Без фильтра: 6 социальных фильмов, которые стоит посмотреть каждому


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В ноябре в Москве прошел VIII Международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Людмила Полонская посмотрела почти все конкурсные фильмы фестиваля и сделала собственный рейтинг.

Шесть авторских фильмов на социальную тематику о людях с физическими ограничениями и безграничными возможностями, а также их трейлеры и два отрывка, — в подборке «Филантропа». 

В каждой из 72 картин, присланных на фестиваль в Москву из 20 стран мира, запечатлен уникальный опыт разрушения стереотипов, выхода за «ограничительные флажки» не только собственного тела, но и всевозможных норм и правил, установленных обществом и государством. Жаль, что размеры кинотеатра «Космос», где проходили показы, слишком малы для того, чтобы их увидело большое число людей. Уютная, сердечная и бережная к каждому зрителю атмосфера кинофестиваля оказалась, как говорят психологи, богатой на жизненные ресурсы. Потому что эти картины не только и не столько про людей с инвалидностью, они – про всех нас. Про любовь и одиночество, про отчаяние и надежду, про поиски счастья и свободы. Про полет человеческого духа над предлагаемыми обстоятельствами… 

«Мое дикое сердце»

Автор: Джейн Галл, Великобритания, 2016 год

db069c6252e05ff4f211162ba91f75bdМолодой человек с синдромом Дауна по имени Люк, у которого умирает мать, оказывается в Доме для людей с ментальной инвалидностью. Ответственный и самостоятельный парень, привычный к труду, тоскует по дому и чувствует себя, словно в тюрьме: ему не дают ступить ни шагу. Он просит хоть какую-нибудь работу, пытается мыть посуду на кухне – запрещают даже это. Люк чудом ускользает из-под присмотра и, блуждая по деревне, находит лисицу, раненную охотниками. Он прячет находку на сеновале и каждый день навещает ее, заботится и кормит, представляя, что она – живая девочка, выросшая в лесу, словно Маугли. А может быть, она действительно живая? Никто не знает разгадки этой тайны, кроме самого Люка. Пытаясь спасти ее от охоты, которую в очередной раз устраивает владелец местных земель, он убегает с ней на руках, но не успевает – падает, сраженный сердечным приступом…

В зале не нашлось человека, равнодушного к этой искренней и трогательной истории, не влюбленного в обаятельную улыбку Стивена Брэндона, актера, исполняющего главную роль. Итог – победа в номинации «Лучший полнометражный художественный фильм». Стивен получил еще и награду как «Лучший актер кинофестиваля» – за его способность сыграть тончайшие переливы сильных эмоций. Кстати, на родине он получил премию «Лучший новый актер Великобритании».

Стивен, что называется, проснулся знаменитым. До дебюта в кино он посещал драматическую студию, работал в доме престарелых и на ферме, ухаживал за животными. Что ждет его в будущем? Нет ответа, потому что ролей для профессиональных актеров с инвалидностью обидно мало. «Я обращаюсь к режиссерам, пожалуйста, напишите для нас новые роли! Только это сможет изменить негативное отношение к нам…» – обратился к публике канадец Дилан Харман Ливаджа, также юноша с синдромом Дауна, сыгравший в фильме «Малыш-радуга» и разделивший с Брэндоном победу в номинации «Лучший актер».

«Маленькие люди, большие мечты»

Автор: Мак СиКей, Китай, 2012 год

ebaf4913ee284f464d248b659f9355deЭто полнометражный документальный фильм о «маленьких людях» с недостатком гормонов роста, а на самом деле, так же, как и «Мое дикое сердце», – о жажде независимости и поисках своей идентичности в жестком и неприветливом «свободном мире». «Гномы» и «эльфы» живут в парке развлечений и зарабатывают на жизнь, потешая туристов, над ними смеются и иногда носят на руках, как котят. Им постоянно внушают, что нигде им не будет так хорошо, как в «Империи маленьких людей», где о них заботится руководство парка. Но герой фильма Куань Куань все-таки убегает на волю в «большой мир». Там он попадает в лапы мошенников, его заставляют, по сути, делать то же самое, что и в «Империи» – кривляться перед публикой. Устав от нищеты и насмешек, он возвращается в свою «золотую клетку»…

Что мы знаем об этих людях, в советские времена носивших обидную кличку «лилипуты»? Иногда их выступления можно было увидеть в цирках. В фильме Сергея Соловьева «Асса» «театр маленьких людей» играет оперетту «Сильва» в пустом уличном театре заснеженной Ялты, а один из актеров бросается в море, не в силах бороться с криминалом… Вот, пожалуй, и все. На самом деле эти люди малы только ростом, во всем остальном они такие же, как и мы с вами, но им трудно существовать в мире, который создан и приспособлен под «больших».

«Глубокое погружение»

Автор: Ирина Бойко, Греция, 2016 год

68469cf86178eb29658fd586ee43fa08Жаль, что фильм-портрет о судьбе художника Врежа Киракосяна, погруженного в «глубины человеческой души», не получил никаких наград. Он смотрится на одном дыхании, хотя он черно-белый и в нем нет никаких красот и чудес. Художник неторопливо и иногда сбивчиво, как бы задумываясь на ходу, рассказывает о своей судьбе. В младенчестве мать случайно уронила его, он получил тяжелую травму и с тех пор передвигается на коляске, постоянно испытывая боль в скрученном, как спираль, позвоночнике. Вреж участвует в персональных выставках, на всех его портретах особенно хороши глаза людей с таинственным внутренним сиянием… И всегда рядом – любимая женщина, которая познакомилась с ним в соцсетях, полюбила и не смогла без него жить, и трехлетняя дочка.

Все они участвовали в послепремьерной встрече со зрителями. «Инвалидность я воспринимаю как подарок, – сказал Вреж. – Если бы не это, я бы пропал в пучине страстей, как многие люди искусства. Я по натуре горяч и способен увлекаться. А благодаря тому, что пришлось испытать и преодолеть, я стал нормальным человеком…» Трудно что-либо добавить к этим словам.

«Без преград»

Автор: Стивен О’Риордан, Ирландия, 2013 год.

4c7fb091ea794916602ed4c2affe6d92«Как-то раз мой брат Стивен посмотрел на меня и сказал: а давай расскажем твою историю всему миру», – так начала свою встречу со зрителями сама героиня фильма, 18-летняя общественная активистка из Ирландии Джоан О’Риордан. А рассказать есть о чем. У Джоан редчайшая инвалидность: она одна из семи живущих на земле людей, рожденных без рук и ног. Три года назад она выступила с обращением к правительству страны и убедила политиков не снижать размеры выплат для людей с инвалидностью. Бесстрашная юная ирландка стала любимицей своей нации. Ее пригласили в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где она выступила с речью, попросив специалистов в области высоких технологий создать для нее персонального робота. Она владеет специальной компьютерной программой с помощью палочки во рту, но вот палочка часто падает, и все время просить родных поднимать ее так не хочется… «Только пусть это будет робот-мальчик, – шутит девушка. – Должен же наконец появиться мужчина в моей жизни!»

С тех пор команда программистов одного из ирландских колледжей работает над созданием робота для таких людей, как Джоан. Нужно торопиться: ведь девушка собирается учиться на спортивного журналиста, и ее мечта – вновь приехать в Москву, на чемпионат мира по футболу. Вот вам еще один полет над обстоятельствами!

«Настоящая улыбка»

Автор: Хуан Райош, Испания, 2015 год

f393b675835376a47e28b132357c92b9Этот документальный фильм, победивший в номинации «Лучшая операторская работа» – еще одно детище братской любви. Тележурналист Хуан Райош рассказывает о своем брате Серхио. Он родился незрячим, позднее у него обнаружился аутизм, но все это не мешает ему быть восприимчивым к многообразию мира – просто он постигает его другими органами чувств. Хуан дарит ему путешествие на велосипеде-тандеме по югу Испании в Марокко, в гости к подруге матери и учительнице – он убежден, что каждый человек достоин радости встреч и открытий. Впереди – 1300 километров пути, горы с оливковыми рощами, белые города и синее небо прекрасной Андалусии, песчаные барханы пустыни… Серхио ничего этого не видит, но, сидя рядом с братом под розовеющим закатом на вершине, он испытывает настоящее счастье.

«Устойчивость»

Автор: Рикардо Куанука, Швеция, 2015 год

Житель бразильских трущоб Мейя Луа после трагической врачебной ошибки в детстве оказался парализованным – он не чувствует ног и может передвигаться, только опираясь на руки. Каждый день он преодолевает бесконечные неподъемные лестницы, превозмогая боль в кистях рук, чтобы дойти до рынка, где собираются бойцы капоэйры. Но у него есть мечта и цель: стать чемпионом в этом национальном боевом искусстве. А еще помочь своей семье, больной матери и сыну.

И мы видим, как он красиво, ловко и изящно двигается – не хуже, чем другие бойцы капоэйры. А как он поет и играет на музыкальных инструментах! Никто не заподозрит, что у этого человека инвалидность, пока он снова не встанет на руки…

Во всех фильмах, которые я выбрала, есть нечто общее: это некий якорь, помогающий героям сохранить равновесие в бурных водах действительности: гражданская активность, творчество, боевые искусства, путешествия, наконец любовь, истинная или воображаемая. И что наиболее ценно, они талантливы.

Как сказал председатель жюри, режиссер фильма «Географ глобус пропил» Александр Велединский: «Начинаешь судить с каким-то «коэффициентом», а потом понимаешь, что все это профессионально сделанные работы. И смотришь уже с точки зрения искусства».

Наконец-то всем пора понять, что социальное кино достойно своей ниши в большом прокате, с яркой рекламой и портретами героев на уличных афишах.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий