Мобильные данные: как в России делают первую электроприставку для инвалидных колясок


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Руководитель АНО «Другое дело» Игорь Гаков любит необычные виды транспорта. Вначале увлекся хэнд-байками и на следующей неделе, несмотря на позднюю весну, собирается открыть сезон.

А сейчас его главный гаджет — электроприставка к инвалидной коляске UNA WHEEL. С ее помощью Игорь, больше 18 лет передвигающийся на коляске, умудряется, например, объехать огромный магазин «Ашан» за 15 минут.

foto-igor-gakov-na-he-ndbajke-ryadom-ego-sy-n-petr

Игорь Гаков на хэнд-байке с сыном Петром

«Когда я начал кататься на хэнд-байках, я понял, как здорово двигаться быстро! Меня стали интересовать гаджеты, которые улучшают состояние инвалидной коляски, — говорит Игорь. — Лет 40 назад люди были инвалидами в плохом смысле этого слова —  они были не мобильны. А теперь они могут не отрываться от общества и развиваться, иметь хобби, передвигаться, успевать за скоростью современной жизни».

На что способна обычная инвалидная коляска? Есть самые простые варианты —  в которых пользователь вообще не может быть активен, его везет-толкает сзади другой человек. Другие коляски позволяют управлять ими – а это значит, что можно, к примеру, приподняться на больших колесах, и передние маленькие колесики тем самым могут преодолеть, допустим, дверной порожек. Есть электроколяски, их преимущество – пульт управления, человек уже не силой мышц толкает коляску вперед, перекатывая дуги колес, а коляска едет сама, за счет силы мотора. Но такие коляски – тяжелые. С ними возникают зачастую возникают сложности при путешествиях самолетом, например.

Игорь Гаков и его единомышленники придумали выход из положения, который был бы удобен среднестатистическому человеку в коляске – чтобы было мобильно, быстро, легко и не очень дорого.

Идея заключалась в механизме, который бы присоединялся к обычной коляске – и тут же менял ее суть. Так появилась мысль создать быстросъемную электроприставку. «У приставки есть адаптер. Это связующее звено, с его помощью мы прикрепляем приставку к коляске – причем любого типа – и она тут же становится электрической! В таком варианте у коляски три колеса-  два основных больших и одно поменьше впереди, у приставки, и в нем – движущая сила», — рассказывает Игорь Гаков.

Над адаптером пришлось поработать – ведь приставка должна подходить к любой коляске, а их конфигурации разные. Команда разработала уже новую версию приставки. Остальные детали просты: электромотор, контроллер и аккумулятор, который можно перевозить в самолетах, так что, кстати, для путешествий такая вещь – просто незаменима! Да и весит приставка всего около 12 кг. «Она удобна. Я могу самостоятельно вытащить ее из багажника своего автомобиля. Подключение приставки к инвалидной коляске у меня занимает около 20 секунд. А снять ее можно вообще за 3 секунды!»,  — говорит Игорь.

Мобильные технологии

Команда UNA WHEEL

Команда UNA WHEEL

Над проектом UNA WHEEL работает уже целый коллектив. Игорь Гаков – главный тестировщик гаджета – все проблемы людей-колясочников он знает изнутри. Руководит проектом Николай Юдин, директор компании SupremeMotors. За рубежом подобные приспособления для колясочников, да и вообще для людей с инвалидностью изобретают и тиражируют в массовом количестве. По словам предпринимателей, небольших компаний-мастерских там сотни, а в России пока эта ниша не занята. “Хотя аудитория – благодарная и очень ждет новинок в плане мобильности!” — уверяет Игорь. Компания SupremeMotors с проектом UNA WHEEL стала первым в России разработчиком подобной приставки.

Как рассказывает Игорь Гаков, при пользовании стандартной коляской есть свои трудности. Так, маленькие колеса часто «спотыкаются» о какую-то ямку в асфальте – так можно и упасть. А еще такая коляска может наклониться вперед, запнувшись о трещины в дорожной плитке, например, – и снова опасность! С приставкой UNA коляска становится надежнее. Ведь третье переднее колесо больше стандартных двух маленьких колесиков, и оно хорошо амортизирует на небольших препятствиях на дороге.

На коляске с приставкой можно развивать скорость до 15-20 километров в час – при этом управление ее простое, справится любой колясочник.

Проект уже выпустил первую промышленную версию, и пользователями ноу-хау уже являются более 20 колясочников. Про изобретение люди чаще всего узнают из соцсетей проекта  и по сарафанному радио. Игорь убежден, что это приспособление обязательно должно использоваться массово, а для этого цена на него должна быть максимально снижена.  Сейчас приставка стоит 70 тысяч рублей – тогда как зарубежные аналоги оцениваются примерно от 2,5 тысяч евро. Авторы UNA  хотят еще удешевить продукт, чтобы помочь колясочникам.

Идея на миллион

foto-igor-gakov-3Но приставка еще нуждается в разработке и отшлифовке идей – в частности, нужно сделать так, чтобы UNA подходила к любой инвалидной коляске, то есть требуется усовершенствовать адаптер. Для этого проект запустил сбор средств на развитие на краудфандинговой платформе «Планета.ру».

«Сложно найти производство, которое готово попробовать начать делать приставку, — рассказывает Николай Юдин, руководитель проекта UNA WHEEL. – Сейчас мы совместно со студентами Бауманской академии делаем чертежи, продумываем детали. Но создать приставку вживую не так просто. Производствам нравится, когда вы приносите готовые чертежи и большой заказ, но они не готовы подключиться к продумыванию деталей. А еще интерес производителей снижает маленькая цена на приставку – производства заинтересованы в хорошем доходе от своей работы. А ведь такая вещь в Китае может стоить в три раза дешевле! И когда мы обращаемся к китайскому производителю, он говорит: «Да не проблема, сделаем за три дня!». Но нам хочется сохранить принцип «отечественного ноу-хау» и наладить производство здесь, в России. Так что пока ищем компромиссы».

В 2016 году проект UNA WHEEL победил в конкурсе социальных проектов – «Битве технологий», которую проводили в начале этого года инвестиционная площадка EVA Invest и Планета.ру.

«Нас научили вести краудфандинговую кампанию – и теперь мы ее продолжаем. Мы получили стартовый взнос в 100 тысяч рублей в качестве приза за победу, а целью поставили собрать 1 миллион рублей», — говорит Игорь. До конца кампании осталось не так много времени, но авторы ноу-хау надеются закрыть сбор успешно.

Кроме того, проект Игоря и его соавторов занял первое место в конкурсе ВШЭ. UNA WHEEL был признан лучшим социально-значимым стартапом года.

Николай Юдин надеется, что проект станет успешным социальным бизнесом. «Мы хотим, чтобы это стало социальным бизнесом, хотим чтобы у нас работали люди, для которых это все делается, — говорит Юдин. — Уверены, что с нашей приставкой люди смогут находить работу не только на дому. Пока деньги только тратим».

Недавно Игорь Гаков побывал в Сочи – здесь приставку протестировали паралимпийцы, игроки в керлинг. На днях такое же тестирование проведут параспортсмены-фехтовальщики, следом – регбисты, баскетболисты.  Спортсмены, по его словам, — это лидеры мнений, и к ним прислушиваются.

Игорь Гаков на коляске с приставкой UNA WHEEL

Игорь Гаков на коляске с приставкой UNA WHEEL

«Доступная среда в России – впрочем, как и во всем мире – будет развиваться десятки лет. Станет ли она стопроцентно доступной? Вряд ли это возможно, — рассуждает Игорь Гаков. — Но есть города, где этого больше, — скажем, Москва, Питер, Екатеринбург, Казань.  А есть места, где доступная среда оставляет желать лучшего. Взять тот же Сочи — вроде тут была Паралимпиада, — но уже произошел скачок назад. Многие вещи, которые были доступными, таковыми быть перестали. Но я все равно получил удовольствие от города – и именно благодаря приставке. Я за три дня успел посмотреть весь Сочи. Для меня это важно – потому что эта свобода была недоступна раньше. Вчера, например, я катался по лесу. Было ощущение, что я на внедорожнике.  Я проехал ночью после дождя большую дистанцию по лесной дороге. Раньше, в обычной коляске, у меня бы и мысли не возникло туда отправиться  — я бы точно знал, что не проеду. С помощью приставки я мобилен не только летом, но и в такое межсезонье — и зимой, и весной. Свобода в движениях – и в жизни — это дорогого стоит».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий