Стать наставником и найти настоящего друга


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Проект по наставничеству «Старшие Братья Старшие Сестры» работает в России с 2003 года и за это время помог почти двум тысячам подростков. Руководитель проекта Александра Телицына рассказала «Филантропу», кто может стать наставником, что для этого нужно сделать и почему от общения выигрывают все.

Проекты по наставничеству работают во многих странах. Мы использовали зарубежные технологии, адаптировав их под наши российские реалии. За прошедшие 13 лет мы превратились в крупную программу, передали наставнический опыт почти двум c половиной тысячам  волонтеров, помогли почти двум тысячам подростков. Благодаря помощи фонда «Абсолют помощь» стало возможным и открытие региональных представительств: теперь мы работаем в Люберцах, Реутове и Орехово-Зуево. Дети и из детских домов, и из семей, находящихся в кризисной ситуации, получили поддержку, у них появился значимый взрослый. Они набрались опыта, знаний, получили важные практические навыки и подготовились к взрослой самостоятельной жизни. А главное, — у них появился друг.

Александра Телицына, руководитель проекта Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Ягодный компот - 25 июня пройдет фестиваль проекта Старшие Братья Старшие Сестры

25 июня пройдет Ежегодный Благотворительный фестиваль «Ягодный компот». На нем будет возможность познакомиться с сотрудниками, выпускниками, волонтерами программы Наставничества и задать свои вопросы. Фестиваль пройдет 25 июня в Москве в Саду «Эрмитаж» с 12.00-18.00. Гостей ждет концертная программа, танцевальные мастер классы. Посетители смогут попробовать ягодные лакомства, представленные на благотворительной ярмарке. Все вырученные средства пойдут в пользу программы наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры».

Наставники нужны любому ребенку, не только из детского дома

Кроме того,  в проекте «Старшие Братья  Старшие Сестры» подбирают наставников не только детям из детских домов, но и детям из проблемных семей. Часто бывает, что приемным родителям, взявшим ребенка из детского дома, требуется помощь, бывают кризисные ситуации. И если из пятерых детей наставника хотят только трое детей, — значит, это будет три наставника. Бывает, что родители не понимают сути индивидуального  наставничества, воспринимая это как услугу няни или помощника: «Ой, вы идете в кино? А возьмите еще и Васю и Катю». Такие варианты исключаются. Это индивидуальное общение.

Бывают также запросы от родственной опеки – от бабушек или дедушек, которые усыновили своего внука или внучку. Им нужен молодой сильный наставник, который бы нашел общий язык с ребенком.

Еще вариант сложной ситуации – когда в семье есть ребенок-инвалид, а другой здоровый ребенок ощущает себя заброшенным, ненужным, все силы родителей направлены на ребенка с особенностями здоровья. И как раз такому здоровому ребенку будет полезна помощь наставника. Или – когда родители с инвалидностью, или когда семья неполная. Такие запросы проект тоже получает.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Наставники важны для подростков

В наставниках нуждаются подростки старшего возраста, которых гораздо реже берут в приемные семьи. Потенциальные приемные родители боятся, что не справятся, считают себя неготовыми: ведь это уже вполне сложившиеся личности, к ним нужен особый подход.

Но потребность ребенка во взрослом, который станет и другом, и советчиком, и учителем, — остается.

В детских домах (даже самых лучших) не могут полноценно уделять внимание каждому воспитаннику, а коллективная жизнь не дает проявиться индивидуальности. Детям в детских домах не хватает практических знаний о том, что их ждет во взрослой, иногда враждебной,  жизни. Таким подросткам нужен именно наставник.

Наставник должен работать с ребенком индивидуально

Дети в подростковом возрасте отстаивают свою субъектность, определяют свои личные границы. Они вырастают из того состояния, когда были объектом помощи, воспитания. И это сложный путь. Мир проявляет враждебность, уверенность в своих силах исчезает, подросток задается вопросом кто я, зачем, что будет дальше. Присутствие именно «твоего» взрослого, которому ты небезразличен, который еженедельно к тебе приходит (отодвигая, возможно, какие-то свои значимые дела) повышает статус ребенка, позволяет поверить в свои силы. А если это наставник – «один на двоих», то неминуемо будет конкуренция детей за внимание, за какие-то ресурсы. Именно индивидуальное наставничество дает эффект – это и безусловное принятие ребенка и настоящая поддержка.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Наставник, как и ребенок, иногда нуждается в психологической помощи

Общение с подростком – непростая задача и для самого наставника. Так что психологическая помощь, как ни странно, нужна не только ребенку, но и взрослому участнику пары. Поэтому у каждой пары есть куратор — профессиональный психолог, который поддерживает пару.

От наставников кураторы получают много вопросов самого разного характера. Например, что делать, если ребенок не проявляет интереса к общению, как заинтересовать подростка своими увлечениями, как переключить его с каких-то негативных привычек на полезные интересные занятия. Один из частых вопросов —  как мотивировать ребенка читать: не секрет, что сейчас читающих детей мало, тем более в детских домах. Наши психологи помогают наставникам в поиске ответов на эти вопросы.  

Кроме того, силами кураторов, психологов проект проводит мероприятия, куда приходят и дети, и взрослые вместе. Чаще всего это встречи по профориентации и различные мастер-классы.

Общаться с подростком – это всегда вызов, некоторая проверка на прочность.  

В программу приходят часто молодые люди, не имеющие большого социального багажа, роль куратора помощь выстроить границы волонтера, в процессе общения с ребенком не допустить эмоционального выгорания, разочарования.  Но, самое главное,  в программу не должны попасть случайные люди.

Для отбора  людей, которые разделяют ценности системного подхода, для выявления правильной мотивации, уровня осознанности и ответственности  нужны профессионалы.  Но только отбора  (глубинное интервью, психодиагностика, тестирование) тоже недостаточно.  Потенциальные наставники должны собрать необходимые документы, пройти обучение в течение нескольких дней. Тренинги ведут как раз кураторы. И, если после прохождения тренинга часть потенциальных наставников изменит свое желание и решит, что не готова стать наставником, мы очень радуемся. Это значит, что человек почувствовал ответственность. И гораздо лучше отказаться от участия в программе на этом этапе, чем после знакомства с ребенком (надо отметить, что таких случаев у нас и нет).

Кроме того, чтобы правильно подобрать жизнеспособную пару, куратор знакомится и с ребенком, и с его опекунами (родителями, если ребенок из семьи, и воспитателями и администрацией детского учреждения, если ребенок оттуда) для того, чтобы выяснить потребности ребенка, в чем особенно наставник сможет пригодиться.  Ребенок высказывает свои пожелания к потенциальному наставнику. Кураторы это учитывают при подборе наставника для этого конкретного ребенка.  Кроме этого, куратор помогает  поставить цели на год (это очень важно, иначе прогресс этих отношений будет под сомнением – пара будет просто топтаться на месте). Ну и самое главное – куратор – это тот ресурс, который в любое время протянет руку помощи, как ребенку, так и наставнику. Это ценнейший ресурс, без которого наша деятельность была бы  невозможна.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Наставничество — это регулярность

С каждым желающим включиться в наставнический проект проводятся специальные интервью, в ходе бесед можно определить личностные качества человека, его склонности, интересы, — и становится понятно, есть ли  в нем ресурс для того, чтобы стать наставником, а если есть, то в пару к какому ребенку он может встать. Каждый кандидат в наставники должен принести все необходимые справки – о несудимости, о том, что он не состоит на учете в психологическом диспансере,  рекомендации с места работы. Можно принести рекомендательные письма от друзей. Будущие  наставники проходят обучение.

Для себя будущий наставник должен определить, готов ли он регулярно посвящать время своему подопечному подростку. Надо помнить, что это постоянная работа, а не разовые встречи. В течение как минимум года раз в неделю наставник общается с ребенком. С учетом такой занятости, в проект берут людей примерно 25-35 лет, уже окончивших вузы, успешных в собственной карьере, состоявшихся в своей жизни. Если у человека есть какие-то свои внутренние психологические проблемы, которые он, возможно, хочет решить с помощью участия в наставничестве, то этого лучше не делать. Наставничество – это серьезный труд, и физический, и моральный в том числе, у наставника должна быть устойчивая психика, и он должен четко осознавать свои мотивы.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

От дружбы между наставником и подростком выигрывают все

Очень часто наши волонтеры говорят, что узнали много нового, что их жизнь заиграла новыми красками. В чем мотивация и цель человека, желающего вступить в программу наставничества? Многие говорят, что хотят, чтобы их подопечный стал лучше, — но это мы как раз не приветствуем. Важно другое – раскрыть потенциал ребенка, который «спит» в нем в условиях жизни в детском доме или в трудной семье. Обычно такие пары самые крепкие, и дружба не прекращается и после совершеннолетия подростка.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Наставничество — это поиск идей

Дети, живущие в детских домах, привыкли к роли ведомого  — не умеют делать выбор. Поэтому чаще всего они соглашаются на те идеи, которые предлагает наставник. А дальше – неограниченные возможности. Очень часто пары «наставник-подросток» вместе увлечены какими-то спортивными мероприятиями, или это спорт, которым занимается наставник, или же это, что нередко, увлечение самого подростка. Отлично, когда выбор совпадает, но даже если нет, спортивные занятия всегда увлекают ребенка. Велосипед, футбол, ролики, скалодром, шахматы, коньки или лыжи – всегда прекрасный способ досуга.

Часто наставник и подопечный ходят в музеи, на выставки. Вообще, момент образования, саморазвития очень важен в наставнической работе, и это нравится и наставнику – который может передать свои знания, поделиться своими впечатлениями, эмоциями – и ребенку, особенно если в нем развито любопытство  и жажда знаний.

Лучше всего работает то, на что горит глаз у самого наставника. Тогда и подросток увлекается. У нас был наставница, школьная учительница, которая очень любила литературу, она не умела ничего, кроме как писать сочинения. Девочка ей досталась тихая,  не особо этим увлекающаяся. В итоге она так заразила своим увлечением ребенка, что девочка  впоследствии закончила литературные курсы при институте имени Горького и стала копирайтером.  

Наставничество — это общение

Еще один важный момент – общение. Индивидуального внимания к личности очень не хватает в детском доме. Просто погулять по парку и поболтать, посидеть в кафе за чаем и мороженым – это может показаться пустым времяпрепровождением, но как раз такие минуты крайне важны для подростка. Наконец он чувствует, что рядом – взрослый, которому он небезразличен. С которым можно поделиться самым сокровенным, страхами, обидами, мечтами.

Не сразу дети раскрываются – но это рано или поздно происходит.

Кстати, дети с готовностью отзываются и на откровенность наставника, когда тот рассказывает истории из своей жизни, делится своими переживаниями. Так рождается настоящая дружба. Вообще, проведенное вместе время – самое дорогое для каждого из нас. Для ребенка, долго ощущавшего одиночество, это важное изменение привычного хода его жизни.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

Наставник — не будущий приемный родитель

Наставнику не стоит нацеливать себя на то, чтобы стать в дальнейшем родителем, взяв своего подшефного ребенка в семью. Хотя такие случаи тоже бывают.  Наставничество не должно быть «тренировкой» приемной семьи. Проект «Старшие Братья Старшие Сестры» призывает не путать эти разные цели и мотивацию волонтеров. Некоторые наставники в нашей программе оформляют режим «гостевая семья», чтобы иметь возможность забирать ребенка на несколько дней из детского учреждения, иметь возможность поехать вместе куда-нибудь.

Наставничество — долгосрочная программа

Отдача видна не сразу. Легко видеть эффект от сбора средств, от адресной помощи. А в случае наставничества нужно потратить много душевных сил.

В ходе работы наставника с подростком происходит, скорее, даже не социализация – они, кстати, привыкли к постоянному общению в коллективе, скорее, таким детям нужна социальная адаптация. Но самое, пожалуй, важное – это понимание себя в обществе, избавление от иждивенческой позиции. Общение с наставником помогает ребенку избавиться от многих комплексов, психологических проблем, раскрыть свой потенциал, определиться, найти какой-то свой внутренний стержень. В любом случае это значимый взрослый рядом, который всегда поможет и советом, и делом.  А еще это настоящий друг. Кстати, сейчас проект «Старшие Братья Старшие Сестры» продлил наставническую работу с выпускниками детского дома до 23 лет –как-то нечестно оставлять их без поддержки как раз в тот момент, когда они переходят к взрослой самостоятельной жизни в социуме, иногда настроенном враждебно к выпускникам детских учреждений.

Старшие Братья Старшие Сестры. Фото предоставлено пресс-службой

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий