Дыра в бюджете или решение социальных проблем?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

10 сентября в Общественной Палате РФ обсуждали законопроект, призванный облегчить налоговое бремя компаниям, жертвующим на благотворительность. Эти слушания организовали Комиссия по развитию благотворительности и волонтерства ОП совместно с Форумом Доноров.

Законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части включения организациями отдельных пожертвований в состав внереализационных расходов» был предложен Минэкономразвития. Он предусматривает, что компании-налогоплательщики получают право включать расходы на благотворительную деятельность в состав внереализационных расходов в размере не более 10% от прибыли, полученной в соответствующем налоговом периоде.

О первой и далеко не восторженной реакции на этот законопроект со стороны Минфина «Филантроп» уже писал. Финансисты опасаются потерять часть бюджетных доходов и боятся злоупотреблений. Сейчас Минэкономразвития готовится к новому раунду обсуждений законопроекта с Минфином. Одно из согласительных совещаний должно произойти уже в среду, 12 сентября, и для продуктивного диалога необходимы весомые аргументы. На Общественных слушаниях, представителей Минфина, увы, не было, и остается надеяться, что все высказанные доводы будут сообщены им на межведомственном совещании.

Сколько потеряет бюджет?

Первый пункт опасений Минфина – увеличение дефицита федерального бюджета.

Напомним, что по итогам 2011 года налог на корпоративную прибыль принес бюджету 343 млрд рублей, или около 3% дохода. В августе «Филантроп» приводил прогноз главного экономиста ФК «Открытие» Владимира Тихомирова на 2012 год. Эксперт считает, что в текущем году сохранится схожая пропорция. «Дефицит федерального бюджета запланирован на этот год в размере 68 млрд рублей. Если новая норма будет принята, и все компании будут ею злоупотреблять, то дефицит бюджета вырос бы до 105 млрд рублей», — сказал Владимир Тихомиров BFM.ru.

Однако такой урон бюджету будет нанесен лишь в том случае, если с введением налоговых льгот все без исключения компании примутся активно заниматься благотворительностью, и, более того – все до единой будут заниматься ею настолько плотно, что злоупотребят льготами на 37 млрд. рублей. Что весьма сомнительно.

К тому же, потери бюджета не так катастрофичны, как это кажется на первый взгляд, — уверены эксперты. «Недостаток денег в казне будет перекрыт 5-кратным получением социальной сферой средств на решение значимых проблем, — уверен Илья Чукалин, заместитель директора Департамента стратегических управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития. — Например: компания получила вычет в 200 млн рублей (20%) – это значит, что в социальную сферу пришел миллиард».

При этом появление налоговой льготы увеличит объемы благотворительной деятельности. «Если это предложение будет принято, это, несомненно, будет существенным вкладом в экономику некоммерческого сектора, — считает Мария Черток, директор CAF Россия. — Пожалуй, даже более значительным, чем индивидуальный налоговый вычет, появившийся в 2012 году. Благотворительный вклад корпораций значительно больше, чем частных лиц. У корпораций есть, как правило, и возможность, и желание воспользоваться этой льготой. В отличие от физических лиц, которые из-за 13 % от небольших пожертвований не будут «заморачиваться» с налоговой декларацией. Это реально приведет к тому, что денег в секторе станет больше».

Кроме того, у некоммерческих организаций появится серьезный аргумент в переговорах с компаниями: почему им стоит заниматься благотворительностью. Так считает директор по развитию Даунсайд Ап Ирина Меньшенина: «Сейчас основной мотив — имидж… Но не всем нужен имидж – если мелкая фирма торгует булочками, ей это неинтересно. Деньги берут понемногу из разных статей: чуть-чуть из маркетинга, часть — из рекламы или работы с персоналом. Самого очевидного и простого аргумента у нас нет. Если закон примут, он появится».

Еще раз о злоупотреблениях

Тема злоупотреблений – второй пункт названных опасений Минфина, — вызвала и новый виток «критических» журналистских комментариев. «Это может стимулировать уклонение от уплаты налогов с помощью «как бы благотворительности»» — можно прочитать, например, в уважаемой газете «Известия».

Оставим в стороне набившую оскомину тему «недоверия граждан к бизнесу», и попробуем мыслить логически: насколько это в действительности выгодно предприятиям?

«Что значит для компании, такой как ТМК (Трубной металлургической компании) эта льгота? – спрашивает Сергей Ильин, советник генерального директора ТМК. — Если математически – экономия на налогах на прибыль порядка нескольких млн рублей в год». Бизнесмен подчеркнул, что принятие закона для компаний скорее не экономическая, а идеологическая мера: «Тем самым государство признает бизнес как партнера социальной деятельности, показывает, что готово разделять риски. Появление такого законопроекта будет означать новое состояние института благотворительности в целом».

Другой очевидный для экономически образованного человека момент состоит в том, что, если предприятие хочет не показывать прибыль, то оно ее и не покажет. «Оно найдет десятки способов – увеличит расходы на управление, например, на различные маркетинговые исследования и т.п., — подчеркнул Илья Чукалин. — Вряд ли кто-то будет играть в игру с благотворительной деятельностью, потому что есть другие формы».

Обсуждать систему взаимоотношений

Надо сказать, что позиция Минфина не нова. «О выпадающих доходах и угрозе злоупотреблений министерство говорит все последние 15 лет, — подчеркнула Лариса Зелькова, член ОПРФ, Генеральный директор благотворительного фонда В.Потанина. — Вопрос в том, чувствуют ли себя государственные институции способными контролировать управленческие процессы. Это вопрос взаимного доверия и осознания государством собственной силы. Нужно объяснять властям, что пора выйти за пределы привычных слов и обсуждать систему взаимоотношений с бизнесом в этой сфере».

Обсуждать можно, приводя цифры и факты, считает Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума Доноров». По результатам, например, американских исследований, доля благотворительности крупных компаний составляет меньше 1% от прибыли. «У них есть исторический максимум – 2% от прибыли, — сказала Наталья Каминарская. – По данным же исследования «Лидеры корпоративной благотворительности», в российских компаниях доля благотворительности может составлять порядка 5% от прибыли. А прогноз результатов исследования этого года таков: объем благотворительных денег увеличится почти в два раза по сравнению с прошлым».

В России достаточно много людей, заинтересованных в принятии закона о налоговых льготах компаниям, занимающимся благотворительностью. Среди них есть грамотные экономисты, юристы и менеджеры, — они могли бы внести свою лепту в создании базы аргументов, которая помогла бы обосновать его принятие. Такие предложения и рекомендации, могущие помочь Минэкономразвития в диалоге с Минфином, принимаются до пятницы, 14 сентября, по адресу: oracheva_oi@interros.ru

1 comment

Add yours

Добавить комментарий