Как не помочь мошеннику: 5 правил директора фонда


Звонок раздался в самом начале рабочего дня. Голос явно немолодой женщины сквозь всхлипывания произнес:

— Обращаюсь к вам из последней надежды. Я осталась одна, старая, с маленьким ребенком на руках, дочка непутевая, бросила нас, мы приехали с юга, жить негде, кормить ребенка не на что. Помогите!

У тех, кто работает в сфере благотворительности чуткое сердце, но и трезвый ум в нашей деятельности очень важен. Поэтому я решила заняться подробным изучением ситуации просящей.

О фонде: «Особенный не значит недооцененный: как обучать детей с ментальными нарушениями»

Ивановский региональный благотворительный фонд «Добрая надежда» работает с февраля 2004 года. Программы и проекты Фонда помогают детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам, детям-инвалидам, малоимущим и многодетным семьям в трудной жизненной ситуации. Фонд реализует несколько образовательных направлений: проект «Знания в подарок» (бесплатное посещение детьми музеев, семинаров, лекций, выставок, планетария, познавательных экскурсий) и проект «Литературное просвещение молодежи» (популяризация среди подрастающего поколения творчества классических и современных авторов, пропаганда важности чтения). Важное место в деятельности фонда занимает волонтерство: сбор вещей и материальных средств для нуждающихся, занятия с детьми в детских домах, творческое волонтерство.

www.kindhope.org

https://www.facebook.com/fdobrayanadezhda/

https://vk.com/fond_dobraya_nadezhda

Итак, бабушка жила в крайне отдаленном от областного центра селе, денег на дорогу к нам в офис с пакетом документов у нее не было, поэтому решили собирать информацию через знакомых бабули и службу Уполномоченного по правам ребенка.

На первый взгляд все было в порядке, если не считать отсутствия постоянного адреса места прописки и проживания. Вот здесь-то и требовалась наша помощь. Бабуля с 4-летним внуком ютилась у добрых людей, фактически была бомжом. А на краю села пустовал хороший дом, принадлежащий местному совхозу. Сердобольные работники совхоза предложили бабушке приобрести дом в собственность за символические 20 тысяч рублей. Их-то и просили у нашего фонда.

Вместе с юристом мы отправились в это село. Лично познакомились с бабушкой – ничего необычного, милая старушка, часто поминает имя Господа, кланяется и благодарит.

Юрист проверила все документы, наш фонд заключил договор с совхозом на покупку дома и договор с бабушкой на передачу этого дома безвозмездно ей в собственность. Заплатили деньги, получили квитанцию с живой печатью. Договорились о дальнейшем кураторстве семьи и помощи.

Через месяц получили первый сигнал. К уполномоченному за консультацией обратился уже другой региональный фонд – они оказали материальную помощь этой же бабушке на… покупку дома за «символические 20 000 рублей»!

Второй фонд попался на том, что передал денежные средства лично бабушке, а не продавцу дома, т.е. оказал материальную помощь на конкретную цель. Такое возможно и практикуется при наличии подтверждающих документов (чеков, квитанций, договоров). Откуда же они взялись, спросите вы? А помогли всё те же сердобольные работники совхоза – а может, они имели «свой гешефт»? Вот так 5 раз продашь один и тот же дом – и уже 100 000 рублей!

С кураторства, конечно, семью мы сняли и вынесли из этой ситуации главный урок: формально человек может быть нуждающимся, а на деле оказаться мошенником.

Чтобы оградить себя от таких недобросовестных благополучателей, наш фонд выработал несколько правил:

  1. Проверка не только документов

В нашей стране, как известно, официальные цифры заработков граждан сильно занижаются. Человек по документам может получать «минималку», а на самом деле иметь вполне себе приличный доход. Поэтому обращайте внимание, во что одеты люди, приходящие к вам просить о помощи. Лучше навестить их по месту проживания, чтобы оценить условия. Если такой возможности нет, работайте в партнерстве с органами социальной защиты – попросите их сделать акт обследования семьи и дать заключение.

  1. Общайтесь с коллегами по сектору

Этот пункт касается, в основном, региональных НКО. Когда в фонд обращается новый нуждающийся, стоит сделать запросы в основные областные благотворительные организации – вдруг этот человек уже состоит на учете? Какую репутацию он имеет? На что получает помощь? Это необходимо делать, чтобы усилия благотворительных фондов не дублировались, и можно было бы охватить максимальное число действительно нуждающихся. Вышеизложенной ситуации можно было бы избежать, если бы второй фонд связался с нами до выделения материальной помощи.

  1. Старайтесь не оказывать помощь деньгами

Как правило, человек обращается в благотворительный фонд с конкретным запросом — нужны продукты, лекарства, одежда, канцтовары. Закупите продуктовые наборы, подберите б/у одежду, приобретите лекарства по рецепту. Если человеку действительно нужно именно то, о чем он просит, он с благодарностью примет вашу помощь. Если же человек мошенник, он будет настаивать на выделении ему денежных средств.

  1. Координируйте свои действия с госструктурами

Это касается, прежде всего, сборов на дорогостоящие операции и лечение. Сложно поверить, но почти треть от этих сборов можно было бы не проводить. Многие операции, а также обследования, лечение, проводятся в нашей стране по полису ОМС. Конечно, для получения квоты нужно собрать кучу документов, пройти много инстанций. Часто родители не хотят «заморачиваться» и объявляют сбор. К вам обратились с просьбой помочь собрать средства на уникальную операцию обязательно в Германии? Свяжитесь с местным департаментом здравоохранения – уточните, на самом ли деле операция столь уникальна? Свяжитесь с лечащим врачом семьи – он действительно уже ничем не может помочь, и дорога только в европейские клиники?

Мы привыкли обвинять государство в бездействии, но часто не утруждаем себя узнать обо всех возможностях и благах, которое оно предоставляет.

  1. Предложите оказать содействие в поиске работы

Сегодня любой руководитель НКО имеет обширные связи в сфере бизнеса. И когда к вам обращается человек, потому что ему сложно прокормить себя и детей на нищенскую зарплату или он вообще нигде не работает, предложите ему содействие в поиске достойной работы. Наш фонд придерживается принципа оказания поддержки в трудной жизненной ситуации, но не предоставления постоянного «финансового костыля». Тот, кто несет ответственность за свою жизнь, согласится, человек же в позиции «жертвы» или мошенник — непременно откажется.

Конечно, эти правила для многих благотворителей совсем не открытие, а для некоторых – обязательные условия работы. Но следует помнить, что исполнение их выборочно оставляет лазейки для мошенников. Только общее, системное применение этих советов поможет противостоять нечистым на руку «разводилам» и спасти тех, кто действительно ждёт вашей помощи.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply