Оценить бесценное


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
"Меняющийся музей в меняющемся мире"

Программа фонда В.Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире"

Доноры и благополучатели обсудили, сколько стоит культура. Разные слои общества в цене не сходятся: государство тратит деньги неэффективно, а частных инициатив по поддержке культуры пока мало. Сектору не хватает профессиональных менеджеров, однако и бизнес-подход – не панацея.

1 марта при поддержке фонда Прохорова в столичном «Марриотте» прошла ежегодная конференция газеты «Ведомости». Заявленная тема – «Сколько стоит культура? Разговор благотворителя с благополучателем».

Признанный бренд

«Культура является важнейшим рычагом экономики – начала свое выступление Ирина Прохорова, соучредитель благотворительного Фонда Михаила Прохорова. — Успех любого общества невозможен без образованных, культурных людей, которые способны двигать вперед науку, бизнес, социальные институты. И культура в ее широком значении может служить катализатором позитивных изменений в обществе, как на уровне страны, так и на уровне регионов, локальных сообществ».

«Русская культура, в отличие от русской политики или экономики – это бренд, признанный и уважаемый во всем мире», – вторили Прохоровой приглашенные спикеры.

Присутствующим стало совершенно очевидно, что культура бесценна, и вопрос о том, сколько она стоит, больше не поднимался.

Может, потому озвученный г-жой Прохоровой вопрос о создании условий для развития культуры, специфическом соотношении среды «заказчик — исполнитель» не нашел ответа, повиснув в воздухе. Что делать с отсутствием «заказчика» культурного развития страны? Как образовывать заказчиков, заинтересованных в становлении и развитии профессиональной культуры — тех, кто хочет наслаждаться культурой и образованием, будь то государство, состоятельные частные лица, обычные граждане? Как доносить до них важность и значимость культурных программ и проектов? Какую роль могут сыграть в этом процессе некоммерческие организации, государственные учреждения культуры, крупные частные фонды? Вероятно, на все этим вопросы еще предстоит искать ответы.

Спектакль Театра.doc "Заполярная правда"

Спектакль Театра.doc "Заполярная правда" (при поддержке фонда Прохорова)

Департаментская культура

Зато живейшая дискуссия завязалась о двойственной роли государства в поддержке культурных проектов. Заслуженный учитель РФ, публицист, поэт, политик Евгений Бунимович остроумно заметил, что государство воспринимает как культуру только то, что делается с участием самого государства. А за пределами программ профильных департаментов культуры нет.

В то же время, любое участие органов власти вольно или невольно привносит идеологический подтекст в любой культурный проект, а зачастую меняет его логику и изначальные подходы.

«Я, работая учителем, стал в свое время грантополучателем Сороса, — делится опытом Бунимович. – и получил деньги, даже не подавая никаких заявок и документов. Меня номинировали выпускники – бывшие ученики. Прекрасная модель, работающая, прозрачная, ясная. Когда я пришел в Мосгордуму и предложил поощрять выдающихся учителей, моя идея была поддержана — появились гранты Правительства Москвы. Но тут же началась своя история. Если Джордж Сорос поддерживал только 4 предмета (физика, математика, биология, химия), то правительственные гранты должны были распространяться на всех школьных учителей, в том числе и гуманитариев. Встал вопрос о методике отбора и оценки учителей, поскольку соросовский механизм уже не подходил. Так появились заявки, которые писали сами учителя, и т.д. и т.п. История приняла другой вид, стала работать по другому принципу».

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
  • исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ)
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
  • картина мира;
  • «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга)
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)
  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

Источник: Википедия

Елена Коловская, директор благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», указала на существующий перекос в финансировании государством культурных проектов. «В негосударственном секторе происходит масса всего интересного, нового, свежего. И то, что некоммерческие организации и благотворительные фонды делают за рубль, государственные структуры делают за сто рублей, поскольку необходимо содержать большие штаты, здания и прочее, — полагает она. – Работая в Экспертном Совете при Комитете по культуре правительства Санкт-Петербурга, я каждый год наблюдаю, что только 10% от поступающих заявок на финансирование – это заявки от НКО. При этом неправительственные организации просят очень скромные суммы. Львиная доля заявок приходится на проекты и программы госучреждений. И им выдают миллионы, потому что все их знают, с ними уже привыкли работать».

Большой фестиваль мультфильмов в Норильске

Большой фестиваль мультфильмов в Норильске (фонд Михаила Прохорова)

Поддержать третий уровень

Профессор ГУ-ВШЭ, заведующий кафедрой «Прагматика культуры» Александр Долгин представил свою классификацию культуры и критерии ее оценки. Из трех уровней культуры — профессиональная, которая живет по законам бизнеса; государственная (культурное наследие, например), и низовая, «инициативная» культура — Александр Долгин предложил в разрезе благотворительности обсуждать третий, «народный» уровень. Здесь «простые люди» наиболее вовлечены в культурный процесс.

«Традиционная» культура (профессиональная и государственная) оценивается с использованием традиционных же инструментов измерения результатов (кассовые сборы, рейтинги, аудитория, реакция экспертного сообщества, медиа-отклик).

А для новой «инициативной» культуры нужны новые критерии оценки, считает эксперт.

За основу предлагается взять отклик аудитории, то есть обратную связь между производителями культурных объектов и их потребителями. И здесь новые возможности коммуникации представляет интернет, который обеспечивает моментальную обратную связь, прямой глас народа. При этом следует измерять «сумму любви», то есть положительные отклики, оценки тех, кому это действительно важно и нужно. Экспертное сообщество в этом случае выступает как составная часть более широкой аудитории.

Культурные управленцы

Одним из ключевых стал вопрос о профессиональных кадрах. О менеджерах в сфере культуры, которые, с одной стороны, должны быть профессиональными управленцами, способными разговаривать на языке цифр и стратегического мышления, а с другой – владеть специфическими знаниями предмета. На таких людей есть запрос в частных благотворительных фондах, потому что нужен анализ потребностей «культурной публики», нужно внедрять лучшие мировые и российские практики.

Впрочем, на конференции прозвучала мысль, что только бизнес-подхода недостаточно.

Нельзя обойтись без «старого» подхода, — когда благотворительность, культурные проекты являются делом жизни людей.

Людей, которые не сменят завтра сферу деятельности из-за сложностей или разочарования.

Не работают «чистые» бизнес-модели и в отношении доноров: участники конференции сошлись во мнении, что даже налоговые льготы не станут тем стимулом, который заставит благотворителей уделять большее внимание культурным проектам. Это вопрос приоритетов для благотворителей, вопрос понимания важности и значимости культуры для развития общества. «Три частных благотворительных фонда в стране, занимающихся вопросами культуры – этого недостаточно, подчеркнула Наталья Самойленко, исполнительный директор фонда В. Потанина. – Чтобы культура в стране процветала, необходима поддержка разных инициатив».

1 comment

Add yours
  1. Мизантроп

    Что делать, спрашиваете? Действовать по принципу рекламы. Заводишь с утра до вечера какую-нибудь навязчивую байду, а потом требуешь денег на настоящее искусство, чтобы этого кошмара больше не было.

Добавить комментарий