Эко, био и еда: 6 мифов об органических продуктах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Уже в этом году в России ожидается принятие закона об органическом сельском хозяйстве, и потребители наконец-то разберутся, что же такое «био»- и «эко»-продукты, появляющиеся на полках магазинов. До сих пор в законе не прописано, что именно считается органической продукцией. 

А тем временем в органическом производстве применяются крайне строгие требования. В индустриальном производстве используются химические удобрения, добавки, от которых у животных улучшается аппетит и надои молока.

tule2340В органике это невозможно, кроме того, на пастбищах и пахотных землях химия вообще не должна применяться в течение 5 лет. Из удобрений –только перегной и навоз. Даже с сорняками нельзя бороться с помощью химических средств. Также нельзя использовать генномодифицированные семена.

Сергей Бачин, автор книги «Органика. Мифы и реальность», основатель органического бренда «Углече Поле», помогает разобраться в мифах и реальности об органических продуктах.

Миф №1: фермерские, «эко» и «био» продукты – это органика

Псевдоорганика, которую используют на модной волне успеха, используя слова «био», «эко»,   — вовсе не органическая продукция. Это маркетинговый ход: в итоге такой товар продается раза в полтора дороже обычного творога и молока.

Срабатывает стереотип: фермер – это пышущий здоровьем человек в собственном доме, и на его земле пасутся счастливые коровы. Поэтому покупатели любят покупать «фермерские продукты», считая, что это гарантирует их максимальную экологичность. Но это некий выдуманный образ.

«Часто думают, что органическое производство – это такой дедовский способ производства, человек с мотыгой, — говорит Сергей Бачин. — Это не так. На маленькой частной ферме высокого уровня органического производства невозможно достичь. В то же время и на огромных площадях индустриального производства невозможно применять принципы органики».

Пока в России не появился закон о сертификации органической продукции, часть производителей органики, чтобы подтвердить качество своего товара, получают европейский сертификат – с эмблемой в виде зеленого листка. Если вы видите такой значок на упаковке продукта, а также номер сертификата – значит, продукция действительно является органической. А номер сертификата можно пробить в интернете. С появлением российского закона вся органическая продукция будет сертифицирована единообразно, а фальсификат или псевдоорганика с пометками «эко», «био» уйдет с рынка.

Миф №2: производители органических продуктов накручивают цены за «модность» темы

Почему органическая продукция стоит дороже обычной примерно на 30%? Это объясняется затратами на производстве. На Западе то, что производится вручную и в небольших количествах, называется «handy-kraft». В Европе, конечно же, много маленьких компаний примерно на триста голов скота. И маленькие органические хозяйства могут продавать свою продукцию крупным компаниям, например, «Valio» — то есть не занимаются решением проблем переработки и сбыта. А в России пока нет органических перерабатывающих производств. В итоге экопроизводители, например, органических круп часто перерабатывают и пакуют свой товар за рубежом – в итоге, естественно, он оказывается дорогим.

Кроме того, когда производство переходит с индустриального производства на органическое, оно теряет в объеме продукции: ведь без стимуляторов и химии сложно производить огромные объемы. Поэтому уменьшается выход молока. Производители вынуждены выравнивать ситуацию ценой, учитывая еще и затраты на высокотехнологичную аппаратуру.

Миф №3: у органических продуктов непривычный вкус

Часто содержимое упаковок кефира или молока органического производства может отличаться по вкусу, и покупатели порой недовольны. Но секрет в том, что в них продолжают жить бактерии. А еще зимой корова есть силос — и молоко более жирное, а летом молоко более жидкое. И это как раз норма. Настоящее молоко не может быть одинаковой консистенции и вкуса круглый год.

Молоко на органическом производстве сохраняет свойства потому, не стерилизуют, а только пастеризуют — это термообработка 68-70 градусов. Ведь при стерилизации – а это нагрев до 100 градусов — убивается все живое, в том числе, кстати, и соли кальция. А какое же молоко без кальция?

Кроме того, в него никогда не попадают микробы: все производство закрытое, происходит внутри автоматических линий, извне в молоко ничего не поступает, молоко в производственном процессе – от дойки коровы (которая происходит с помощью аппарата-робота) до поступления в упаковку – ни разу не соприкасается с открытым воздухом или человеческими руками.

Иногда вкус колбас, сделанных на органическом производстве, может быть для нас непривычным. Почему? Стоит задуматься о том, что цыпленок-бройлер растет в инкубаторных условиях всего за 35 дней – с момента вылупления. Так работают гормоны роста. В привычной деревенской жизни цыпленок растет до взрослых размеров полгода. А еще индустриальное производство «продуктивнее» — потому что может из 100 кило чистого мяса сделать 120 килограммов колбасы – а органические производители 95 килограммов. Потому что в индустриальном производстве используются дополнительные искусственные добавки и вода. А от настоящего мясного вкуса колбасы мы отвыкли. А ведь промышленному сельскому хозяйству всего сто лет, тогда как органику человечество осваивало тысячелетиями. Как быстро человек забыл вкус натуральной пищи!

Миф №4: органические продукты почти не хранятся

Иногда покупатели удивляются, что органическое молоко может храниться до 12 дней. Значит, там тоже есть какие-то добавки? Нет – это возможно именно благодаря чистоте продукта, в нем нет разрушающих вредных микробов. Чистое молоко после пастеризации действительно может сохраняться определенное время. А вот как раз очень быстрое скисание молока – вовсе не показатель его «экологичности», это заблуждение, быстро может скиснуть натуральное, но зараженное микрофлорой молоко.

Миф №5: любое растение использует для роста химические элементы, значит, органики не существует

Нитраты и другие химические элементы и полезные вещества существуют, конечно, не только в удобрениях, но и в самой почве. И любой цветок и колосок забирает это из земли. Но значит ли это, что принципы органики – то есть выращивание растений и животных без химии – невозможно соблюсти?

Нет, просто все хорошо в меру. «К примеру, если ты совсем не занимаешься физкультурой, то это плохо, если ты занимаешься спортом для здоровья, это хорошо, а если тебя эксплуатируют на шахте, это совсем нехорошо, — приводит сравнение Сергей Бачин. — Так же и с растениями. А мера определяется естественным содержанием химических элементов и разных природных веществ в почве. И эти пропорции сложились уже за миллионы лет. И конечно, это совсем не те искусственно созданные излишние концентрации химических веществ, которые человечество достигает с помощью удобрений в индустриальном сельском хозяйстве».

А человечество в своем стремлении накормить себя может истощить почвы так, что они будут не приспособлены не только к органическому производству, но и к индустриальному. Поэтому очень важно заботиться о здоровье планеты и сохранять возможности земли. Кстати, площади земель, которые можно использовать под органическое производство, должны отдыхать перед этим не менее 5 лет – за меньший срок вся вредная химия даже не успевает исчезнуть из почвы.

Миф №6: органические продукты плохо покупают

Рост интереса к экологичному образу жизни, в том числе и к тому, чтобы в доме на столе появлялись только самые здоровые и безопасные продукты, наблюдается уже последние несколько лет, и эту тенденцию не остановить. Небольшой спад наблюдается последнее время из-за кризиса: ведь органика пока стоит недешево. К тому же затянувшаяся ситуация с принятием закона о сертификации органических производств мешает новым предприятиям расти на этом рынке. Пока выживают уже сложившиеся.

Покупают экопродукцию те, кто уже внутренне настроен на здоровый образ жизни, или же вынужден это делать (например, из-за аллергии и других заболеваний. А самый важный стимул – здоровье своих детей.

Во всем мире растет тенденция к увеличению покупательского спроса на органику. Органическая продукция прирастает в целом на 15 процентов в год. В Северной Америке соотношение органической продукции к индустриальной составляет 5 процентов к 95 , в Германии- 10 к 90, а вот в скандинавских странах, где органическое производство очень бурно развивается, это соотношение составляет уже 30 к 70 процентам. «Мое мнение, что в развитых странах, в том числе и России, есть тенденция достичь соотношения органического и индустриального производства 25 на 75 процентов», — говорит Сергей Бачин.

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий