Кому нужна нефинансовая отчетность?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Практике нефинансовой отчетности в России в 2010 году исполняется десять лет. За это время отношение бизнеса к социальной ответственности существенно изменилось, но все же нельзя сказать, что информирование общества об экономических, экологических и социальных достижениях корпораций, их помощи некоммерческим организациям и нуждающимся стало повсеместным правилом.

Согласно данным РСПП на 10 декабря 2009 года, в России зарегистрировано 198 нефинансовых отчетов 75 компаний. Из них — 33 экологических, 115 социальных и 50 в области устойчивого развития. Российские особенности этой сферы, основные тенденции и проблемы обсуждались на конференции «Нефинансовая отчетность: опыт и перспективы развития в России», которую провел журнал «Бизнес и общество» 17 декабря 2009 года.

Играть по международным правилам

Отчетность, пожалуй, — отдельная часть работы бизнеса, требующая достаточно большого количества вложений. Финансовый отчет абсолютно необходим, и без него не может обойтись ни одна коммерческая компания, нефинансовый же – сугубо выражение доброй воли. Тем не менее многие корпорации считают нужным тратить на эту необязательную вещь время, силы и средства. Зачем им это?

Число компаний, присоединяющихся к практике создания нефинансовых отчетов, медленно, но растет с каждым годом. Анализ состава участников показывает, что в основном это крупные компании, стремящиеся к интеграции в глобальный бизнес.

Алексей Костин

Алексей Костин. Фото с сайта www.soc-eco.ru

«Они просто не могут позволить себе этим не заниматься, находясь под объективным прессом международных и частично российских стейкхолдеров», — так комментирует ситуацию исполнительный директор НП «КСО — Русский Центр» Алексей Костин. Он отмечает, что «малый и средний бизнес фактически игнорирует нефинансовую отчетность. Стейкхолдеры в России, за редкими исключениями, не могут повлиять на бизнес в плане принуждения к добровольному раскрытию информации. Это проблема институциональной среды и развития конкуренции в нашей стране. Поэтому лишь только 70 крупных российских компаний, работающих на международных рынках, экспортируя свою продукцию или имея активы за рубежом, серьезно и последовательно используют нефинансовую отчетность, поскольку таковы правила международной конкуренции».

Честным быть выгодно

Несмотря на то что во многих случаях написание социальных отчетов носит вынужденный характер, эта практика, безусловно, полезна. Г-н Костин уверен, что «компаниям, серьезно относящимся к теме нефинансового отчета, значительно легче привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы с международного и российского рынков капитала».

Государство также заинтересовано в повышении эффективности информирования общества о достижениях бизнеса. «В Совете Федерации на протяжении пяти лет проводятся парламентские слушания по нефинансовой отчетности. Ежегодно присуждается премия за лучший социальный отчет, ее лауреат становится участником аналогичного европейского конкурса», — отмечает заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрей Хазин.

Есть и еще один момент: менеджеры компаний, постоянно занимающиеся созданием нефинансовых отчетов, считают, что этот процесс можно использовать и для повышения качества корпоративного управления.

Подготовка таких документов приводит к необходимости серьезной проработки общей стратегии развития компании. Главный специалист Управления корпоративных коммуникаций Департамента общественных связей ОАО «ЛУКОЙЛ» Юлия Мартынова убеждена, что рано или поздно крупные компании осознают, что помимо осуществления благотворительной и спонсорской деятельности необходимо что-то качественно новое, более фундаментальное, что более детально отразит позицию компании в области устойчивого развития. В таком случае КСО уже осознанно рассматривается как составляющая корпоративного управления. Компания начинает задумываться о необходимости совершенствования нефинансовой отчетности. А это новый этап в развитии компании и переход на качественно новый уровень менеджмента.

Риски открытости

Нефинансовая отчетность должна работать, помогать компании производить добавленную социальную стоимость – именно для этого она и нужна.

Однако каждый, кто решается на публикацию социального отчета, должен быть готов к тому, что его деятельность станет предметом общественного обсуждения. И хотя в этой области действуют «мягкие» стандарты, как правило, информация говорит сама за себя: довольно легко понять, насколько компания действительно заинтересована в устойчивом развитии. Очевидно, что многие корпорации предпочитают оставаться в тени, опасаясь представлять данные, показывающие их не в выигрышном свете.

Нефинансовые отчеты разных компаний значительно отличаются друг от друга. Они готовятся в разных форматах и предполагают использование различных методик и стандартов. Важно, чтобы в них содержалась информация о реальных системных инвестициях в социальные, экологические и другие проекты. «Если в компании нет утвержденной стратегии устойчивого развития и политики в этой области, не помогут ни красивая форма, ни большое количество показателей», — убежден Алексей Костин.

Когда отчет – простой набор показателей, а не серьезный анализ деятельности, вместо ожидаемого положительного результата можно получить обратный эффект.

«От формального подхода больше вреда, чем пользы, – считает Любовь Аленичева, директор по развитию ООО «АСИ консалтинг». — Обилие индикаторов GRI в отчете не превращает его автоматически в отчет об устойчивом развитии. Формализм нередко приводит к неблагоприятным последствиям, например, в отношениях с западными инвесторами. Обнаружив, что суть отчета не соответствует ожиданиям, они отказываются от желания вкладывать средства в российский бизнес».

Точки роста

Нефинансовый отчет может стать инструментом развития компаний: выявление проблемных аспектов деятельности позволяет ее анализировать и корректировать. Но к откровенному и честному обсуждению существующих проблем готовы еще очень немногие.

Подчас этого не делают даже независимые аудиторы. Вопрос объективности аудита вынес на обсуждение координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF Алексей Книжников. Он уверен, что если независимый аудитор заверяет нефинансовый отчет, то он должен указывать на недостатки. Однако это происходит не всегда.

В качестве примера представитель WWF России рассказал об отчете по устойчивому развитию НК «Роснефть» за 2008 г. с высшим уровнем применения стандарта GRI «А+». По словам Алексея Книжникова, компания «Эрнст энд Янг», проводившая независимый аудит, не отметила, что по некоторым ключевым показателям экологической и энергетической эффективности учет и отчетность в компании не ведутся.

В отчете «Роснефти» открыто представлена информация о проблемных аспектах – например, об ухудшении ряда экологических показателей в связи с приобретением новых активов. WWF России считает, что компания показала свою прозрачность, предоставив информацию в том числе на запрос WWF о недостающих данных в отчете, и оказалась объективнее и честнее независимой аудиторской проверки, которая не выявила эти проблемы.

Юрий Федутинов

Юрий Федутинов. Фото с сайта www.radioacademy.ru

Не так проста, как кажется на первый взгляд, и тема освещения практики нефинансовой отчетности в СМИ. Действительно ли компании готовы к публичному обсуждению их социальной деятельности?

Генеральный директор радиостанции «Эхо Москвы» Юрий Федутинов задал представителям бизнеса прямой вопрос: «Не опасаетесь ли вы, что СМИ займутся вашей нефинансовой отчетностью?»

Он подчеркнул, что журналисты – народ въедливый и, не обольщаясь позитивными данными, «будут искать за одной строкой две другие». Например, крупная компания потратила 850 000 рублей на свои социальные и экологические проекты. Журналист наверняка поставит вопрос: «А что это для масштабов деятельности корпорации? Не стоил ли выпуск шикарного буклета с отчетностью дороже?»

Аналогично при проведении репортажа о социальной акции компании в детском доме неангажированный журналист, скорее всего, обратит внимание не на детский восторг от полученных подарков или отремонтированной комнаты, а на острые проблемы, существующие там. Какова ситуация с сокращением персонала? Нормированный ли рабочий день? Что происходит в комнате по соседству с той, где устраивается праздник? Такие вопросы представляют для СМИ гораздо больший интерес.

Если компании не готовы к критике ее социальных и экологических инициатив, взаимодействие со СМИ должно строиться в рамках PR-стратегии. Юрий Федутинов рекомендовал представителям PR-отделов компаний выстраивать долгосрочные отношения со СМИ, найти два-три опорных информационных издания и работать с ними, регулярно информируя выбранных партнеров о своих достижениях в социальной деятельности.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий