архитектурой, противопоставляя её «натурализму», который, как он полагал, господствует у других художников.

4. Поддержать арт-студию «Перспективы»

Арт-студия «Перспективы» была открыта в Психоневрологическом интернате №3 в Петергофе в 2001 году психологом Юлией Пахомовой и художником Ольгой Конышевой. Сейчас в студии работают психолог Леонид Цой, художник Наталья Петухова и помощник — Павел Кроль, занимается около 40 человек. По словам организаторов, для некоторых ребят с тяжелой инвалидностью занятия в ней – настоящее чудо, вспышка света и цвета среди серых будней интерната. За годы существования студии созданные её художниками картины побывали в галереях и музеях, однако не имеют пока ни огромной известности, ни высокой цены на аукционах. Работы арт-студии находятся в коллекции английского музея The museum of Everything.

«Все наши художники с разной судьбой. Но, как правило, это люди, которые сначала жили в детском доме, а потом перешли в интернат. Ребята много лет рисуют и каждый год участвуют в выставках», — рассказывает психолог Наталья Петухова.

ГУЛЬЦЕВ Александр Константинович (р. 1982 г.) «Снегири»

9.2

Бумага, фломастеры, 43х61, 2009, коллекция арт-студии «Перспективы»

В интернате живет с 2002 года. Излюбленной техникой Александра является рисование фломастерами по бумаге. Любимые мотивы художника- абстрактные пейзажи, изображение моря и неба.

В 2009 году красногрудый снегирь чуть не залетел в окна Арт-студии «Перспективы». Все так восхитились его необычным видом, что возникла целая серия работ, изображающая эту птицу.

5. Принять участие в игре и почувствовать себя экспертом в современном искусстве

«Для меня важно донести до публики творчество ведущих российский наивных художников, а также исследовать природу их творчества через сопоставление с творчеством людей с ограниченными возможностями», — говорит Алексей Турчин.

Фонд Владимира Смирнова и арт-студия«Перспективы» накануне выставки сделали на сайте игру «Угадайка», задача в которой — отличить работы художника-профессионала от работ самоучек. Таким образом, можно научиться смотреть на художественные работы взглядом арт-критика и понять, что ценность искусства не зависит от имени художника и степени его славы.

ПЫЖОВА Алевтина Дмитриевна (р.1936 г.) «Зебры»
9.1

Картон, акрил, 40х50, 2010-е годы, коллекция Богемской — Турчина

Родилась и живет в Москве. Работала в домоуправлении. Начала рисовать в 1991 году. Получила известность, приняв участие в телевизионном конкурсе. Одним из главных сюжетов в творчестве является любовная и эротическая тематика.

Журнальная графика и мультипликация представляются наиболее вероятными источниками живописной манеры Пыжовой. Пышный лес на этой картине отдаленно напомнит зрителю произведения Анри Руссо. 

Выставка «Мир в наших глазах. Наивное искусство и искусство особенных людей»

Куратор: Алексей Турчин

Участники: Арт-студия «Перспективы» и Коллекция наивного и аутсайдерского искусства К.Г. Богемской и А.В. Турчина

Организатор: Фонд Владимира Смирнова

Даты проведения: 5.08.2016 – 19.08.2016

Место проведения: Центральный Парк культуры и отдыха имени М. Горького (левая косая аллея)

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply