Социальные рекламщики уловили ветер перемен


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

 

Илья Логутенко в социальной рекламе WWF Россия. Иллюстрация с сайта http://1soc.ru/

5 октября в Общественной Палате (ОП) обсуждали, как решить проблемы налогообложения социальной рекламы. В последнее время это популярная тема в благотворительном сообществе, о чем «Филантроп» уже подробно писал. Есть шанс, что вскоре часть проблем будут разрешены.

В этом, в частности, уверена Елена Тополева, сопредседатель рабочей группы ОП по развитию благотворительности, директор АСИ. «В феврале этого года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев направил президенту письмо, где отметил, что телеканалы готовы безвозмездно размещать ролики социальной рекламы, однако при этом они обязаны будут заплатить многомиллионные налоги, — рассказала Тополева. — Президент дал поручение разобраться, Правительство представило пакет законопроектов, один из них в первом чтении рассматривает Госдума».

А всего сейчас на рассмотрении в государственной Думе целых четыре законопроекта, предметом которых является социальная реклама и ее налогообложение: попправки ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в закон «О рекламе», в часть вторую Налогового кодекса в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности и изменения в статью 582 второй части ГК (о признании безвозмездных услуг дарением в форме пожертвований).

Похоже, что СМИ действительно избавят от несправедливого налогообложения. Однако облегчения бремени НКО – освобождения их от налога на прибыль – по-прежнему не ожидается.

Впрочем, до фискальной революции – пусть даже только для СМИ – еще далеко. Во-первых, само понятие «социальная реклама» на сегодняшний день не определено однозначно, и эксперты прогнозируют сложности при его квалификации. Во-вторых, освобождение от налогов отнюдь не панацея — деятельность по распространению рекламы нельзя рассматривать в отрыве от всего технологического процесса (об этом говорил Александр Виноградов, начальник Управления правового сопровождения рекламы ООО «Газпром-Медиа»).

И третий момент, характерный для юриспруденции РФ в целом: проблемы в области правоприменения. Толкование норм законов при проведении налоговых проверок – отдельная сложная тема. Кстати сказать, на круглом столе не было представителей налоговых органов, хотя они были приглашены.

Вообще, координация между различными участниками процесса явно оставляет желать лучшего. Все четыре законопроекта, касающиеся социальной рекламы, разрабатываются в четырех разных комитетах, которые работают независимо и отнюдь не всегда взаимодействуют друг с другом.

Такая ситуация вполне типична для органов управления. Например, 27 февраля президент РФ Дмитрий Медведев поручил ФАС и ФНС России предложить решение проблемы налогообложения безвозмездной социальной рекламы. По словам начальника отдела методологии законодательства о рекламе ФАС России Яны Скляровой, в ее ведомстве активно взялись за работу и через некоторое время предоставили предложения. «А потом в Правовом управлении при президенте спохватились и сказали: так есть же законопроект Минфина, давайте сравним, — рассказала Яна Склярова. — Мы сразу признали, что проект Минфина лучше и полнее – решили, что мы поддержим его, а дальнейшая разработка нашего проекта нецелесообразна».

Можно ли что-то сделать для улучшения координации? Собравшиеся за круглым столом предложили, по крайней мере, устроить общее совещание, пригласив как представителей всех четырех комитетов, так и юристов СМИ и НКО. Мероприятие запланировано организовать в ближайшее время, в ноябре. Будем надеяться, что эта встреча состоится и мнение НКО и СМИ, готовых заниматься социальной рекламой, будет хотя бы в небольшой части учтено.

1 comment

Add yours
  1. Прохожий

    Мне кажется, освобождения от налогов будет недостаточно, чтобы наши СМИ снизошли к социальной рекламе. Полуголые календари в подарок Путину — верх некоммерческой активности большинства журналистов. Увы

Добавить комментарий