Базовые ценности: как «Рыбаков Фонд» развивает дошкольное образование


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В рамках #ЩедрогоВторника «Рыбаков Фонд» решил поощрить трех педагогов-победителей Всероссийского конкурса имени Льва Выготского, финал которого состоялся весной этого года. Теперь лучшая тройка педагогов из регионов страны получит возможность учиться в магистратуре Шанинки — Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Цель Всероссийского конкурса имени Льва Выготского — развитие дошкольного образования и распространение лучших практик. Рыбаков Фонд в рамках своих инициатив выделяет гранты как на развитие проектов, так и на поддержку педагогов. Ежегодно проходит Летняя школа конкурса им. Л.С. Выготского 2018.

«Дошкольный педагог играет ключевую роль при формировании базовых ценностей человека с раннего детства. Выготский видел огромный потенциал в организации среды, позволяющей ребенку гармонично расти и развиваться. Главная задача «Рыбаков Фонда» — формирование такой социально-образовательной среды, в которой каждый педагог раскроет в себе внутреннюю энергию преобразования», — говорит Екатерина Рыбакова, сооснователь «Рыбаков Фонда».

В #ЩедрыйВторник «Рыбаков Фонд» решил подарить дополнительный бонус победительницам конкурса.  Теперь педагоги получают возможность учиться в магистратуре Высшей школы социальных и экономических наук и получить специальность управленца в сфере программ дошкольного образования. 

Участницы Летней Школы «Рыбаков Фонда»

«Мне пришлось все начинать с нуля»

Любовь Алексеева

Любовь Алексеева,  воспитатель МБДОУ «Детский сад №180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики, уже 20 лет работает в сфере дошкольного образования. «Я закончила педучилище, потом университет, постоянно занимаюсь самообразованием, повышаю квалификацию. Стараюсь не стоять на месте, двигаться вперед», — рассказывает педагог. Собственно, и проект ее вырос из очередного обучения, на которое Любовь сначала отправилась сама – решила подтянуть знания в программировании.

«Нужно было создавать изображение методом сканографии.  У меня все получилось, и я решила – почему бы свой успех в этой области не адаптировать на детях. Но в России подобных проектов для детей дошкольного возраста не было. Мне пришлось все начинать с нуля». Так появился проект «Сканография детям». Суть работы в том, что предметы можно выложить в какой-то рисунок, форму и сканировать. Получается художественное изображение, похожее на фотографию. «Мы с ребятами используем пластилин. Ведь можно слепить плоские фигуры, например, на сюжет какой-то сказки. Мы экспериментируем – думаем, как тот или иной объект будет выглядеть, – выводим изображение на экран ноутбука. Как сделать фон – например, цветную бумагу, а может ткань. А потом сканер может все это отсканировать. Получаются удивительные картины».

«Я работаю интуитивно, экспромтом»

В 3 года Кирилл мало что умел из того, что умеют его ровесники. Потом за год научился есть кашу. После — суп. Еще позже – одеваться и раздеваться. И самое удивительное, что все это он делает ногами.

Марина Аржанцева

Уже 20 лет в профессии Марина Аржанцева, жительница Чебоксар, работает в МБДОУ «Детский сад № 164» – причем не просто воспитателем, а тьютором.  «Я работала воспитателем, старшим воспитателем. Потом перешла к тьюторству — когда к нам в сад, а у нас обычный общеразвивающий садик, — пришел особый ребенок.  У Кирилла нет ручек – он таким родился. Мне предложили повысить квалификацию. Правда, спросили: «Понимаете ли вы, на что идете?». Методик-то ведь работы с такими детьми нет, я работаю интуитивно, экспромтом», — рассказывает Марина Аржанцева. На конкурс Выготского она подала свой проект сопровождения ребенка с инвалидностью и социализации таких детей «Границам вопреки».

Собственно, весь проект и работа посвящена Кириллу. Но на этом примере прекрасно видно, как можно из совершенно беспомощного ребенка сделать самостоятельного человека. Кириллу сейчас 7 лет, скоро в школу, и за 4 года, которые Марина работает с Кириллом, он прошел огромный путь.

Папа Кирилла, пытаясь устроить сына в садик, столкнулся с неприятием, ему пришлось скрывать в телефонных разговорах, что мальчик с особенностями – потому что отказывали. Но Марина Аржанцева не испугалась взять на себя ответственность работы с Кириллом.

«Мы начали многому учиться. Уже в первый год работы я вышла на директора спортивной паралимпийской школы. И Кирилл начал заниматься в бассейне! – рассказывает Марина. – И он добился невероятных успехов! Он может плыть 3 километра без остановки, в течение 45 минут! В бассейне он плавает наравне с другими детьми и проплывает не последний. Занимается почти каждый день. В 6 утра он уже в бассейне».

«Для меня – огромное достижение, что Кирилл так много теперь умеет делать сам! И ест, и сам постель застилает, и вообще может себя полностью обслуживать! Он даже пишет лучше чем другие дети. Да, ножками. Он все делает ногами»,  — говорит Марина Аржанцева.

«Я просила родителей дома закреплять успех. Мама говорила: «Я не могу, мне его жалко». Но я не отставала. Я попросила купить пластиковые лыжи – и Кирилл пошел на лыжах. Через год перешли на деревянные. Мама говорит даже, что ее старший ребенок не умеет так ловко кататься на лыжах, как Кирилл!», — рассказывает Марина.

А еще важная победа тьютора – что Кирилл научился преодолевать и психологический барьер. Теперь он перестал стесняться своей особенности. И не боится объяснять детям, почему у него нет рук.  

Казалось бы, можно было не тратить столько сил на обучение ребенка, можно же просто все делать за него. Но Марина решила иначе – Кирилла нужно социализировать и сделать самостоятельным! Кстати, Кирилл ходит еще на музыкальные занятия, занятия с логопедом и психологом.  Ребенок теперь счастлив и развит. А на грант, полученный весной в финале конкурса, Марина приобрела набор робототехники, и Кирилл активно осваивает эту науку.

«Рыбаков Фонд помог мне поверить в себя. Приятно, что экспертное жюри оценило мой проект. Когда мы начинали работу с Кириллом, мы и не думали, во что это выльется. Для меня задача — помочь ребенку, чтобы он не прятался от людей, чтобы был независимым и потом, когда вырастет, и сам тоже приносил какую-то пользу людям», — говорит Марина Аржанцева.

Теплая книжка для пения

Татьяна Жильцова

Музыкальный руководитель из села Акьяр Башкортостана, 30-летняя Татьяна Жильцова, уже 10 лет учит малышей музыке в детском саду и очень любит свою работу. Причем любит ко всему подходить творчески. Вот и для обучения детей пению Татьяна придумала собственную методику «Зоомелодика». «Свою инновационную авторскую музыкальную педагогическую технологию по развитию у детей хоровых и певческих навыков я апробировала сначала в нашем регионе, на конкурсе «Педагог года», победила — и решила отправить свой проект на конкурс Выготского, — рассказала Татьяна. – Прошла в финал и была  приглашена в летнюю школу. Эта была огромная площадка для развития творческого потенциала педагогов. Мы общались со светилами педагогической сферы и науки России, учились дизайну мышления, работали с коучами и тренерами, учились создавать проекты в образовательной сфере».

Маленький ребенок еще не умеет петь. Но зато – и это все мы знаем – очень любит изображать звуки животных, их повадки.

«И я решила направить эту свободную деятельность ребенка в правильное русло, — рассказывает Татьяна. – Так родилась книга – половина ее сделана из фетра, а в книге — бабушкин дворик, лес, пустыня, море, а в каждой природной зоне – свои животные. Мы с ребенком путешествует по книге, и он распевается».  Суть «Зоомелодики» — в форме игры-путешествия обучить ребенка первоначальному звукообразованию.

Летняя Школа «Рыбаков Фонда»

«Педагоги должны сами все время учиться»

«Мне кажется, обучение, которое мы пройдем в Шанинке, будет полезно, особенно для нашего региона. У нас нет новшеств, а я, как современный молодой преподаватель, шагающий в ногу со временем, получив знания в московском вузе, смогу принести в нашу республику что-то новое, творческое», — уверена Татьяна Жильцова.

Дополнительное  поощрение в виде обучения в Шанинке стало для Марины Аржанцевой сюрпризом.  «Мы такую учебу оплатить не в силах, даже половину, — говорит Марина. – Теперь за два года мы отучимся в магистратуре и получим специализацию управленца, и это ценный шаг вперед. Сейчас обычные педагоги должны быть очень компетентными, ведь активно меняется среда, термины, подходы».

« Это обучение –новое знание, новое общение, ведь с нами учатся в Шанинке те, кто уже занимает руководящие должности, это новый уровень. И для нас, педагогов-дошкольников, это большой скачок в карьере, — замечает Любовь Алексеева. — Буду надеяться, что благодаря «Рыбаков Фонду» мы получим новые перспективы в будущем. А вообще, я очень рада, что педагогов поддерживают. Это единственный фонд, который искренне и безвозмездно продвигает педагогику в дошкольной сфере. Мне очень нравится их миссия».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий